Конституция Республики Беларусь 1994 г. (первоначальная редакция)

Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. N 2875-XII (первоначальная редакция)

Мы, народ Республики Беларусь (Беларуси),
исходя из ответственности за настоящее и будущее Беларуси,
сознавая себя полноправным субъектом мирового сообщества и подтверждая свою приверженность общечеловеческим ценностям,
основываясь на своем неотъемлемом праве на самоопределение,
опираясь на многовековую историю развития белорусской государственности,
стремясь утвердить права и свободы каждого гражданина Республики Беларусь,
желая обеспечить гражданское согласие, незыблемые устои народовластия и правового государства,
принимаем настоящую Конституцию — Основной Закон Республики Беларусь.

к оглавлению ↑

Раздел I. Основы конституционного строя

Статья 1. Республика Беларусь — унитарное демократическое социальное правовое государство.
Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.
Республика Беларусь защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок.
Статья 2. Человек является высшей ценностью общества и государства.
Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответственен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией.
Статья 3. Единственным источником государственной власти в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно и через представительные органы в формах и пределах, определенных Конституцией.
Любые действия по достижению государственной власти насильственными методами, а также путем иного нарушения законов Республики Беларусь наказываются согласно закону.
Статья 4. Демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений.
Идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан.
Статья 5. Политические партии, другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах.
Политические партии и другие общественные объединения имеют право пользоваться государственными органами массовой информации в порядке, определенном законом.
Запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, национальной, религиозной и расовой вражды.
Статья 6. Государство основывается на принципе разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.
Статья 7. Государство, все его органы и должностные лица связаны правом, действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней законов.
Правовые акты или их отдельные положения, признанные в установленном законом порядке противоречащими положениям Конституции, не имею юридической силы.
Нормативные акты государственных органов публикуются или доводятся до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом.
Статья 8. Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства.
Не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции.
Статья 9. Территория Республики Беларусь является естественным условием существования и пространственным пределом самоуправления народа, основой его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь.
Территория Беларуси едина и неотчуждаема.
Территория делится на области, районы, города и иные административно-территориальные единицы. Административно-территориальное деление государства определяется законом.
Статья 10. Гражданину Республики Беларусь гарантируется защита и покровительство государства как на территории Беларуси, так и за ее пределами.
Никто не может быть лишен гражданства Республики Беларусь или права изменить гражданство.
Гражданин Республики Беларусь не может быть выдан иностранному государству, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь.
Приобретение и утрата гражданства осуществляется в соответствии с законом.
Статья 11. Иностранные граждане и лица без гражданства на территории Республики Беларусь пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами.
Статья 12. Республика Беларусь может предоставлять право убежища лицам, преследуемым в других государствах за политические, религиозные убеждения или национальную принадлежность.
Статья 13. Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности.
Государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества.
Законом могут быть определены объекты, которые находятся только в собственности государства, а также закреплено исключительное право государства на осуществление отдельных видов деятельности.
Статья 14. Государство регулирует отношения между социальными, национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов.
Статья 15. Государство ответственно за сохранение историко-культурного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь.
Статья 16. Все религии и вероисповедания равны перед законом. Установление каких-либо преимуществ или ограничений одной религии или вероисповедания по отношению к другим не допускается.
Запрещается деятельность конфессиональных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан.
Отношения государства и конфессий регулируются законом.
Статья 17. Государственным языком Республики Беларусь является белорусский язык.
Республика Беларусь обеспечивает право свободного пользования русским языком как языком межнационального общения.
Статья 18. Республика Беларусь в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права.
Республика Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство — нейтральным.
Статья 19. Символами Республики Беларусь как суверенного государства являются ее Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн.
Статья 20. Столица Республики Беларусь — город Минск.
Статус города Минска определяется законом.

