Средства мирного урегулирования межгосударственных споров

Средства мирного урегулирования межгосударственных споров.Место переговоров среди средств мирного урегулирования споров между государствами. Основные правила ведения переговоров при разрешении межгосударственных споров. Готовая контрольная работа Международному праву. Скачать бесплатно.

Объем работы: 24 стр.; Год: 2011; Страна: Россия.

Введение

В настоящее время в мире чрезвычайно обострился вопрос разрешения кризисных и конфликтных ситуаций. В этой связи особую актуальность приобретает проблема выбора алгоритма действий при их разрешении. Данный выбор в значительной мере зависит от интересов сторон и при их содействии должен основываться на принципах между народного права.
В международном праве в качестве императивного сложился принцип мирного разрешения споров, согласно которому международные споры должны разрешаться исключительно мирными средствами .
Принцип мирного разрешения споров развивался параллельно с принципом запрещения применения силы или угрозы силой.
Принцип мирного разрешения споров закреплен в Уставе ООН , а так же в ряде других универсальных международно-правовых документов, разработанных в соответствии с ним. Среди таких документов можно выделить Декларацию о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 года, Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 года, Манильскую декларацию о мирном разрешении международных споров 1982 года .
Все средства мирного разрешения международных споров традиционно делятся на две группы. Переговоры, консультации, примирение, следственная и согласительная комиссии, посредничество и добрые услуги составляют первую группу и определяются как дипломатические средства, потому что стороны всецело контролируют спор и могут принять или отвергнуть предложенный механизм его урегулирования. В другую группу входят международное арбитражное (третейское) и судебное разбирательства.
Среди указанных средств мирного разрешения международных и межгосударственных споров, как показывает международная практика, особую значимость имеет такое средство, как переговоры. Что предопределяет актуальность темы настоящей работы.
В данной работе автором рассмотрены следующие вопросы: место переговоров среди средств мирного урегулирования споров между государствами; роль и значение переговоров, основные правила ведения переговоров при разрешении межгосударственных споров. к оглавлению ↑

1. Место переговоров среди средств мирного урегулирования споров между государствами

