Ликвидация юридического лица. Готовая курсовая.

Готовые курсовые работы.

Готовые курсовые работы.

Ликвидация как способ прекращения деятельности юридического лица
в гражданском праве России. Готовая курсовая работа по Гражданскому праву. Скачать бесплатно. 
Год: 2013; Объем работы: 36 стр.; Страна: Россия.

Заказать курсовую работу по Гражданскому праву можно здесь.

ВВЕДЕНИЕ

Как известно, экономический потенциал государства, социально-экономическая эффективность его функционирования определяется результатами деятельности секторов и сфер национальной экономики, напрямую зависящих от количественных и качественных характеристик вновь создаваемых, успешно функционирующих и прекращающих свою деятельность предприятий, производящих национальный продукт. Прекращение деятельности предприятия, то есть его ликвидация – неизбежное и достаточно распространенное явление рыночной экономики. Этим процессом конечной стадии хозяйствования заканчивается эволюция жизнедеятельности значительной части экономических субъектов.
Исследования продолжительности существования компаний, проведенные европейскими учеными, показали, что средний срок жизни фирм Японии и Европы составляет 12,5 лет . Одна из трех вновь создаваемых фирм прекращают свое существование в течение первых двух лет, а 53% случаев ликвидации приходится на первые пять лет. По данным Государственной налоговой службы Российской Федерации, в истекшем году, по состоянию на 1.01.2011 года, в связи с ликвидацией прекратили свою деятельность 491314 предприятий. В течение 2009 года в стране было ликвидировано 435685 юридических лиц .
Т.е., ежегодно в процессе ликвидации принимают участие большое количество предприятий, коллективов, материальных ресурсов. В этой связи особенно значимым является вопрос о детальной и однозначной законодательной регламентации указанного процесса с целью максимальной защиты интересов кредиторов, трудовых коллективов, да и государства в целом.
В свете вышесказанного, рассмотрение института ликвидации юридического лица, несомненно, является актуальным и требует изучения.
Именно по этой причине тема «Ликвидация юридического лица» выбрана автором для выполнения курсовой работы.
Цель работы: комплексный анализ гражданско-правового института «ликвидации юридического лица».
Реализация поставленной цели обусловила решение следующих задач:
— определить понятие ликвидации юридического лица;
— изучить историю развития института ликвидации юридического лица;
— установить основания ликвидации юридических лиц;
— определить порядок ликвидации юридических лиц.
Объектом настоящего исследования выступают правоотношения в сфере «ликвидации юридических лиц».
Предметом исследования являются нормы права, регулирующие вопросы «ликвидации юридических лиц».
Теоретической основой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области гражданского, хозяйственного, предпринимательского права, а также ученых и специалистов в других областях науки, содержащие концептуальные подходы, научные гипотезы и теоретические выводы по исследуемой проблематике.
В процессе исследования были использованы общенаучные и частные методы исследования.
При подготовке курсовой работы использовался нормативно-правовой материал (положения Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации), а также общетеоретическая и специальная литература.
Курсовая работа состоит из следующих структурных частей: введение, основная часть (состоящая из двух глав), заключение, список использованных источников.
Объем работы составляет — 36 листов; использовано 27 источников.

