1460. Правовое регулирование взимания акцизов. Дипломная.

Готовые дипломные работы. Бесплатно.Правовое регулирование взимания акцизов. Скачать готовую дипломную работу по Налоговому (Финансовому) праву Беларуси. Объем работы: 66 стр.; Страна: Беларусь. Год: 2014.

Введение…6
Глава 1 Понятие акциза, его становление и развитие…8
1.1 Понятие и сущность акцизного налогообложения…8
1.2 Становление и развитие акцизов…13

Глава 2 Анализ законодательства, регулирующего взимание акцизов. Элементы акцизов…19
2.1 Налогоплательщики и объекты обложения акцизами. Подакцизная продукция…19
2.2 Налоговая база и ставки акцизов. Налоговые льготы…34
2.3 Порядок исчисления и уплаты акцизов. Налоговый период и сроки уплаты…43

Глава 3 Основные проблемы и предложения по совершенствованию законодательства в сфере взимания акцизов…52

Заключение…59

Список использованных источников…62

Введение
В процессе перехода к рыночным условиям хозяйствования Беларусь встала перед сложной проблемой формирования налоговой системы, отвечающей как задачам продвижения экономики по пути рыночных преобразований, так и обеспечивающей адекватный масштабам белорусского государства фискальный эффект.
Низкий уровень благосостояния основной части населения, глубокий кризис многих отраслей и производств в первые годы независимости не позволяли государству при формировании бюджетных назначений ориентироваться на прямое налогообложение. В связи с этим на начальных этапах образования современной налоговой системы в Беларуси предпочтение было отдано косвенным налогам, во многих странах мира получившим широкое распространение благодаря ощутимым фискальным выгодам и высокой скорости мобилизации доходов бюджета.
С 1992 года в качестве одной из форм косвенного налогообложения применяются акцизы на отдельные группы товаров (Закон Республики Беларусь от 19 декабря 1991 года «Об акцизах» [21]). Вначале их было 30: спирт, различные сорта вин, коньяк, пиво, табачные изделия, мех натуральный, бензин, сырая нефть, телевизоры, холодильники, грузовые автомобили, азотные удобрения и т.д. Ставка составляла от 10 до 75% в зависимости от вида и группы.
В последнее время удельная доля акцизов и НДС (косвенных налогов) от всех налоговых поступлений составляет 30-35 %. Так, в 2013 году удельная доля акцизов составила 12,6%, НДС — 22,8% [56]. В 2012 году удельный вес акцизов в общем объеме налоговых поступлений, контролируемых налоговыми органами, составил 10,7%, в 2011-м – 10,2 % [53].
Мировой опыт применения акциза свидетельствует об успешной практике использования данного налога, в частности, в борьбе с некоторыми отрицательными социально-экономическими явлениями, такими, например, как употребление населением социально опасных товаров (алкогольной продукции, табачных изделий).
Вместе с тем, сформированный в Беларуси механизм взимания акциза не имеет четкого экономического обоснования, основанного на содержании данного налога, что в ряде случаев приводит к искажению объекта акцизного налогообложения, порождает массу возможностей для недобросовестных налогоплательщиков для ухода от налогообложения, стимулирует развитие «теневого» бизнеса. Много вопросов вызывает содержание и экономическая обоснованность действующего перечня подакцизной продукции, политика формирования ставок акциза.
К сожалению, теоретические и практические аспекты воздействия акцизного налогообложения на развитие сферы производства и потребления тех или иных товаров, вопросы повышения регулирующего значения косвенного налогообложения остаются до настоящего времени слабо разработанными. Не уделяется достаточного внимания изучению экономического содержания косвенных налогов, природы акцизного налогообложения, изучению экономической обоснованности и эффективности применения действующего в Республике Беларусь механизма акцизного налогообложения, его преимуществ и недостатков с целью выявления направлений его совершенствования.
По указанной причине, выбранная автором для написания дипломной работы тема: «Правовое регулирование взимания акцизов» является актуальной и требует разработки.
Целью настоящего исследования является комплексный теоретический и практический анализ налогового института взимания акцизов.
Реализация поставленной цели обусловила решение следующих взаимосвязанных задач:
— определить понятие и сущность акцизного налогообложения;
— изучить процесс становления и развития акцизов;
— установить налогоплательщиков и объекты обложения акцизами;
— определить налоговую базу и ставки акцизов. Налоговые льготы;
— изучить порядок производства расчетов, учет доходов и расходов, налоговые обязательства индивидуального предпринимателя;
— изучить порядок исчисления и уплаты акцизов. Налоговый период и сроки уплаты;
— выявить основные проблемы и внести предложения по совершенствованию законодательства в сфере взимания акцизов.
Объектом настоящего исследования выступают правоотношения в сфере взимания акцизов. Предметом исследования являются нормы права, регулирующие взимание акцизов.
Теоретической основой работы послужили труды отечественных и зарубежных авторов, таких как: Л.А. Ханкевич, Н.В. Яковлева, Л.К. Баразгова, А.Антонов, О.В. Белянская, И.В.Караваева, А.А. Майорова, Н.Т. Мамбеталиев, А.Недоступ, А.В. Печникова и др.
В процессе исследования были использованы общенаучные методы: системный анализ, сравнительный метод, метод дедукции, а также частные методы исследования: сравнительно-правовой, исторический, логический, социологический, структурный, институциональный и др.
При подготовке дипломной работы использовался нормативно-правовой материал (положения Налогового, Гражданского кодексов, иных нормативных правовых актов Республики Беларусь), а также общетеоретическая и специальная литература.