Все Члены Организации Объединенных Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость (ч.3 ст.2 Устава ООН).
Согласно этому принципу, каждое государство разрешает свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, без-опасность и справедливость.
Государства должны в соответствии с этим стремиться к скорейше¬му и справедливому урегулированию своих международных споров путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбит¬ража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору. В поисках такого урегулирования стороны должны приходить к согла¬сию в отношении таких мирных средств, которые соответствовали бы обстоятельствам и характеру спора .
Стороны в споре обязаны в случае, если не достигнут разрешения — спора путем одного из вышеупомянутых мирных средств, продолжать стремиться к урегулированию спора с помощью других согласованных между ними мирных средств.
Государства, являющиеся сторонами в международном споре, а также другие государства должны воздерживаться от любых действий, которые могут обострить положение настолько, что будет поставлено под угрозу поддержание международного мира и безопасности, и долж¬ны действовать в соответствии с целями и принципами ООН.
Международные споры разрешаются на основе суверенного равен-ства государств и в соответствии с принципом свободного выбора средств. Применение процедуры урегулирования спора или согласие на такую процедуру, свободно согласованную между государствами в отношении существующих или будущих споров, в которых они явля¬ются сторонами, не должно рассматриваться как несовместимое с принципом суверенного равенства.
Стороны, участвующие в любом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны прежде всего стараться разрешить спор путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору (ч.1 ст.33 Устава ООН).
Статья 33 Устава ООН содержит перечень традиционных, вырабо-танных долголетней практикой государств средств мирного разреше¬ния международных споров или ситуаций, порождающих спор. Но такой перечень не является исчерпывающим, в нем, в частности, не упомянуты так называемые добрые услуги. Возможны в принципе и иные способы урегулирования споров.
Мирные средства разрешения споров по существу можно подраз-делить на две категории: категорию средств, результатом которых яв-ляются рекомендации сторонам в споре, юридически для них необяза-тельные, и категорию средств, результатом которых являются решения, юридически обязательные для сторон в споре.
Рекомендации и решения, касающиеся мирного урегулирование международного спора, выносятся на основании международного права. Но споры могут разрешаться ex aequo et bono, т.е. по справедли¬вости, если стороны в споре с этим согласны, особенно когда соответ¬ствующие данным обстоятельствам положения международного права либо отсутствуют, либо недостаточно ясны.
К первой категории мирных средств разрешения международных споров относятся следующие.
Добрые услуги — содействие не участвующей в споре третьей сто-роны (государства, отдельного лица и т.д.) ведению переговоров между сторонами в споре, не имеющими между собой официальных контак¬тов. Своего рода передаточная инстанция предложений одной стороны в споре другой.
Переговоры сторон в споре — основное средство разрешения спо-ров, поскольку к другим средствам стороны могут прибегать только по взаимному согласию, если заранее не заключили между собой согла¬шения о порядке разрешения своих споров.
Посредничество — участие третьей стороны в разрешении спора, наделенной правом предлагать сторонам в споре те или иные условия его разрешения.
Следственные комиссии — согласованные сторонами в споре отно-сительно их состава органы, в задачу которых входит установление фактов или событий, касающихся существа данного международного спора.
Примирительные комиссии — согласованные сторонами в споре относительно их состава органы, в задачу которых входит рекомендо¬вать сторонам в споре условия его разрешения.
Вторую категорию мирных средств разрешения споров составляют международные суды и арбитражи, решения которых являются юри-дически обязательными.
Международные суды — специально учрежденные и постоянно действующие органы разбирательства международных споров, откры¬тые для обращения к ним всех государств или специально указанных в их учредительных актах государств региональной или иной принад¬лежности. Главным таким судебным органом является Международ¬ный Суд ООН.
Арбитражи либо учреждаются ad hoc (для данного спора), либо создаются заинтересованными государствами на заранее согласован¬ных условиях об их составе для разрешения тех или иных дел, возни¬кающих между создавшими их государствами. В качестве арбитра может выступать, в частности, одно согласованное сторонами в споре лицо.
Существует также Постоянная палата третейского суда, созданная в соответствии с Гаагской конвенцией о мирном разрешении междуна-родных столкновений 1899 г. государствами — участниками этой Кон-венции. Основной задачей Палаты является ведение списка лиц, реко-мендованных государствами-участниками в качестве возможных ар-битров, чтобы облегчить сторонам в споре выбор компетентных лиц в состав тех или иных арбитражей.
Переговоры – одно из важнейших средств, в первую очередь, дипломатической деятельности.
Часто переговоры просто отождествляют с дипломатией. Саму дипломатию зачатую определяют как искусство ведения переговоров. По определению французского дипломатического словаря переговоры являются смыслом существования не только дипломатического агента как главы миссии, но и всей дипломатии в целом, все же остальные формы и виды официальной деятельности дипломата занимают по отношению к ней подчиненное положение.
Словарь международного права дает следующее определение международных переговоров: «Одна из основных форм контакта между представителями разных государств в целях обмена мнениями, решения вопросов, представляющих взаимный интерес, урегулирования разногласий, развития сотрудничества в различных областях, выработки и заключения международных соглашений и т.п.»
Характерными особенностями переговоров являются:
1. Наличие проблемы. Действительно, наличие проблемы для обсуждения является необходимой предпосылкой любых переговоров.
2. Сходство и различие интересов сторон. Это черта является одной из важнейших особенностей переговоров. При полном отсутствии общих интересов отношения между сторонами (государствами) могут быть нейтральными, при расхождении интересов возможна конфронтация. Для переговоров необходима ситуация со смешанными интересами.
3. Взаимозависимость участников переговоров. Взаимозависимыми делают участников переговоров невозможность осуществить свои интересы в одиночку. Естественно, что чем выше взаимозависимость, тем больше шансов успешного завершения переговоров, и наоборот.
4. Сложная структура. Большинство исследователей переговорного процесса выделяют три стадии переговоров: подготовительную, взаимодействие (собственно переговоры) и имплементацию.
5. Общение сторон. Любые переговоры предполагают обсуждение какой-либо проблемы, поэтому общение является неотъемлемым элементом переговоров. Другими словами, без общения сторон не бывает переговоров.
6. Совместное решение проблемы. Это важнейшая характерная черта переговоров, что и отличает, собственно, переговоры от других способов взаимодействия .
Таким образом, переговоры – это диалог между сторонами, обсуждающими идею, информацию и альтернативы, чтобы достичь взаимоприемлемого решения.
На современном этапе роль международных переговоров как средства решения международных проблем многократно возросла. Создание ООН в 1945 году положило начало широкомасштабному использованию переговоров как основного или, по крайней мере, как преимущественного способа взаимодействия между государствами, организациями и лицами на международной арене.
Особенно отчетливо эта тенденция стала проявляться в последние двадцать лет. Связано это было, в первую очередь, с появлением и деятельностью международных организаций (ООН, ОБСЕ) и с появлением так называемых глобальных проблем, решение которых невозможно в рамках усилий одного государства.
Во-первых, мир сегодня стал не просто “тесным”, но и тесно связанным, взаимозависимым. Революции, политические перевороты, военные столкновения в одном районе земли вызывают, благодаря современным средствам коммуникации, положительную или отрицательную реакцию во всех других.
Сталкиваясь друг с другом, втягиваясь как в конфликты, так и в сотрудничество, народы и государства оказываются перед необходимостью понять друг друга.
Во-вторых, мир стал не просто взаимозависимым, но и взаимоуязвимым. Экологические проблемы, угроза взаимного уничтожения в результате ядерной войны сводят на нет возможности силового решения теми или иными странами своих проблем во внешнеполитической сфере.
Вывод однозначен – большая часть современных угроз международной безопасности и миропорядку требует для своего решения новых, прежде всего невоенных подходов, в первую очередь, использования переговоров.