к оглавлению ↑

1. ЛИКВИДАЦИЯ КАК СПОСОБ ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

1.1. Понятие и правовое регулирование ликвидации юридического лица

В соответствии со ст.34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п.1 ст.2 Гражданского кодекса Российской Федерации ).
Нельзя не согласиться с тем фактом, что любая экономическая деятельность, в любой ее форме, зачастую связана с риском прекращения этой деятельности в силу различных обстоятельств.
Согласно п.1 ст.48 ГК юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету.
В соответствии с п.п.1-2 ст.51 ГК юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц.
С момента своего создания юридическое лицо наделяется правоспособностью, прекращающейся в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц (п.1 ст.49 ГК).
Согласно п.1 ст.61 ГК ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Необходимо отметить, что при ликвидации юридического лица отсутствует не только универсальное, но и сингулярное правопреемство. Здесь исчезает субъект права, прекращаются его правоспособность, а также права и обязанности без возникновения правопреемства .
Правовые основы ликвидации юридических лиц установлены в ГК, регламентирующем в ст. 61-64 основания ликвидации юридических лиц; обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица; порядок ликвидации юридического лица и очередность удовлетворения требований кредиторов при его ликвидации.
Ликвидация юридических лиц может быть добровольной или принудительной . Добровольная ликвидация юридических лиц осуществляется по решению их учредителей (участников), либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В данном случае перечень оснований ликвидации юридического лица, предусмотренных Гражданским кодексом, является примерным.
Ликвидация юридического лица представляет собой достаточно длительную процедуру, основное содержание которой сводится к выявлению и удовлетворению требований, имеющихся у кредиторов. При этом юридическое лицо продолжает свою деятельность (до момента исключения его из государственного реестра). Поэтому как имеющиеся, так и возможные контрагенты должны быть осведомлены, предупреждены о том, что данное юридическое лицо находится в процесс со своими кредиторами, имея решение (или будучи обязанным) прекратить свою деятельность. С этой целью лица или органы, принявшие решение о ликвидации юридического лица, должны немедленно сообщить об этом регистрирующему органу для внесения соответствующих сведений в государственный реестр. С момента внесения данных сведений к наименованию юридического лица обязательно добавляются слова в ликвидации.
После внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц о завершении ликвидации юридического лица последнее считается ликвидированным и прекратившим свою деятельность (п.6 ст.22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ).
Отличие ликвидации от реорганизации состоит в том, что реорганизация представляет собой одну из форм прекращения деятельности юридических лиц и создания новых. Реорганизация не означает погашения обязательств юридического лица, прекращающего деятельность. Все его права и обязанности переходят к вновь образованным юридическим лицам — его правопреемникам.
Нормы ГК РФ конкретизируются в законах, посвященных отдельным видам юридических лиц: Федеральном законе от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» , Федеральном законе от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» , Федеральном законе от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ «О производственных кооперативах» , Федеральном законе от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» .
Особенности оснований и порядка ликвидации могут устанавливаться для субъектов, обладающих специальным правовым статусом . Так, ст. 23.1 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-I «О банках и банковской деятельности» определяет процедуру ликвидации кредитных организаций, у которых Банком России отозвана лицензия на совершение банковских операций. Порядок ликвидации несостоятельного должника — юридического лица в соответствии со ст. 65 ГК устанавливается Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» .
Отдельные нормы, касающиеся ликвидации юридических лиц, содержатся в Налоговом кодексе Российской Федерации . В качестве примера можно привести ст. 49 НК, регулирующую порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации.
Правовое регулирование ликвидации осуществляется также на подзаконном уровне. Так, порядок принятия решений о ликвидации федеральных государственных унитарных предприятий отражен в Постановлении Правительства РФ от 03.12.2004 N 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» .
Таким образом, ликвидация юридического лица – это его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Следует разграничивать понятия «ликвидация» и «реорганизация» юридического лица, основным отличием которых является то, что при реорганизации права и обязанности реорганизуемого юридического лица переходят к другому юридическому лицу, а при ликвидации такой переход отсутствует. Правовые основы ликвидации юридических лиц установлены в ГК, широкий спектр вопросов ликвидации регулируется специальными Федеральными законами и подзаконными актами. к оглавлению ↑