Заключение

Таким образом, акциз можно определить как обязательный, индивидуальный, безвозмездный, налоговый платеж косвенного характера, устанавливаемый на определенные виды товаров и на взимаемый в публичных целях с целью зачисления в бюджет. Акцизы включаются в цену товаров, поэтому бремя уплаты этого налога ложится на конечных потребителей подакцизных товаров, хотя они, как правило, не признаются плательщиками акцизов. Размеры акцизов зачастую не связаны ни со стоимостью товара, ни с затратами труда на его производство, а устанавливаются в зависимости от целей налогообложения и потребностей доходной части бюджета.
Акцизную группу налогов можно условно разделить на акцизы, взимаемые с предметов массового спроса (предметов первой необходимости), акцизы с предметов второстепенной необходимости, а также акцизы с предметов роскоши. Существует три основных вида акцизов, подразделяемых в зависимости от функции, которую они выполняют. К первой группе относятся так называемые традиционные акцизы на алкоголь и табачные изделия. Ко второй группе относятся акцизы на горюче-смазочные материалы. Третья группа включает в себя акцизы на так называемые «люксовые» товары. Особо выделяется группу акцизных платежей, взимаемых при перемещении подакцизных товаров и минерального сырья через таможенную границу государства.
Развитие налоговых систем стран мира происходило под непосредственным влиянием таких факторов, как национальные особенности государственного устройства, особенности национального производства и потребления. Согласно одному из распространенных мнений акциз является наиболее ранней формой косвенного налогообложения, существовавшей уже в государствах Древнего мира. Исторически акциз развивался в непосредственном взаимодействии с государственными (фискальными) монополиями.
Плательщиками акцизов признаются: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица. Вместе с тем, физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, не вправе осуществлять деятельность, связанную с производством и реализацией подакцизных товаров на территории Республики Беларусь, поэтому плательщиками «внутреннего» акциза они не признаются. Объектами налогообложения акцизами признаются: подакцизные товары, производимые плательщиками и реализуемые (передаваемые) ими на территории Республики Беларусь; подакцизные товары, ввозимые на территорию Республики Беларусь; подакцизные товары, ввезенные на территорию Республики Беларусь, при реализации (передаче); газ, используемый в качестве автомобильного топлива, реализуемый (передаваемый) на территории Республики Беларусь для заправки транспортных средств через автозаправочные станции, а также с использованием топливно-раздаточного оборудования. В составе подакцизных товаров можно выделить такие основные группы товаров, как: алкогольная продукция; пиво, пивной коктейль; слабоалкогольные напитки и вина; сидры; спирт этиловый ректификованный технический; пищевая и непищевая спиртосодержащая продукция; табачные изделия; жидкое топливо и масло для двигателей; газ углеводородный сжиженный и газ природный топливный компримированный, используемые в качестве автомобильного топлива.