к оглавлению ↑

2. Основные правила ведения переговоров при разрешении межгосударственных споров

Переговоры представляют собой прямой контакт сторон в целях достижения взаимоприемлемого соглашения.
Они могут вестись через обычные дипломатические каналы или в форме специально созываемых совещаний. Возможна также письменная форма, обмен посланиями. Результаты переговоров обычно находят отражение в совместных коммюнике, которые не являются договорами. Переговоры должны предшествовать применению иных средств разрешения споров.
Переговоры начинаются по соглашению сторон. Вступление в переговоры может быть и обязательным. Такие случаи предусматриваются договорами. Соответствующее предписание может содержаться в решении арбитража либо международной организации.
Переговоры обладают рядом преимуществ по сравнению с иными средствами. Их легче организовать, они не требуют значительных расходов, а главное, не оказывают отрицательного влияния на взаимоотношения сторон. Опыт свидетельствует об эффективности переговоров. При их помощи решается основная масса разногласий между государствами .
Переговоры могут быть не только двусторонними, но и многосторонними. Последние приобретают широкое распространение. Появилось понятие парламентской дипломатии, означающей многосторонние переговоры в рамках международных органов и организаций.
В 1998 г. Генеральная Ассамблея приняла Резолюцию 53/101 «Принципы и установки для ведения переговоров» . Резолюция подчеркивает, что в ходе переговоров государствам следует руководствоваться соответствующими принципами и нормами международного права.
Переговоры должны быть совместимы с принципом достижения декларируемой цели переговоров и способствовать этому в соответствии со следующими установками:
а) добросовестное ведение переговоров;
б) привлечение к переговорам государств, интересы которых непосредственно затрагиваются;
в) необходимость придерживаться взаимно согласованных рамок ведения переговоров;
г) принятие мер к поддержанию конструктивной атмосферы на переговорах и воздержание от шагов, способных затруднить или сорвать переговоры;
д) содействие достижению главных целей переговоров;
е) продолжение работы по достижению взаимоприемлемого решения в случае неудачи переговоров.
Подготовка к переговорам:
К переговорам необходимо готовиться. Подготовка к переговорам условно может быть поделена на две основных стадии: организационную и теоретическую. Основанием для такого деления служит разная направленность проблем подготовки переговоров.
Первая стадия связана с необходимостью контакта с другой стороной, для того чтобы договориться об обстоятельствах проведения переговоров (переговоры о переговорах).
Вторая – собственно подготовка к переговорам. Основными задачами организационной стадии подготовки к переговорам являются совместный поиск ответа на следующие основные вопросы – где, когда, как и с кем проводить переговоры («переговоры о переговорах»). Соответственно основными этапами организационной подготовки являются:
• выбор места и времени встречи;
• определение уровня проведения переговоров;
• определение и согласование повестки дня.
Выбор места и времени подразумевает определение страны, в которой будут проходить переговоры, времени их проведения, соответствующего здания, поиск приемлемых условий для размещения делегаций, обеспечение делегаций связью, соответствующей техникой, транспортом, составление плана рассадки.
Определение уровня проведения переговоров предполагает обсуждение вопросов о формировании сторонами количественного и качественного состава делегаций, функций участников, их уровня (лидеры противостоящих сторон, их представители) .
Определение повестки дня предполагает совместное обсуждение следующих вопросов: что включать в повестку дня, в какой последовательности обсуждать вопросы, каков должен быть регламент предстоящих переговоров, каков должен быть язык проведения переговоров.
Результат переговоров, а часто и их ход зависят от тщательной подготовки переговорного процесса. В зависимости от специфики и сложности проблемы, подлежащей обсуждению на переговорах, подготовка к ним может занимать от нескольких дней до нескольких лет.
Теоретическая подготовка к переговорам заключается в поиске ответов на два основных вопроса: «Для чего нужны переговоры?», «Чего я хочу достичь на переговорах?».
Обобщение исследований по переговорам позволяет выделить следующие основные стадии теоретической подготовки к переговорам:
1) Проведение анализа проблемы и разработка возможных вариянтов решений (соглашений);
2) Разработка переговорной концепции и своей позиции на переговорах;
3) Разработка стратегии и тактики переговоров;
4) Подготовка необходимых документов (выступлений, речей, проектов резолюций и т.д.).
Стратегия и тактика переговоров при разрешении межгосударственного конфликта.
Под стратегией традиционно понимается конечная цель действия. Цель – это предполагаемый результат действия, являющегося его причиной. Прежде чем приступать к переговорам, участники должны четко представлять, каковы цели их проведения. Стратегии (подходы) к переговорам зависят от внешнеполитической стратегии государства, культуры, эрудиции и опыта участников переговоров.
Все исследователи переговорного процесса едины в том, что основанием для принятия той или иной стратегии является вопрос – рассматривают ли стороны переговоры как продолжение борьбы или как процесс решения проблемы, предполагающий совместные усилия.
«Соответственно этому выделяются две стратегии переговоров:
• стратеги торга (bargaining);
• стратегия совместного с партнером поиска решения
проблемы (joint problem -solving).
По образному определению известного английского дипломата и политического деятеля Г. Никольсона, в первом случае это переговоры «воинов», во втором — «лавочников» .
Основными тактическими приемами стратегии торга являются следующие.
Тактика «давления». Разновидностями применения данного тактического приема могут быть:
• угрозы;
• ложные угрозы (блеф);
• ультиматум («берите ручку и пишите», «или соглашайтесь или мы уходим»).
Тактика «завышения первоначальных требований». Смысл ее заключается в том, что участники переговоров запрашивают больше, чем реально надеются получить. Суть ее хорошо иллюстрирует поговорка — «проси верблюда, дадут барана».
Тактика «дисквалификации». Суть ее заключается в том, что вместо обоснования истинности или ложности выдвигаемого стороной аргумента другой участник пытается давать оценку достоинств или недостатков партнера по переговорам (переход на личности). Разновидностями применения данного тактического приема могут быть:
• личные выпады («что-то Вы плохо выглядите, плохо спали?», «я слышал, от Вас жена ушла?»);
• клевета;
• преднамеренный обман: ложные факты, ложные полномочия, применения так называемого обманного консенсуса («мы все одна большая семья», «дружба превыше всего» и т.п. выражения);
• шантаж;
• насмешка;
• слухи;
• скандал.
Тактика «расстановки ложных акцентов в собственной позиции». Суть данного тактического приема заключается в том, чтобы продемонстрировать партнеру по переговорам крайнюю заинтересованность в решении вопроса, который для вас является второстепенным. В ходе дальнейших переговоров требования по данному вопросу снимаются, но снятие требований подается как уступка, взамен которого требуют уступку по другому вопросу.
Тактика «выдвижения требований в последнюю минуту». Суть данного приема заключается в следующем. В момент, когда переговоры близки к завершению и остается подписать соглашения, выдвигаются новые требования.
Тактика «растущих требований». Сущность ее понятна из названия – повышение требований с каждой последующей уступкой.
Тактика «пакета» (пакетирования, увязки). Сущность – несколько вопросов повестки дня увязываются и предлагаются к рассмотрению в виде «пакета» («продажа в нагрузку»). В результате предлагается обсуждать не отдельные предложения, а их комплекс. Сторона, предлагающая «пакет», рассчитывает, что другая сторона, будучи заинтересована в нескольких предложениях из «пакета», примет и остальные. В случае отказа есть возможность реализовать пропагандистскую функцию, выдвинув обвинения в нежелании партнера по переговорам вести конструктивный диалог.
Тактика «салями». Название данный тактический прием получил по аналогии с известным сортом колбасы, которую принято нарезать очень тонкими слоями. Сущность применения этого приема – предоставление партнеру по переговорам информации очень небольшими порциями. То же в отношении уступок – очень маленькими шагами. Цель применения этой тактики – надежда на то, что партнер сдастся первым.
Тактика «двойного толкования». Сущность – в соглашение по итогам переговоров сознательно закладывается двойной смысл, не замеченный партнером. При этом договоренность вроде бы не нарушается, однако выгодна она лишь одной стороне. Цель применения данного тактического приема – вынудить партнера первым давать информацию, ни принимать, ни аргументов, ни альтернатив другой стороны, откладывать собственные аргументы и решения на более поздний срок.