1.2. Историческое развитие института ликвидации юридического лица

Необходимо отметить, что в дореволюционной России в гражданском обороте довольно активно участвовали корпоративные образования, по этой причине и в законодательстве существовали нормы, регламентирующие создание и осуществление деятельности юридических лиц, а также порядок их прекращения.
К примеру, Глава 6 «О товариществах», входящая в состав Х тома Свода законов Российской Империи включала ряд статей, регулирующих прекращение компаний (акционерных товариществ). В ст. 2155 главы 6 предусматривались основания прекращения акционерных товариществ: прекращение существования компании по истечении срока, определенного в уставе или по решению общего собрания акционеров.
Согласно ст.2188 правление компании публиковало информацию о предстоящем закрытии товарищества в официальных изданиях и приступала к его ликвидации. При проведении ликвидации никто из акционеров не мог получить никакой части своего капитала, пока от компании не вносилась сумма в государственные кредитные установления, необходимая на уплату всех ее обязательств. Это, несомненно, являлось важной гарантией оплаты всех долгов акционерной компании.
Кроме того, в соответствии со ст. 2368 объявление акционерного товарищества несостоятельным являлось основанием его прекращения, при этом предусматривалось принятие специального закона о несостоятельности, который устанавливал бы порядок ликвидации дел товарищества. «Специальные законы об отдельных видах юридических лиц, существовавшие в России в рассматриваемое время, также предусматривали основания и порядок осуществления их ликвидации»
В связи с незначительной регламентацией процесса прекращения юридических лиц в российском дореволюционном законодательстве, многие авторы считали, что нормы законодательства «применялись только при необходимости восполнить пробелы, обнаруженные в уставе юридического лица» .
Как отмечал Г. Ф. Шершеневич «на практике установился прочный, хотя и неверный взгляд, будто отдельные акционерные уставы являются специальными законами и отменяют общее законодательство» .
Полагаем, что выводы Г. Ф. Шершеневича о том, что данные правила «относительно акционерных товариществ не могли быть отменены специальными уставами» являются правильными, что подтверждается отсутствием норм, которые отсылали бы к положениям уставов товариществ.
Оценивая дореволюционное законодательство России в сфере ликвидации юридических лиц, следует отметить отсутствие подробной регламентации самого процесса ликвидации. Закон не содержал общих правил ликвидации юридического лица (погашение задолженности, судьбы имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов). Поэтому порядок ликвидации был установлен только обычаем, и учредительными документами юридического лица.
Между тем, закрепления законом более четкой регламентации отношений по прекращению требовало состояние экономики страны в конце ХIX – начале XX вв.
Более развернутую регламентацию процесс ликвидации корпоративных образований получил в первом Гражданском кодексе РСФСР 1922 года . Данный нормативный правовой акт, посвящал ликвидации организаций лишь девять статей в главе X «Товарищество» (ст. ст. 289, 294, 307–310, 364–366).
В частности, статья 289 ГК РСФСР 1922 предусматривала основания ликвидации простого товарищества, которое не признавалось юридическим лицом.
В ст. ст. 307, 364 говорилось об основаниях прекращения полных товариществ и акционерных товариществ, к которым помимо оснований, перечисленных применительно к простому товариществу (ст. 309), добавлено и банкротство. Однако, ст.307 фактически не могла применяться, так как законодательство того времени не предусматривало ни признаков несостоятельности, ни порядка производства дел о несостоятельности.
Необходимо отметить, что Гражданский кодекс РСФСР 1922 года определял права и обязанности ликвидаторов, указывая, в частности, на обязанность ликвидаторов представить отчет товарищам по окончании ликвидации (ст. 309). Ликвидаторы были уполномочены на совершение новых сделок и всех действий с целью окончания дел товарищества. Кроме того, в ГК РСФСР 1922 года предусматривалась солидарная ответственность ликвидаторов товарищества при ликвидации полного товарищества (примечание к ст. 309) и ответственность ликвидаторов акционерного товарищества как правления перед участниками и кредиторами (ст. 365). Однако в Гражданском кодексе 1922 года не содержались правила, всеохватно регламентирующие процесс ликвидации юридических лиц. В силу этого обстоятельства, ликвидация юридических лиц регулировалась главным образом их уставами (о чем прямо говорилось в ст. 321 ГК РСФСР применительно к товариществам с ограниченной ответственностью) или нормативными актами, посвященными отдельным видам юридических лиц .