к оглавлению ↑

Раздел II. Личность, общество, государство

Статья 21. Обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства.
Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства.
Статья 22. Все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов.
Статья 23. Ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.
Никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону.
Статья 24. Каждый имеет право на жизнь.
Государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств.
Смертная казнь до ее отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления и только согласно приговору суда.
Статья 25. Государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности. Ограничение или лишение личной свободы возможно в случаях и порядке, установленных законом.
Лицо, заключенное под стражу, имеет право на судебную проверку законности его задержания или ареста.
Никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергаться медицинским или иным опытам.
Статья 26. Никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
Статья 27. Никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы.
Статья 28. Каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство.
Статья 29. Неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан гарантируется. Никто не имеет права без законного основания войти в жилище и иное законное владение гражданина против его воли.
Статья 30. Граждане Республики Беларусь имеют право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно.
Статья 31. Каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов.
Статья 32. Брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства.
Женщина и мужчина по достижении брачного возраста имеют право на добровольной основе вступить в брак и создать семью. Супруги равноправны в семейных отношениях.
Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию. Дети обязаны заботиться о родителях, а также о лицах, их заменяющих, и оказывать им помощь.
Статья 33. Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение.
Никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них.
Монополизация средств массовой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, а также цензура не допускаются.
Статья 34. Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической и международной жизни, о состоянии окружающей среды.
Государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы.
Статья 35. Свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан Республики Беларусь, гарантируется государством. Порядок проведения указанных мероприятий определяется законом.
Статья 36. Каждый имеет право на свободу объединений.
Судьи, прокурорские работники, сотрудники органов внутренних дел, Контрольной палаты Республики Беларусь, органов безопасности, военнослужащие не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели.
Статья 37. Граждане Республики Беларусь имеют право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей. Непосредственное участие граждан в управлении делами общества и государства обеспечивается проведением референдумов, обсуждением проектов законов и вопросов республиканского и местного значения, другими определенными законом способами.
Статья 38. Граждане Республики Беларусь имеют право свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.
Статья 39. Граждане Республики Беларусь в соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкой имеют право равного доступа к любым должностям в государственных органах.
Статья 40. Каждый имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы.
Государственные органы, а также должностные лица обязаны рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок. Отказ от рассмотрения поданного заявления должен быть письменно мотивированным.
Статья 41. Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда.
Государство создает условия для полной занятости населения. В случае незанятости лица по не зависящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом.
Граждане имеют право на защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров (соглашений) и право на забастовку.
Принудительный труд запрещается, кроме работы или службы, определяемой приговором суда или в соответствии с законом о чрезвычайном и военном положении.
Статья 42. Лица, работающие по найму, имеют право на вознаграждение за выполненную работу в соответствии с ее количеством, качеством и общественным значением, но не ниже установленного государством минимального размера. Женщины и мужчины, взрослые и несовершеннолетние имеют право на равное вознаграждение за труд равной ценности.
Статья 43. Трудящиеся имеют право на отдых. Для работающих по найму это право обеспечивается установлением рабочей недели, не превышающей 40 часов, сокращенной продолжительностью работы в ночное время, предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха.
Статья 44. Государство гарантирует каждому право собственности.
Собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами. Неприкосновенность собственности, право ее наследования охраняются законом.
Принудительное отчуждение имущества допускается лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества, а также согласно приговору суда.
Осуществление права собственности не должно наносить вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц.
Статья 45. Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения.
Право граждан Республики Беларусь на охрану здоровья обеспечивается также развитием физической культуры и спорта, мерам по оздоровлению окружающей среды, возможностью пользования оздоровительными учреждениями, совершенствованием охраны труда.
Статья 46. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права.
Статья 47. Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом. Государство проявляет особую заботу о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов.
Статья 48. Граждане Республики Беларусь имеют право на жилище. Это право обеспечивается развитием государственного, общественного и частного жилищного фонда, содействием гражданам в приобретении жилья.
Никто не может быть произвольно лишен жилья.
Статья 49. Каждый имеет право на образование.
Гарантируется доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования.
Среднее специальное и высшее образование доступно для всех в соответствии со способностями каждого. Каждый может на конкурсной основе бесплатно получить соответствующее образование в государственных учебных заведениях.
Статья 50. Каждый имеет право сохранять свою национальную принадлежность, равно как никто не может быть принужден к определению и указанию национальной принадлежности.
Оскорбление национального достоинства преследуется согласно закону.
Каждый имеет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения. Государство гарантирует в соответствии с законом свободу выбора языка воспитания и обучения.
Статья 51. Каждый имеет право на участие в культурной жизни. Это право обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах, развитием сети культурно-просветительных учреждений.
Свобода художественного, научного, технического творчества и преподавания гарантируется.
Интеллектуальная собственность охраняется законом.
Статья 52. Каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы и уважать национальные традиции.
Статья 53. Каждый обязан уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц.
Статья 54. Каждый обязан беречь историко-культурное наследие и другие культурные ценности.
Статья 55. Охрана природной среды — долг каждого.
Статья 56. Граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей.
Статья 57. Защита Республики Беларусь — обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь.
Порядок прохождения воинской службы, основания и условия освобождения от воинской службы либо замена ее альтернативной определяются законом.
Статья 58. Никто не может быть принужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и ее законами, либо к отказу от своих прав.
Статья 59. Государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией.
Статья 60. Государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности.
Эти органы и лица несут ответственность за действия, нарушающие права и свободы личности.
Статья 61. Каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки.
С целью защиты прав, свобод, чести и достоинства граждане вправе взыскать в судебном порядке как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда.
Статья 62. Каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств.
Противодействие оказанию правовой помощи в Республике Беларусь запрещается.
Статья 63. Осуществление предусмотренных настоящей Конституцией прав и свобод личности может быть приостановлено только в условиях чрезвычайного или военного положения в порядке и пределах, определенных Конституцией и законом.
При осуществлении особых мер в период чрезвычайного положения не могут ограничиваться права, предусмотренные в статье 24, части третьей статьи 25, cтатьях 26, 31 Конституции.