Разновидностями его применения могут быть:
• ссылка на третью сторону как обоснование отказа двигаться вперед;
• игнорирование вопросов и предложений;
• ответ не по существу обсуждаемых проблем;
• уход с переговоров.
Тактика «Талейрана». Свое название данный тактический прием получил по имени известного французского дипломата. Суть ее в следующем – сначала найти оружие переговоров (аргументы, принципы) и усвоить тактику их применения (путем репетиций); разделить союзников, эксплуатируя их разлад и опасения; победить противостоящих союзников, подчеркивая общность интересов.
Тактика «милого друга». Сущность – точно сформулировать свое пожелание; попросить противника не отвечать сразу же.
Тактика «загадки». Сущность – отправлять другой стороне противоречащие друг другу послания (мы готовы нас выслушать… мы не можем согласиться с тем, чтобы вы возвращались к этому вопросу).
Тактика «вины». Сущность – постоянно атаковать противника, потребовать объяснений с самой первой его «ошибки»; продемонстрировать ему, драматизируя, весь размах нанесенного ущерба и одновременно напомнить о важности той миссии, в которой все собравшиеся призваны участвовать.
В процессе переговоров используются аргументы, которые в логике принято называть недопустимыми. К наиболее часто используемым относятся:
• Аргументы к авторитету.
• Аргументы к массам.
Участника переговоров должны насторожить такие высказывания, как: «вы как человек умный, не станете отрицать…», «всем хорошо известно, что…», «необразованный человек не поймет, но вы…», «вы, конечно, знаете, что…», «наука давно установила, что…», «общеизвестным является факт…» и т.п.
Применение принципиальной стратегии или партнерского подхода к переговорам, как уже отмечалась, является более результативным. К основным тактическим приемам данной стратегии относятся следующие.
Тактика «постепенного повышения сложности обсуждаемых вопросов». Ее применение предполагает идти от простого к сложному, от вопросов, вызывающих наименьшие разногласия к более сложным. К положительным сторонам применения такой тактики можно отнести, что по мере обсуждения вопросов растет доверие, создается благоприятный психологический фон.
Тактика «вынесения спорных вопросов «за скобки». Сущность ее понятна из названия. Переговоры ведутся, и соглашение заключаются только по той части проблем, по которой нет разногласий, спорные вопросы не рассматриваются (откладываются).
Тактика «пирога». Применение данной тактики эффективно при проведении переговоров по разделу чего-либо (например, территории). Ее сущность заключается в том, что одна сторона предлагает принцип раздела и проводит раздел, а другой выбирает (один делит «пирог», а другой выбирает себе кусок). Прием предполагает, что одна сторона, опасаясь получить меньший «кусок», будет стремиться к тому, чтобы делить как можно точнее.
Тактика «блока». Может применяться и применяется, как правило, при проведении многосторонних переговорах. Сущность ее применения в том, что партнеры по переговорам, имеющие общие интересы, выступают единым блоком. Сначала согласовываются действия внутри блока, затем – между блоками.
Тактика «пробного шара». Данный тактический прием состоит в том, что предложения на переговорах формулируются не в виде конкретного предложения, а в виде идеи («а что, если мы попробуем сделать так»).
В переговорной практике эти и другие тактические приемы могут применяться и применяются как при осуществлении стратегии торга, так и принципиальной стратегии, то есть могут иметь двойное назначение. К тактическим приемам двойного назначения относятся тактика «пакетирования», «блока», «ухода», «пробного шара» .
Описанные тактические приемы имеют как преимущества, так и недостатки.
Этапы переговоров.
Переговоры не одномоментный акт, а процесс, причем процесс, растянутый во времени. Более того, переговоры – сложный процесс, имеющий собственную структуру и динамику развития.
Практически все исследователи переговорного процесса выделяют три основных этапа в процессе переговоров:
• начальный;
• дискуссионный;
• заключительный.
Хотя четко выделить рамки каждого этапа в процессе конкретных переговоров зачастую трудно, возможно их переплетение, перетекание одного в другой, тем не менее, каждый элемент переговорного процесса имеет свои задачи, позволяющие отделять их друг от друга.
