Контрольная работа по Земельному праву Беларуси 2вопр.

Готовые контрольные работы.Скачать бесплатно готовую Контрольную работу по Земельному праву Беларуси.
Объем работы: 14 стр.; Страна: Все. Год: 2014.

1. Охарактеризуйте право землепользования (понятие, объекты, субъекты, права и обязанности землепользователей, основания возникновения, изменения и прекращения землепользования).

В соответствии со ст.1 Кодекса Республики Беларусь о земле [2] землепользование (использование земельных участков) – хозяйственная и иная деятельность, в процессе которой используются полезные свойства земель, земельных участков и (или) оказывается воздействие на землю.
Право землепользования представляет собой сложный правовой институт, объединяющий правовые нормы, которые регулируют порядок и условия использования земли.
Наряду с правом собственности на землю этот правовой институт обеспечивает закрепление системы прав на землю.
Право землепользования является самостоятельной правовой формой использования земли, которая имеет соответствующие признаки:
• производный характер права землепользования;
• ограниченность этого права по содержанию;
• устойчивость;
• платность;
• целевое использование земельных участков.
Исходя из ст.210 Гражданского кодекса Республики Беларусь [5] правомочие пользования, наравне с правомочиями владения и распоряжения, производно от права собственности.
Право землепользования по содержанию ограничено, оно всегда уже прав собственника, который может предоставлять землю другим лицам только в пределах тех полномочий, которыми обладает сам.
Землепользователи наделены правомочиями, которые осуществляются на условиях и в пределах уставленных законодательством или договором с собственником.
Устойчивость права землепользования обеспечивается установлением определенного, закрепленного в законодательстве, порядка возникновения и прекращения этого права, гарантиями его защиты, в том числе со стороны собственника.
Как субъективное право на землю право землепользования представляет собой юридическую возможность владеть и пользоваться землей для определенных целей. С субъективной стороны следует рассматривать это право как разновидность права природопользования [10, C.17].
Теория земельного права и земельно-правовая практика к субъектам права землепользования относит всех носителей прав и обязанностей по использованию земли, включая и фактических пользователей, а также иных участников отношений землепользования [9, С.217-218].
Законодательство о земле устанавливает, что землепользователи – это лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на земельных участках, находящихся в частной собственности граждан, негосударственных юридических лиц Республики Беларусь либо в собственности иностранных государств, международных организаций (собственники), пожизненном наследуемом владении (владельцы), постоянном или временном пользовании (пользователи), аренде (арендаторы), субаренде (субарендаторы) (ст.1 КоЗ).
Субъектами права землепользования являются: граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, лица без гражданства, государственные органы, индивидуальные предприниматели, юридические лица Республики Беларусь, иностранные юридические лица и их представительства, иностранные государства, дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств, международные организации и их представительства.
Т.е., основных субъектов права землепользования можно разделить на две большие группы: граждане и юридические лица.
Между тем, законодатель устанавливает и некоторые ограничения относительно субъектов права землепользования. К примеру, право постоянного пользования земельным участком не может возникнуть у отдельного физического лица (ст.15 КоЗ), право временного пользования – у иностранного гражданина, кроме инвесторов (ст.16 КоЗ).
Объектом права землепользования могут быть земли и индивидуально обособленные в установленном порядке определенные земельные участки, предоставленные гражданам или юридическим лицам в пользование для определенной цели. [9, С.218].
Объекты права землепользования имеют свою правовую характеристику, ими являются определенные участки, индивидуализированные в установим порядке, предоставленные в пользование для деленной цели, используемые как средство производства, как операционный базис, как пространство и др., в отношении которых известны местоположение, границы на местности, размер.
Земельный участок может предоставляться землепользователю как в одном, так и в двух или более местах. Предоставление земельного участка единым массивом значительно улучшает условия пользования землей.
Как уже было указано, земельный участок — устойчивый объект пользования, поскольку земля не потребляема, в процессе использования не уничтожается.
Землепользование юридических лиц нормируется, размеры земельных участков промышленных, транспортных и иных несельскохозяйственных предприятий и организаций определяются в соответствии с утвержденными государственными нормами и градостроительной документацией, а отвод таких участков осуществляется с учетом очередности их освоения.
Землепользователи в соответствии с целями и условиями отвода земельных участков имеют право:
— самостоятельно осуществлять землепользование;
— собственности на посевы, посадки сельскохозяйственных культур и древесно-кустарниковой растительности (насаждений) или насаждений травянистых многолетних растений, на произведенную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации;
— использовать в установленном законодательством порядке для целей, не связанных с извлечением дохода, имеющиеся на земельном участке водные объекты, общераспространенные полезные ископаемые, в том числе торф, а также полезные свойства земель;
— возводить в установленном законодательством порядке жилые, производственные, культурно-бытовые и иные капитальные строения (здания, сооружения);
— проводить в установленном законодательством порядке мелиоративные мероприятия, размещать водные объекты;