налоговая база устанавливается применительно к каждому налогу, сбору (пошлине) и представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Налоговая база по акцизам может определяться либо исходя из физического объема ввезенных и (или) реализованных подакцизных товаров, либо исходя из их стоимости. Порядок определения налоговой базы по акцизам зависит от ставок акцизов, установленных в отношении подакцизных товаров. Налоговая база по акцизам определяется за каждый налоговый период.
Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы, если иное не установлено НК, международными договорами Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь. Налоговые ставки устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору (пошлине), если иное не установлено Президентом Республики Беларусь. В соответствии с НК ставки акцизов могут быть установлены: в абсолютной сумме на физическую единицу измерения подакцизных товаров (твердые (специфические) ставки); в процентах от стоимости подакцизных товаров или таможенной стоимости подакцизных товаров, увеличенной на подлежащие уплате суммы таможенных пошлин (процентные (адвалорные) ставки).
Возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере по сравнению с другими плательщиками признается налоговыми льготами. Налоговые льготы могут устанавливаться НК и иными актами налогового законодательства, а также международными договорами Республики Беларусь. В соответствии с НК от акцизов освобождаются: подакцизные товары при реализации в магазинах беспошлинной торговли; спирт при его реализации (отпуске) для производства лекарственных средств белорусским организациям; конфискованные и (или) бесхозяйные подакцизные товары.
Сумма акцизов исчисляется плательщиком как произведение налоговой базы и ставки акцизов. При этом налоговая база по акцизам определяется отдельно по каждому виду реализованных (переданных) подакцизных товаров, соответственно общая сумма акцизов, исчисленная по итогам налогового периода, определяется путем сложения сумм акцизов, исчисленных для каждого вида подакцизных товаров. Под налоговым периодом понимается период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога. По каждому налогу устанавливается свой налоговый период. Установленный налоговый период применяется ко всем операциям, облагаемым акцизами. Налоговым периодом для целей исчисления акцизов признается календарный месяц. Акцизы исчисляются плательщиком за календарный месяц без нарастающего итога. Налоговая декларация (расчет) представляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, а уплата производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за налоговым периодом.
Налоги – весьма важный и тонкий рычаг государственного регулирования экономической, социальной и политической сфер, так как их введение, изменение и отмена воздействует практически на все структурные элементы государства и общества в целом, в том числе рядовых граждан, субъектов хозяйственной деятельности, некоммерческих организаций.
С целью совершенствования законодательства в области взимания акцизов предлагается: упростить налоговое законодательство; провести систематизацию и упорядочить платежи и механизмы их взимания; упростить документооборот; снизить налоговую нагрузку на экономику; увеличить период уплаты налогов; принять меры к переходу со специальных ставок к адвалорным. При внесении изменений и дополнений по вопросам взимания акцизов заинтересованные органы должны исходить из национальных интересов, более скрупулезно оценивая все последствия принимаемых решений.