Задача первого этапа переговоров – взаимное исследование, уточнение позиций, точек зрения, интересов сторон. На первом этапе стороны излагают собственные позиции, вносят предложения, предоставляют необходимые разъяснения по этим предложениям и выслушивают информацию о позициях другой стороны. На этом этапе и осуществляется наиболее полно информационно-коммуникативная функция переговоров. Стороны ставят «диагноз» и пытаются найти «общий язык», то есть стараются получить как можно больше информации об интересах друг друга и найти точки соприкосновения в позициях.
Задача второго этапа – обсуждение и аргументация вариантов решения обсуждаемой проблемы, то есть собственно дискуссия.
Стороны пытаются убедить друг друга в целесообразности принятия их вариантов или предложений, используя различные тактические приемы. Второй этап занимает больше времени и обычно самый сложный для участников переговоров. Иногда на этом этапе переговоры могут закончиться вследствие разногласий между участниками. При наличии доброй воли и настойчивости в достижении соглашения главным итогом второго этапа становится определение рамок («обшей формулы») будущего решения (соглашения), что дает возможность перехода к третьему этапу.
Задача третьего этапа – согласование позиций и разработка договоренностей (итоговых документов). Согласование позиций, по мнению ряда исследователей, оптимально в два приема: выработка «общей формулы» и разработка деталей соглашения. После определение рамок соглашения начинается работа над текстом соглашения. Текст обсуждается и редактируется. На этом этапе привлекаются эксперты.
В реальной переговорной практике последовательность этапов переговоров не всегда соблюдается. Если главное для участников переговоров – реализация пропагандисткой функции, то главным станет второй этап, до третьего этапа дело может и не дойти. Если цель переговоров – выяснение точек зрения сторон, то основным станет первый этап. Иногда на третьем этапе возникает необходимость вернуться к первому этапу. Последовательность этапов и их приоритетность, таким образом, зависит от приоритетности целей, функций и типа переговоров.
Проанализировав факторы, которые влияют и от которых зависит эффективность переговоров в разрешении различных видов межгосударственных споров (конфликтов), можно подчеркнуть следующее, что переговоры успешны только в том случае, если стороны нацелены на совместное разрешение проблемы. Если переговоры проводятся сторонами конфликта с другой целью, то разрешить конфликт не удается. «Переговоры лишь тогда являются наилучшей альтернативой в разрешении конфликта, если стороны имеют общее переговорное пространство, чтобы, используя различные стили и тактики поведения, найти взаимоприемлемое решение. Переговоры — способ не только окончания, урегулирования, разрешения конфликта, но, прежде всего, участия в конфликте, одна из форм его развития. Ведь сам процесс переговоров, включая подготовку к ним и неизбежное сотрудничество в ходе этого процесса, может быть понят как одна из форм или стадий конфликта и одновременно как способ управления противоборством его участников, позволяющий в какой-то мере учесть и реализовывать их цели и интересы» .
В целом межгосударственные переговоры являются более эффективными в следующих случаях:
— в спорах со смешанными интересами, когда цели сторон не являются абсолютно противоположными;
— в спорах, в основе которых лежат объективные противоречия;
— на ранних стадиях развития конфликта, когда он еще не перешел в стадию вооруженного насилия;
— когда в спор (конфликт) вовлечено небольшое количество участников;
— восприятие субъектов спора не является иллюзорным, они реально смотрят на ситуацию;
— спор не касается ценностей участников;
— четко выявлен основной объект конфликта;
— стороны избегают использовать угрозы в отношении друг друга;
— отношения сторон не сводятся только к урегулированию конфликта, а охватывают многие области, где интересы сторон совпадают;
— ставки участников не слишком высоки;
— силы сторон примерно равны;
— обсуждается не слишком большое количество вопросов (одни вопросы не тормозят решение других);
— в переговорах участвует посредник, стимулируя участников переговоров на поиск взаимоприемлемого решения.
Однако следует подчеркнуть, что все вышеуказанное не является догмой, так как споры (конфликты) отличаются таким разнообразием, что подобрать универсальные характеристики по разрешению любого межгосударственного спора не представляется возможным.