— на возмещение убытков, причиняемых изъятием или временным занятием земельных участков, сносом расположенных на них объектов недвижимого имущества, а также ограничением (обременением) прав на земельные участки, в том числе установлением земельного сервитута;
— добровольно отказаться от земельного участка;
— требовать установления или прекращения земельного сервитута (ст.69 КоЗ).
Перечисленными выше правами обладают все землепользователи. Однако для отдельных категорий землепользователей предусмотрены дополнительные права.
Так, собственники земельных участков имеют также право на возмещение им стоимости земельных участков, изымаемых для государственных нужд, совершать сделки с земельными участками (купли-продажи, мены, дарения, ренты, аренды, ипотеки) с учетом требований настоящего Кодекса и иных законодательных актов. Собственники земельных участков и землепользователи, у которых земельные участки находятся на праве пожизненного наследуемого владения, имеют также право передавать земельные участки по наследству гражданам.
Арендаторы земельных участков, надлежащим образом исполнявшие свои обязанности по договору аренды земельного участка, кроме прав, указанных в части первой настоящей статьи, по истечении срока такого договора имеют преимущественное перед иными лицами право при прочих равных условиях на заключение договора аренды земельного участка на новый срок.
Кроме того, арендаторы земельных участков, за право заключения договоров аренды которых взималась плата, вправе, если иное не установлено законодательными актами, в пределах срока договора аренды земельного участка:
— предоставлять арендованный земельный участок в субаренду;
— передавать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка другому лицу;
— использовать право аренды земельного участка в качестве предмета залога и вклада в уставный фонд хозяйственных товариществ и обществ.
Владельцы, пользователи земельных участков имеют преимущественное перед другими лицами право при прочих равных условиях на приобретение в установленном законодательством об охране и использовании земель порядке используемых ими земельных участков в частную собственность, за исключением земельных участков, указанных в статье 13 КоЗ, или на получение их в аренду.
Согласно ст.70 КоЗ землепользователи обязаны:
— использовать земельные участки, а также расположенные на них строения в соответствии с их целевым назначением и условиями отвода земельных участков;
— осуществлять мероприятия по охране земель, предусмотренные частью первой статьи 89 КоЗ;
— своевременно вносить плату за пользование земельными участками;
— соблюдать установленные в соответствии с КоЗ и иными законодательными актами сроки занятия земельных участков, в том числе строительства на них капитальных строений (зданий, сооружений), а также иные условия отвода земельных участков;
— не нарушать права иных землепользователей;
— возвратить предоставленные им во временное пользование или аренду земельные участки по истечении срока, на который они предоставлялись, либо своевременно обратиться за его продлением;
— соблюдать установленные ограничения (обременения) прав на земельный участок, в том числе условия земельного сервитута.
Перечисленные выше обязанности предусмотрены для всех землепользователей. Для отдельных категорий землепользователей предусмотрены дополнительные обязанности.
Права на земельные участки возникают по основаниям, установленным законодательством. Такими основаниями могут являться предоставление земли в пользование ее собственником, владельцем и даже пользователем. Такое право возникает и в результате перехода прав на объекты, непосредственно обслуживаемые земельными участками или имеющие к ним отношение. Основанием возникновения права землепользования может быть договор.
Основания возникновения права землепользования можно разделить на несколько видов:
1) административно-правового акт — решение соответствующего исполнительного и распорядительного органа;
2) договор (аренды, купли-продажи, дарения, мены и др.), по которому приобретаются права на земельный участок;
3) договор (аренды, купли-продажи, дарения, мены и др.), по которому приобретаются права на объекты недвижимости, находящиеся на земельном участке.
На основании решений об изъятии и предоставлении земельных участков предоставляются земельные участки, находящихся в государственной собственности. Порядок предоставления земельных участков установлен Указом Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» [7].
В решении об изъятии и предоставлении земельного участка должны быть указаны:
землепользователи, из земель которых изымается земельный участок;
площадь земельного участка и виды изымаемых земель;
лица, которым предоставляется земельный участок;
вещное право на земельный участок и срок окончания его действия в случае, если право является срочным;
целевое назначение предоставляемого земельного участка, а также назначение земельного участка в соответствии с единой классификацией назначения объектов недвижимого имущества, утвержденной в установленном порядке, и при необходимости сведения о переводе земельного участка из одной категории и вида в другие;
сведения о том, что земельный участок для строительства и обслуживания жилого дома предоставляется гражданину как нуждающемуся в улучшении жилищных условий (если земельный участок предоставляется по данному основанию);
размер и условия платы за земельный участок, предоставляемый в частную собственность, или за право заключения договора аренды земельного участка;
размеры убытков, потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства, подлежащих возмещению, порядок и условия их возмещения, определенный счет республиканского бюджета, предназначенный для зачисления на него соответствующих платежей;
наличие ограничений (обременений) прав в использовании земельного участка, в том числе земельного сервитута;
условия снятия, сохранения и использования плодородного слоя почвы, а также порядок возврата и (или) рекультивации земель, предоставленных во временное пользование;