Список использованных источников

1. Таможенный кодекс таможенного союза от 27 ноября 2009 года (ред. от 16.04.2010) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2014.
2. Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009 // Сайт Евразийской экономической комиссии [электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.tsouz.ru/MGS/MGS-11-12-09/Pages/mgs25-26-pril1.aspx — Дата доступа: 12.04.2014.
3. Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 013/2011 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту», утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 826 // Сайт Евразийской экономической комиссии [электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.tsouz.ru — Дата доступа: 12.04.2014.
4. О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе: Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 // Сайт Евразийской экономической комиссии [электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.tsouz.ru — Дата доступа: 12.04.2014.
5. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) от 29 декабря 2009 г. № 71-З (в ред. от 31 декабря 2013 г. № 96-З) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2014.
6. Таможенный кодекс Республики Беларусь 4 января 2007 г. № 204-З (в ред. 15 июля 2009 г. № 43-З) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2014.
7. Налоговый Кодекс Республики Беларусь (Общая Часть) от 19 декабря 2002 г. № 166-З (в ред. от 31 декабря 2013 г. № 96-З) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2014.
8. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З (в ред. 31 декабря 2013 г. № 96-З) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2014.
9. О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 26 октября 2012 г. № 431-З// Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2014.
10. О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта: Закона Республики Беларусь от 27.08.2008 N 429-З (в ред. от 18 июня 2013 г. № 36-З) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2014.
11. О международных договорах Республики Беларусь Закона Республики Беларусь от 23.07.2008 N 421-З (в ред. от 8 января 2014 г. № 124-З) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2014.
12. О функционировании магазинов беспошлинной торговли: Указ Президента Республики Беларусь от 17.01.2012 № 38// Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2014.
13. Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы: Указ Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 г. № 136 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2014.
14. О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь: Указа Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 N 72 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2014.
15. О лицензировании отдельных видов деятельности: Указ Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 (в ред. от 16 января 2014 г. № 39) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2014.
16. О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования: Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 (в ред. от 21 февраля 2014 г. № 3) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2014.
17. О некоторых вопросах торговли нефтепродуктами: Указа Президента Республики Беларусь от 28.12.2007 N 681 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2014.
18. О некоторых вопросах налогообложения транспортных средств: Указ Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2005 г. № 546 (в ред. от 17 января 2012 г. № 36) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2014.
19. О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий: Декрет Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002 г. № 28 (в ред. от 16 апреля 2012 г. № 5) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2014.
20. Об утверждении положения об отнесении продукции (работ, услуг) к продукции (работам, услугам) собственного производства: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 декабря 2001 г. N 1817 (в ред. от 03.04.2007 N 427) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2014.
21. Об акцизах: Закон Республики Беларусь от 19 декабря 1991 года // Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1992 г., № 3, ст. 53.
22. Дело № 34-10/2012 Решение Хозяйственного суда Брестской области от 15 мая 2012 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2014.
23. Обзор судебной практики по делам, вытекающим из административных правонарушений // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. 2013. №8. – С.44-46.
24. Объем и индексы промышленного производства/ Официальный сайт Министерства статистики и анализа Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/ industry1.php — Дата доступа: 15.04.2014.