к оглавлению ↑

Заключение

Таким образом, переговоры – одно из важнейших средств, в первую очередь, дипломатической деятельности. Часто переговоры просто отождествляют с дипломатией. Саму дипломатию зачатую определяют как искусство ведения переговоров.
Характерными особенностями переговоров являются: наличие проблемы; сходство и различие интересов сторон; взаимозависимость участников переговоров; сложная структура; общение сторон; совместное решение проблемы.
Переговоры не одномоментный акт, а процесс, причем процесс, растянутый во времени. Более того, переговоры – сложный процесс, имеющий собственную структуру и динамику развития.
Переговорам, как и другому управляемому процессу свойственно наличие своей стратегии и тактики.
Переговоры успешны только в том случае, если стороны нацелены на совместное разрешение проблемы.
Процесс переговоров в наибольшей степени зависит от сути спора (конфликта). Споры (конфликты) отличаются таким разнообразием, что подобрать универсальные характеристики по разрешению любого межгосударственного спора не представляется возможным.

к оглавлению ↑

Список использованных источников

1. Лукашук, И.И. Международное право. Особенная часть : учеб. для студентов юрид. фак. и вузов / И.И. Лукашук; Рос. акад. наук, Инт государства и права, Академ. правовой унт. — Изд. 3е, перераб. и доп. — М. : Волтерс Клувер, 2005. — 544 с.
2. Мартыненко Е.В. Разрешим споры миром / Е.В.Мартыненко //
Научно-аналитический журнал Обозреватель — Observer. 2011. Т. 258. № 7. С. 124-126.
3. Надежин Н.Н. Роль переговоров в урегулировании и разрешении международных конфликтов / Н.Н.Надежин // Труды Дальневосточного государственного технического университета. 2004. № 138. С. 101-110.
4. Пешнин А.С. Постоянная палата третейского суда как средство мирного разрешения международных споров / А.С.Пешнин //
Актуальные проблемы российского права. 2009. № 4. С. 298-305.
5. Ушакова, Н.А Международное право: Учебник. – М: Юрист, 2000. – 304 с.
6. Шеретов, С. Г. Ведение международных переговоров: Учебное пособие. – Алматы: Данекер, 2004. – 154 с.
7. Манильская декларация о мирном разрешении международных споров 1982 года / Сайт организации объединенных наций [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/manila_declaration.shtml
8. Принципы и установки для ведения переговоров: Резолюция № 53/101 Генеральной Ассамблеи ООН / Сайт организации объединенных наций [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/charter/index.shtml.
9. Устав организации объединенных наций / Сайт организации объединенных наций [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/charter/index.shtml.

Сказать спасибо:

Вам понравиться