иные условия отвода земельного участка (в том числе срок осуществления государственной регистрации в отношении предоставленного земельного участка, срок и иные условия занятия земельного участка).
Земельные участки, находящиеся в частной собственности, могут являться предметом договоров купли-продажи, мены, дарения, ренты, аренды, ипотеки и переходить по наследству в соответствии с гражданским законодательством с учетом ограничений, установленных КоЗ, актами Президента Республики Беларусь и иными законодательными актами.
Сделки с земельными участками, находящимися в частной собственности, сделки по предоставлению арендованных земельных участков в субаренду, передаче арендаторами своих прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков другим лицам, сделки по предоставлению права аренды земельных участков в залог и внесению права аренды земельных участков в качестве вклада в уставный фонд хозяйственных товариществ и обществ совершаются при сохранении целевого назначения земельных участков, а также при наличии документов, удостоверяющих права на эти участки, и согласия собственника земельного участка – в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности (ст.47 КоЗ).
При переходе прав на капитальные строения (здания, сооружения), незавершенные законсервированные капитальные строения к приобретателям этих строений переходят права, ограничения (обременения) прав на земельные участки в порядке, установленном законодательством об охране и использовании земель.
При переходе прав на капитальные строения (здания, сооружения), незавершенные законсервированные капитальные строения, расположенные на арендуемых земельных участках, к приобретателям этих строений переходят права и обязанности по соответствующим договорам аренды земельного участка на оставшийся срок аренды соответствующего земельного участка в порядке, установленном законодательством об охране и использовании земель (ст.267 ГК).
Основания для изменения права землепользования являются изменения, вносимые в соответствующие решения, договоры (либо принятие (заключение) новых, дополнительных).
Право землепользования прекращается по основаниям, предусмотренным законодательством Республики Беларусь.
Право частной собственности на земельные участки прекращается по решению областного, Минского городского, городского (города областного, районного подчинения), районного, сельского, поселкового исполнительного комитета в соответствии с его компетенцией либо по постановлению суда в случаях, установленных ст.60 КоЗ.
В случае продажи земельного участка, находящегося в частной собственности, право пользования земельным участком переходит от продавца покупателю. Такой же переход имеет место при отчуждении объекта недвижимости, расположенного на земельном участке.
Право постоянного пользования и право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются в случае добровольного отказа от земельного участка, изъятия земельного участка для государственных нужд, изменения в соответствии с законодательными актами вида вещного права на земельный участок, находящийся в постоянном пользовании или пожизненном наследуемом владении, а также в случаях, указанных в абзацах втором–восьмом и десятом части второй статьи 60 КоЗ.
Право временного пользования земельным участком прекращается:
— в случае добровольного отказа от земельного участка;
— при изъятии земельного участка для государственных нужд;
— по истечении срока, на который был предоставлен земельный участок;
— и в других, предусмотренных законом, случаях.
Право аренды (субаренды) земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным гражданским законодательством или договором аренды. Право аренды (субаренды) земельного участка прекращается также в случае изъятия земельного участка для государственных нужд, а также в случаях, указанных в абзацах третьем, четвертом, шестом–восьмом и десятом части второй статьи 60 КоЗ (ст.64 КоЗ).
В случае отсутствия оснований для сохранения ограничений (обременений) прав на земельные участки эти ограничения (обременения) прекращаются по решению государственного органа, осуществляющего государственное регулирование и управление в области охраны и использования земель в соответствии с его компетенцией, предусмотренной КоЗ и иными актами законодательства, либо по постановлению суда.
Таким образом, право землепользования представляет собой сложный правовой институт, объединяющий правовые нормы, которые регулируют порядок и условия использования земли. Наряду с правом собственности на землю этот правовой институт обеспечивает закрепление системы прав на землю.
Субъектами права землепользования являются: граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, лица без гражданства, государственные органы, индивидуальные предприниматели, юридические лица Республики Беларусь, иностранные юридические лица и их представительства, иностранные государства, дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств, международные организации и их представительства. Права и обязанности землепользователей предусмотрены законодательством Республики Беларуси.
Объектом права землепользования могут быть земли и индивидуально обособленные в установленном порядке определенные земельные участки, предоставленные гражданам или юридическим лицам в пользование для определенной цели.
Основания возникновения права землепользования можно разделить на несколько видов: административно-правового акт — решение соответствующего исполнительного и распорядительного органа; договор (аренды, купли-продажи, дарения, мены и др.), по которому приобретаются права на земельный участок; договор (аренды, купли-продажи, дарения, мены и др.), по которому приобретаются права на объекты недвижимости, находящиеся на земельном участке.
Основания для изменения права землепользования являются изменения, вносимые в соответствующие решения, договоры (либо принятие (заключение) новых, дополнительных). Право землепользования прекращается по основаниям, предусмотренным законодательством Республики Беларусь. к оглавлению ↑