В 1927 году Постановлением ЦИК и СНК СССР утверждено Положение об акционерных обществах (далее ― Положение об акционерных обществах 1927 года), которое заменило правила ст. ст. 327–366 Гражданского кодекса 1922 года, в том числе правила о прекращении акционерных обществ.
Так, ст. 97 Положения предусматривала два способа прекращения акционерных обществ: с ликвидацией дел и имущества и без ликвидации. В статьях 97 и 98 Положения определялись случаи, наступление которых вело к прекращению деятельности общества. Указание в п. «д» ст. 97 на возможность ликвидации «по усмотрению общего собрания акционеров» свидетельствовало о том, что перечень случаев ликвидации не был исчерпывающим.
Следует отметить, что указанное Положение не предусматривало случаев ликвидации акционерных обществ по решению суда, за исключением одного случая ― объявления «общества по суду несостоятельным». Процедура ликвидации состояла из нескольких этапов: избрание ликвидационной комиссии; публикация сведений; установление актива и пассива общества; удовлетворение претензий кредиторов; составление и утверждение ликвидационного отчета и заключительного ликвидационного баланса. В Положении был установлен максимальный срок для ликвидации ― не более одного года со дня постановления об обращении общества к ликвидации (ст. 104).
В отличие от действующего законодательства (ст. 62 ГК РФ) Положение об акционерных обществах 1927 года устанавливало печатный орган, в котором производилась публикация «об обращении общества к ликвидации» ― газету «Экономическая Жизнь» (ст. 105). В Положении определялись полномочия ликвидационной комиссии. Особо оговаривалось, что «с момента избрания ликвидационной комиссии общество прекращает свою деятельность и правление передает все его дела и имущество ликвидационной комиссии». Общее собрание созывалось ликвидационной комиссией «для разрешения вопросов о порядке ликвидации, не предусмотренных общим собранием, а равно для утверждения отчета о произведенной ликвидации и заключительного ликвидационного баланса». Ликвидационная комиссия несла солидарную ответственность за причиненные «неправильными действиями» убытки перед кредиторами ликвидируемого общества и перед акционерами. Все претензии кредиторов, независимо от того, наступил ли срок исполнения по ним или не наступил, должны были быть заявленными ликвидационной комиссии. Положение предусматривало прекращение двусторонних договоров, срок исполнения которых «выходил за пределы ликвидационного срока». При этом кредиторам возмещались убытки. Согласно ст. 120 Положения погашенными претензиями признавались «претензии кредиторов, не удовлетворенных ликвидационной комиссией вследствие того, что они не были заявлены кредиторами и притом не были выявлены самой ликвидационной комиссией до утверждения ликвидационного отчета». Положение об акционерных обществах 1927 года содержало также правило о внесении ликвидационной комиссией в депозит суда на имя кредиторов сумм, подлежащих выдаче кредиторам, и не востребованных ими (ст. 119 Положения). Положение определяло порядок удовлетворения требований кредиторов ликвидируемого общества и предусматривало необходимость соблюдения очередности претензий, установленную на случай несостоятельности (ст. 115) .
Одновременно с охарактеризованным Положением действовало Положение «О порядке прекращения кооперативных организаций при их ликвидации, соединении и разделении» , утвержденное ЦИК и СНК СССР 15 июня 1927 года. Основными участниками гражданского оборота к началу 1930-х годов были государственные юридические лица, а также кооперативы. В условиях социалистического планового хозяйства ликвидация юридических лиц практического значения не имела, хотя законодательство в ряде случаев и предусматривало такую возможность .