25. Потребительский рынок / Официальный сайт Министерства статистики и анализа Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/doclad/2013_9/10.pdf — Дата доступа: 15.04.2014.
26. Агузарова Ф.С., Балаева Д.А. Проблемы и пути оптимизации налоговой системы России / Агузарова Ф.С., Балаева Д.А. // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2008. Т. 3. С. 72-77.
27. Анашкина, Н.А. Основные проблемы взимания акцизов на алкогольную продукцию и пути совершенствования / Анашкина Н.А. // Актуальные вопросы экономических наук. 2010. № 17-2. С. 8-12.
28. Антонов, А. Акцизная «мина» уже тикает / А.Антонов // Директор. 2013. №7 (169) — С.13-15.
29. Баразгова, Л.К. Законодательное регулирование акцизного налогообложения: практика иностранных государств / Баразгова Л.К. // Бизнес в законе. 2009. № 1. С. 122-127.
30. Белянская, О.В. Механизм обложения косвенными налогами экспортно-импортных операций / Белянская О.В. // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2012. № 4. С. 127-132.
31. Государственный бюджет: Учеб. пособие/ Заяц Н.Е., Ханкевич Л.А., Сорокина Т.В. и др.; Под общ. ред. Н.И.Ткачук. Мн.: Выш. шк., 2009. — 240с.
32. Грузман, Н.А. Акциз на табак. Влияние налогов на народное хозяйство СССР. Часть I. Акцизы. — М. -1928 г. Фин. изд-во НКФ CCCP.
33. Ильин, Л.П. Техника косвенного обложения. — М.: 1923. – 153с.
34. История финансового права России: Сборник статей. – Под ред. проф. А.А.Ялбулганова. М.: Готика, 2005. – 141с.
35. Караваева И. В., Архипкин И. В. Косвенное налогообложение в России начала ХХ века: этапы трансформации// Финансы. 2001. № 8. – С.48-53.
36. Козаева О.Т., Сугарова И.В. Косвенные налоги в России и перспективы их развития / Козаева О.Т., Сугарова И.В. // Terra Economicus. 2013. Т. 11. № 3-3. С. 42-45.
37. Крохина Ю.А. Налоговое право: учебник для бакалавров / Ю.А. Крохина. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2013. – 495 с.
38. Майорова, А.А. Акцизы: проблемы теории и практики / А.А. Майорова. –М., 2004. 26с.
39. Майорова, А.А. Тенденции правового регулирования взимания акцизов в России / Майорова А.А. // Сибирский юридический вестник. 2003. № 4. С. 86-87.
40. Мамбеталиев, Н.Т. Налоговое право ЕврАзЭС / Н.Т.Мамбеталиев. – Москва: ЮрИнфоР-Пресс, 2011. – 462с.
41. Микеладзе П.В. Косвенные налоги,-Л.: Финиздат, 1927,- 124с.
42. Недоступ, А. Комментарий к Закону Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Налоговый / А. Недоступ.// Экономика. Финансы. Управление. 2013. №3. – С.34-41.
43. Паюшин, М.К. Конституционные принципы обязанности уплачивать налоги и сборы в конституциях зарубежных стран / Паюшин М.К. // Актуальные проблемы российского права. 2009. № 3. С. 528-534.
44. Печникова, А.В. Современная налоговая система США. М: Финансы,-1975. -118c.
45. Пилипенко А.А. Налоговое право: Курс лекций / А.А. Пилипенко.– Минск.: ГИУСТ БГУ, 2009. – с.
46. Толкушкин, А.В. История налогов в России. — М.: Юристь. 2001. – 213c.
47. У истоков финансового права / Орлов М.Ф., Сперанский М.М., Тургенев Н.И.; Сост.: Ялбулганов А.А.; Под ред.: Козырин А.Н. — М.: Статут, 1998. — 432 c.
48. Финансово-кредитный словарь. — М.,1984. – 711с.
49. Ханкевич, Л.А. Налоговое право / Л. А. Ханкевич. — Минск : ТетраСистемс, 2012. — 143 с.
50. Шарнина, Е.И. Проблемы правового регулирования косвенного налогообложения в Российской Федерации / Шарнина Е.И. // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. № 31. С. 38-43.
51. Шепенко, Р.А. Акцизы / Р.А. Шепенко. — М.: Дело, 2001. — 223 с.
52. Яковлева, Н.В. Акциз и фискальная монополия: история возникновения и перспективы применения / Под общ. ред. Л.И. Гончаренко. М.: Компания Спутник +, 2004. — 127с.
53. Акцизы – 2013 // Новости Беларуси. БелТА [электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.belta.by/ru/conference/i_314.html — Дата доступа: 11.04.2014.
54. Легкость ведения бизнеса в Беларуси // Doing Business — Всемирный Банк [электронный ресурс] — Режим доступа: http://russian.doingbusiness.org/data/exploreeconomies/belarus — Дата доступа: 11.04.2014.
55. Новшества в применении административной ответственности за налоговые нарушения // Официальный сайт Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь [электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.nalog.gov.by/ru/confer/view/novshestva-v-primenenii-administrativnoj-otvetstvennosti-za-nalogovye-narushenija-9509/ — Дата доступа: 11.04.2014.
56. Налоговые поступления в бюджет Беларуси за 2013 год выросли на 11% до Br133,9 трлн // Официальный сайт Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь [электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.nalog.gov.by/special/ru/publication_ru/nalogovye-postuplenija-v-bjudzhet-belarusi-za-2013-god-vyrosli-na-11-do-br1339-trln-10763/ — Дата доступа: 11.04.2014.


Сказать спасибо:

Вам понравиться