2. Охарактеризуйте государственный контроль за рациональным использованием земель и их охраной.

Статьей 46 Конституции Республики Беларусь 1994 г. установлено, что «государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды» [1]. Согласно статьи 1 действующего КоЗ государственный контроль за использованием и охраной земель – это деятельность государственных органов, направленная на предотвращение, выявление и устранение нарушений законодательства об охране и использовании земель, осуществляемая в соответствии с законодательными актами.
Как уже отмечалось, использование земельных участков – хозяйственная и иная деятельность, в процессе которой используются полезные свойства земель, земельных участков и (или) оказывается воздействие на землю.
Под охраной земель следует понимать реальное воплощение в жизнь землепользователями, предусмотренных действующим законодательством мероприятий, которые должны включать:
— благоустройство и эффективное использование земли, земельных участков;
— сохранение плодородий почв и иных полезных свойствах земель;
— защиту земли от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания, засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами, химическими и радиоактивными веществами, иных вредных воздействий;
— предотвращение зарастания сельскохозяйственных земель древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями) и сорняками;
— сохранение торфяно-болотных почв при использовании сельскохозяйственных земель, предотвращение процессов минерализации торфяников;
— проведение консервации деградированных земель, если невозможно восстановить их исходное состояние;
— восстановление деградированных, в том числе рекультивирование нарушенных земель;
— снятие, сохранение и использование плодородного слоя земель при проведении работ, связанных с добычей полезных ископаемых и строительством.
Мероприятия по охране земель также должны включаться:
— в региональные схемы использования и охраны земельных ресурсов, схемы землеустройства административно-территориальных и территориальных единиц, территорий особого государственного регулирования, проекты внутрихозяйственного и межхозяйственного землеустройства и иную землеустроительную документацию;
— в проектную документацию на размещение, строительство, реконструкцию, эксплуатацию, консервацию и снос объектов промышленности, транспорта, связи, обороны, коммунального, лесного, водного и сельского хозяйства, а также иных объектов, оказывающих воздействие на землю;
— в проектную документацию по мелиорации земель;
— в технические нормативные правовые акты, устанавливающие технические требования к технологическим процессам, непосредственно связанным с использованием земель в хозяйственной и иной деятельности.
Особенности охраны земель отдельных категорий и видов земель определяются в соответствии с законодательством.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, хозяйственная и иная деятельность которых непосредственно связана с использованием земель или вредным воздействием на них, осуществляют мероприятия по охране земель в соответствии с утвержденными ими планами, согласованными с территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Планы по охране земель должны содержать сведения о гарантированных объемах и источниках финансирования мероприятий по охране земель.
Согласно ст.90 КоЗ государственный контроль за использованием и охраной земель осуществляется в целях соблюдения всеми гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами установленного порядка пользования землями, земельными участками, а также иных правил и норм, предусмотренных законодательством об охране и использовании земель.
Государственный контроль за использованием и охраной земель осуществляется областными, Минским городским, городскими (городов областного, районного подчинения), районными, сельскими, поселковыми исполнительными комитетами непосредственно и (или) через свои землеустроительные службы, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальными органами, иными государственными органами. Государственный контроль за использованием и охраной земель осуществляется в порядке, установленном законодательными актами.
Согласно Указа Президента Республики Беларусь от 11 декабря 2009 г. № 622 «О совершенствовании порядка регулирования земельных отношений и осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель» [6] землеустроительные службы областных, Минского городского, городских (городов областного, районного подчинения), районных, сельских, поселковых исполнительных комитетов осуществляют проверку соблюдения физическими и юридическими лицами в порядке, установленном законодательными актами, законодательства об охране и использовании земель. Эти же службы уполномочены (п.29 ч.1 ст.3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях[4]) на составление протоколов об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.10 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях [5] «Нарушение порядка использования земли и требований по ее охране».
Деятельность Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, в том числе и в сфере государственного контроля за использованием и охраной земель, регулируется Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 20 июня 2013 г. N 503 «О некоторых вопросах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь» [8] и другими нормативными правовыми актами.
Из иных органов осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель можно отметить Комитет государственного контроля Республики Беларусь, должностные лица которого при выявлении нарушений законодательства об использовании и охране земель уполномочены на составление протоколов об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.10 КоАП, и на их рассмотрение.
На современном этапе в условиях Республики Беларусь государственный контроль за использованием и охраной земель является действенным инструментом государственного регулирования и управления в области использования и охраны земель, осуществляется в целях и является неотъемлемым условием наведения порядка на земле и повышения эффективности использования и охраны земельных ресурсов страны [11].
Таким образом, государственный контроль за использованием и охраной земель – это деятельность государственных органов, направленная на предотвращение, выявление и устранение нарушений законодательства об охране и использовании земель, осуществляемая в соответствии с законодательными актами.
Государственный контроль за использованием и охраной земель осуществляется областными, Минским городским, городскими (городов областного, районного подчинения), районными, сельскими, поселковыми исполнительными комитетами непосредственно и (или) через свои землеустроительные службы, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальными органами, иными государственными органами.