В период новой экономической политики активизировалась государственная промышленность, в связи, с чем появились правовые акты, предназначенные для регулирования деятельности государственных промышленных предприятий. При этом государственные предприятия переводились на хозяйственный (коммерческий) расчет, который понимался вначале как самоокупаемость предприятия, а затем более широко ― как оперативная самостоятельность. 10 апреля 1923 г. был издан Декрет ВЦИК СНК РСФСР «О государственных промышленных предприятиях, действующих на началах коммерческого расчета (трестах)» (далее ― Декрет СНК о трестах). Названный Декрет устанавливал начала правовой организации государственных хозрасчетных предприятий, которые, по словам авторов, действовали и в 1940–1950-е годы.
Согласно ст. 51 Декрета решение о ликвидации треста принималось Высшим Советом Народного Хозяйства (далее ― ВСНХ) и утверждалось Советом Труда и Обороны. Основанием принятия такого решения могло служить следующее: уменьшение уставного капитала на две трети, если не будет признано необходимым пополнение капитала из других источников или соответствующее уменьшение уставного капитала с соблюдением ст. 14 Декрета СНК о трестах; недостаточность оборотных средств треста для покрытия долгов, предъявленных к взысканию; признание нецелесообразности дальнейшего существования данного треста.
Ликвидация проводилась ликвидационной комиссией в срок не более одного года. Предусматривалась публикация постановления ВСНХ о ликвидации треста и о назначении ликвидационной комиссии. Оставшееся после ликвидации треста имущество поступало в распоряжение ВСНХ и на учет Народного Комиссариата Финансов . Декрет СНК о трестах не предусматривал возможность ликвидации трестов по решению суда. Основным поводом к прекращению деятельности юридического лица (как правило, государственной организации) являлось признание нецелесообразности дальнейшего его существования.
Следует отметить, что ст. 37 «Прекращение юридического лица» Гражданского кодекса РСФСР от 11 июня 1964 г. устанавливала, что юридическое лицо прекращается путем ликвидации или реорганизации (слияния, разделения или присоединения).
При слиянии и разделении юридических лиц имущество (права и обязанности) переходит к вновь возникшим юридическим лицам.
При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу его имущество (права и обязанности) переходит к этому последнему. Имущество переходит в день подписания передаточного баланса, если иное не предусмотрено законом или постановлением о реорганизации. Порядок ликвидации и реорганизации юридических лиц определяется законодательством Союза ССР и постановлениями Совета Министров РСФСР. Прекращение государственных организаций, являющихся юридическими лицами, производится тем органом, по решению которого они образуются. Кооперативные, а также государственно-колхозные и иные государственно-кооперативные организации прекращаются по основаниям, указанным в законе и в уставе (положении). Общественные организации прекращаются по основаниям, указанным в их уставах (положениях). Реорганизация кооперативных, государственно-колхозных, иных государственно-кооперативных и общественных организаций (слияние, разделение, присоединение) допускается только по решению общих собраний их членов (участников) или собраний уполномоченных.
Имущество, оставшееся после удовлетворения требований всех кредиторов ликвидированной кооперативной или общественной организации, используется, если иное не установлено законом, для возврата паевых или иных подлежащих возврату взносов.
Оставшаяся часть передается вышестоящей кооперативной или общественной организации, а при отсутствии ее ― соответствующему государственному органу.
Имущество, оставшееся после удовлетворения требований всех кредиторов ликвидированной межколхозной, государственно-колхозной или иной государственно-кооперативной организации, распределяется между ее участниками пропорционально их взносам.
Как уже отмечалось, правовые основы ликвидации юридических лиц в настоящее время установлены действующим ГК, широкий спектр вопросов ликвидации регулируется специальными Федеральными законами и подзаконными актами.
Таким образом, правовые нормы о ликвидации юридического лица предусматривались, как дореволюционным законодательством России, так и законодательством советского периода. Однако, наибольшую детализацию и четкость указанные нормы получили со вступлением в силу действующего Гражданского кодекса.

к оглавлению ↑

2. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

2.1. Основания ликвидации юридических лиц

Гражданский кодекс в качестве оснований для ликвидации юридического лица предусматривает решение учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, а также решение суда (п. 2 ст. 61).
Первый вариант ликвидации обычно называют добровольной, второй — принудительной.
Добровольная ликвидация осуществляется по решению уполномоченного органа юридического лица (общего собрания участников (акционеров), учредителя унитарного предприятия), принятому по различным мотивам, часть которых иллюстративно названа в Гражданском кодексе — истечение срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели деятельности. Чаще, однако, субъекты предпринимательства ликвидируются в связи с нецелесообразностью их дальнейшего существования, обусловленной самыми разнообразными жизненными обстоятельствами.
Согласно п.2 ст.61 ГК юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК.
Следует иметь в виду, что «согласно позиции Конституционного Суда РФ, отраженной в постановлении от 18 июля 2003 г. № 14-п, ликвидация при нарушении юридическим лицом законодательства применяется лишь в качестве исключительного средства реагирования. Как указано в постановлении, «норма статьи 61 ГК предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц» .
В качестве примеров «иных случаев» можно привести ликвидацию полного товарищества, в котором остался единственный участник (ст. 81 ГК РФ); ликвидацию общества с ограниченной ответственностью, в случае если по окончании второго или каждого последующего финансового года стоимость его чистых активов становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала (ст. 90 ГК РФ). К указанным случаям также относится, например, ликвидация вследствие признания субъекта предпринимательства банкротом: юридическое лицо, за исключением учреждения, казенного предприятия, политической партии и религиозной организации, ликвидируется также в соответствии со статьей 65 ГК вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Государственная корпорация или государственная компания может быть ликвидирована вследствие признания ее несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.
Необходимо отметить, что последние основания могут быть использованы и при добровольной ликвидации, когда юридическое лицо само обращается в суд с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) либо принимает решение о ликвидации в связи с невозможностью пополнения активов до необходимого размера.
В соответствии с п.3 ст.61 ГК требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в п.2 ст.61, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом (в этом случае решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица).
Следует отметить, что отдельные законы называют не только сами уполномоченные органы, но и конкретизируют основания для принудительной ликвидации:
1) Банк России в течение 15 рабочих дней со дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций обязан обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации (далее — заявление Банка России о принудительной ликвидации кредитной организации), за исключением случая, если ко дню отзыва указанной лицензии у кредитной организации имеются признаки несостоятельности (банкротства), предусмотренные Федеральным «законом» «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
При этом, если ко дню отзыва лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации имеются признаки несостоятельности (банкротства), предусмотренные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», или наличие этих признаков установлено назначенной Банком России временной администрацией по управлению кредитной организацией после дня отзыва у кредитной организации указанной лицензии, Банк России обращается в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) в порядке, установленном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (ст.23.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»).
2) налоговые органы вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц на основании п. 2 ст. 25 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
3) Банк России вправе обратиться в суд с иском о ликвидации организации, нарушающей законодательство о ценных бумагах, или о ликвидации участника рынка ценных бумаг, не получившего лицензию (п. 20 ст. 42 и п. 6 ст. 51 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» );
4) Федеральная антимонопольная служба предъявляет иски о ликвидации организаций в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (п.п. 6 п. 1 ст. 23 Федерального закона «О защите конкуренции» );
6) иные уполномоченные органы в соответствии с федеральными законами.
Таким образом, ликвидация юридического лица может осуществляться в добровольном и принудительном порядке. Принудительная ликвидация субъекта предпринимательской деятельности по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 61 ГК РФ, является мерой личной ответственности предпринимателя, санкцией за нарушение им требований закона и иных нормативных актов.