к оглавлению ↑

Список использованных источников

1. Конституция Республики Беларусь 1994г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2013.
2. Кодекс Республики Беларусь о земле 23 июля 2008 г. № 425-З// Эталон – Беларусь (с изменениями и дополнениями от от 26 октября 2012 г. № 432-З) [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2013.
3. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях 20 декабря 2006 г. № 194-З// Эталон – Беларусь (в ред. от 12 июля 2013 г. № 64-З) [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2013.
4. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях 21 апреля 2003 г. № 194-З // Эталон – Беларусь (с изменениями и дополнениями 12 июля 2013 г. № 64-З) [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2013.
5. Гражданский кодекс Республики Беларусь 7 декабря 1998 г. № 218-З// Эталон – Беларусь (с изменениями и дополнениями от 5 января 2013 г. № 16-З) [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2013.
6. О совершенствовании порядка регулирования земельных отношений и осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель: Указ Президента Республики Беларусь от 11 декабря 2009 г. № 622 // Эталон – Беларусь (в ред. от 12 апреля 2013 г. № 168) [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2013.
7. Об изъятии и предоставлении земельных участков: Указ Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667 (в ред. от 29 ноября 2013 г. № 529) [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2013.
8. О некоторых вопросах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Республики Беларусь 20 июня 2013 г. N 503 667 [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2013.
9. Земельное право: учебное пособие/ Д.М. Демичев. — Минск: Адукацыя i выхаванне, 2009.
10. Комментарий к Кодексу Республики Беларусь о земле / С.А. Балашенко, Н.А. Шингель. – Минск: Дикта, 2009. – 720 с.
11. Помелов А.С. Государственный контроль за использованием и охраной земель в Беларуси: проблемы и решения // Почвенно-земельные ресурсы: оценка, устойчивое использование, геоинформационное обеспечение = Soil and land resources: estimation, sustainable use, geoinformational maintenance: материалы Международной науч.-практ. конф., 6–8 июня 2012 г, г. Минск, Беларусь / редкол.: И.И. Пирожник (гл. ред.), В.М. Яцухно (отв. Ред.) [и др.] . – Минск: Изд. центр БГУ, 2012. – 366 с.

Сказать спасибо:

Вам понравиться