к оглавлению ↑

2.2. Порядок ликвидации юридических лиц

Процедура ликвидации предполагает совершение целого ряда действий, которые призваны обеспечить надлежащее исполнение организацией ее обязательств перед другими лицами и перед государством.
Обязанности лица, принявшего решение о ликвидации, перечислены в ст. 62 ГК:
1. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
Согласно ст.20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.
Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или внесение в единый государственный реестр юридических лиц записей в связи с реорганизацией юридических лиц, участником которой является юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
2. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК, другими законами.
В состав ликвидационной комиссии, как правило, входят учредители, их представители, руководитель, главный бухгалтер, руководитель юридической службы ликвидируемой организации. Возглавляет ликвидационную комиссию ее руководитель, который вправе подписывать от имени ликвидируемого юридического лица исковые заявления и совершать другие юридические действия, связанные с ликвидацией юридического лица, исходя из решений, принимаемых комиссией в пределах ее компетенции.
3. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.
Далее ликвидационная комиссия (ликвидатор) в соответствии с п. 1 ст. 63 ГК РФ обязана осуществить публикацию о ликвидации юридического лица, порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. В публикации содержатся следующие сведения: наименование ликвидируемого юридического лица; дата принятия решения о ликвидации юридического лица; лицо или орган, принявшие решение о ликвидации; идентификационный номер налогоплательщика и его государственный регистрационный номер; порядок и сроки заявления требований кредиторами; способ связи с ликвидационной комиссией (адрес, телефон, факс и т.д.
На данном этапе ликвидационная комиссия (ликвидатор) должна произвести следующие действия.
1) Переоформить в банке карточку с образцами подписей лиц, имеющих право распоряжаться счетом, на руководителя и членов ликвидационной комиссии (ликвидатора).
2) Сообщить о ликвидации в налоговый орган и во внебюджетные фонды по месту учета.
3) Принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно (заказным письмом) уведомить кредиторов о ликвидации юридического лица. Необходимо также произвести инвентаризацию имущества ликвидируемого юридического лица.
4) Выйти из состава учредителей юридических лиц, участником которых является ликвидируемое юридическое лицо.
5) По истечении срока, установленного для предупреждения работников о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, произвести увольнение работников, выполнив при этом требования, установленные трудовым законодательством .
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (п. 2 ст. 63 ГК РФ).
Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов либо при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица.
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
В соответствии со ст.64 ГК при ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
— в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда, о компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения;
— во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
— в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
— в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами;
При ликвидации банков, привлекающих средства физических лиц, в первую очередь удовлетворяются также требования физических лиц, являющихся кредиторами банков по заключенным с ними договорам банковского вклада и (или) договорам банковского счета (за исключением требований физических лиц по возмещению убытков в форме упущенной выгоды и по уплате сумм финансовых санкций и требований физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, или требований адвокатов, нотариусов, если такие счета открыты для осуществления предусмотренной законом предпринимательской или профессиональной деятельности указанных лиц), требования организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, в связи с выплатой возмещения по вкладам в соответствии с законом о страховании вкладов физических лиц в банках и Банка России в связи с осуществлением выплат по вкладам физических лиц в банках в соответствии с законом.
Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.

Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.
Не удовлетворенные за счет средств, полученных от продажи предмета залога, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются в составе требований кредиторов четвертой очереди.
При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.
В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.
Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.
Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.
Согласно п.5 ст.63 ГК после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
При недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения — денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.
Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.
В соответствии с п. 8 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Для завершения ликвидации юридического лица в соответствии со ст. 21 Закона о регистрации необходимо представить в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 — 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».
При ликвидации юридического лица в случае применения процедуры банкротства в регистрирующий орган представляется только определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства.
Указанные документы представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.
Согласно ст. 22 Закона о регистрации государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица.
Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.
Рассмотренная процедура ликвидации юридических лиц является достаточно сложной и продолжительной по времени, требует материальных затрат. Проведение ликвидационных процедур осложняется также тем, что на сегодняшний день отсутствует единый нормативный акт, детально регламентирующий порядок и последовательность совершения действий при ликвидации юридического лица.

к оглавлению ↑

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, ликвидация юридического лица – это его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Следует разграничивать понятия «ликвидация» и «реорганизация» юридического лица, основным отличием которых является то, что при реорганизации права и обязанности реорганизуемого юридического лица переходят к другому юридическому лицу, а при ликвидации такой переход отсутствует. Правовые основы ликвидации юридических лиц установлены в ГК, широкий спектр вопросов ликвидации регулируется специальными Федеральными законами и подзаконными актами.
Правовые нормы о ликвидации юридического лица предусматривались, как дореволюционным законодательством России, так и законодательством советского периода. Однако, наибольшую детализацию и четкость указанные нормы получили со вступлением в силу действующего Гражданского кодекса.
Ликвидация юридического лица может осуществляться в добровольном и принудительном порядке.
Добровольная ликвидация осуществляется по решению уполномоченного органа юридического лица (общего собрания участников (акционеров), учредителя унитарного предприятия), принятому по различным мотивам, часть которых иллюстративно названа в Гражданском кодексе — истечение срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели деятельности. Чаще, однако, субъекты предпринимательства ликвидируются в связи с нецелесообразностью их дальнейшего существования, обусловленной самыми разнообразными жизненными обстоятельствами.
Принудительная ликвидация осуществляется по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК.
Анализ правовых норм исследуемого гражданско-правового института позволяет сделать вывод о том, что процедура ликвидации юридических лиц является достаточно сложной и продолжительной по времени, требует материальных затрат. Проведение ликвидационных процедур осложняется также тем, что на сегодняшний день отсутствует единый нормативный акт, детально регламентирующий порядок и последовательность совершения действий при ликвидации юридического лица.

к оглавлению ↑

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками) // Сайт Конституции Российской Федерации [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал «Гарант». – М., — 2013.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // Законодательство России [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – М. 2013.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // Законодательство России [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – М. 2013.
4. О защите конкуренции: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // Законодательство России [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – М. 2013.
5. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // Законодательство России [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – М. 2013.
6. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // Законодательство России [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – М. 2013.
7. Об обществах с ограниченной ответственностью: Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 29.12.2012, с изм. от 23.07.2013) // Законодательство России [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – М. 2013.
8. О производственных кооперативах: Федеральный закон от 08.05.1996 N 41-ФЗ (ред. от 30.11.2011) // Законодательство России [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – М. 2013.
9. О рынке ценных бумаг: Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // Законодательство России [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – М. 2013.
10. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // Законодательство России [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – М. 2013.
11. Об акционерных обществах: Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // Законодательство России [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – М. 2013.
12. О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 30.09.2013) // Законодательство России [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – М. 2013.
13. О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия: Постановление Правительства РФ от 03.12.2004 N 739 (ред. от 01.11.2012) ) // Законодательство России [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – М. 2013.
14. Гражданский кодекс РСФСР от 11 июня 1964 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР от 18 июня 1964 г. ― №24. ― Ст. 406.
15. Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. // Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917 – 1991 гг. / Под ред. О. И. Чистякова. — М.: Зерцало, 1997.
16. Декрет ВЦИК СНК РСФСР «О государственных промышленных предприятиях, действующих на началах коммерческого расчета (трестах)». // СЗ СССР. ― 1927. ― №37. ― Ст. 372.
17. Свод законов Российской Империи. Издание в 16-ти томах [Электронный ресурс] / Информационно-правовая система «Законодательство России». – М., — 2013.
18. Бельский А.И., Чиненов А.В. Преступления, совершаемые при ликвидации юридического лица: понятие и общая характеристика /Бельский А.И., Чиненов А.В. // Проблемы правоохранительной деятельности. № 1. 2011. С.21-30.
19. Вильнянский С. И. Лекции по советскому гражданскому праву. / Отв. ред. А. И. Рогожин. ― Харьков: Изд-во Гос. ун-та, 1958.
20. Воронин М.М. Правомерные основания для обоснованного отказа в государственной регистрации создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц / Воронин М.М. // Глобальный научный потенциал. 2012. № 16. С. 90-93.
21. Генкин Д. М., Новицкий И. Б., Рабинович Н. В. История советского гражданского права. ― М.: Юрид. изд-во Мин. юст. СССР, 1949.
22. Клейменова Н.В. История развития законодательства российской федерации о ликвидации юридических лиц / Клейменова Н.В. // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия: Социально-экономические науки. 2013. № 1. С. 75-80.
23. Предпринимательское право России: учеб. / В. С. Белых, Г. Э. Берсункаев, С. И. Виниченко [и др.]; отв. ред. В. С . Белых. — М.: Проспект, 2009. — 656 с.
24. Реорганизация и ликвидация коммерческих организаций по законодательству России и стран Западной Европы. / Брагинский М. И., Медведева Т. М., Тимофеев А. В. и др. ― М.: Юристъ, 2000.
25. Российское предпринимательское право: учеб. / Алексеева Д.Г., Андреева Л.В. [и др.]; под ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова М.: Велби, Проспект, 2010. — 1072.
26. Стройкина Ю.В. О некоторых проблемах соблюдения прав субъектов гражданского оборота при добровольной ликвидации юридического лица / Стройкина Ю.В. // Вопросы современной юриспруденции. 2013. № 27. С. 35-42.
27. Шершеневич Г. Ф. Учебник торгового права. — М.: Фирма «Спарк», 1994.

Сказать спасибо:

Вам понравиться