к оглавлению ↑

Раздел III. Избирательная система. Референдум

Глава 1. Избирательная система

Статья 64. Выборы депутатов и других лиц, избираемых на государственные должности народом, являются всеобщими: право избирать имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет.
В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. В голосовании не принимают участия лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения — содержание под стражей. Любое прямое или косвенное ограничение избирательных прав граждан в других случаях является недопустимым и наказывается согласно закону.
Статья 65. Возрастной ценз депутатов и других лиц, избираемых на государственные должности, определяется соответствующими законами, если иное не предусмотрено Конституцией.
Статья 66. Выборы являются свободными: избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать.
Подготовка и проведение выборов проводится открыто и гласно.
Статья 67. Выборы являются равными: избиратели имеют равное количество голосов.
Количество избирателей в каждом избирательном округе должно быть примерно равным.
Кандидаты, избираемые на государственные должности народом, участвуют в выборах на равных основаниях.
Статья 68. Выборы являются прямыми: депутаты избираются гражданами непосредственно.
Статья 69. Голосование на выборах является тайным: контроль за волеизъявлением избирателей в ходе голосования запрещается.
Статья 70. Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит общественным объединениям, трудовым коллективам и гражданам в соответствии с законом.
Статья 71. Расходы на подготовку и осуществление выборов осуществляются за счет государства в пределах выделенных на эти цели средств.
Статья 72. Проведение выборов обеспечивают избирательные комиссии.
Порядок проведения выборов определяется законами Республики Беларусь.
Выборы не проводятся в период чрезвычайного или военного положения.

к оглавлению ↑

Глава 2. Референдум (народное голосование)

Статья 73. Для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни могут проводиться республиканские и местные референдумы.
Статья 74. Республиканские референдумы назначаются Верховным Советом Республики Беларусь по предложению Президента Республики Беларусь либо не менее 450 тысяч граждан, обладающих избирательным правом.
Верховный Совет не позднее 30 дней после внесения на его рассмотрение в соответствии с законом предложений Президента либо граждан о проведении референдума обязан назначить дату проведения республиканского референдума.
Вопрос о проведении республиканского референдума может быть рассмотрен Верховным Советом также по инициативе не менее 70 депутатов Верховного Совета Республики Беларусь.
Статья 75. Местные референдумы назначаются соответствующими местными представительными органами по своей инициативе либо по предложению не менее десяти процентов граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории.
Статья 76. Референдумы проводятся путем всеобщего, свободного, равного и тайного голосования.
В референдумах участвуют граждане Республики Беларусь, обладающие избирательным правом.
Статья 77. Решения, принятые референдумом, могут быть отменены или изменены только путем референдума, если иное не будет определено референдумом.
Статья 78. Порядок проведения республиканских и местных референдумов, а также перечень вопросов, которые не могут быть вынесены на референдум, определяются законом Республики Беларусь.

к оглавлению ↑

Раздел IV. Законодательная, исполнительная и судебная власть

Глава 3. Верховный Совет Республики Беларусь

Статья 79. Верховный Совет Республики Беларусь является высшим представительным постоянно действующим и единственным законодательным органом государственной власти Республики Беларусь.
Статья 80. Верховный Совет состоит из 260 депутатов, избираемых гражданами Республики Беларусь.
Депутатом Верховного Совета может быть любой гражданин Республики Беларусь, обладающий избирательным правом и достигший 21 года.
Статья 81. Срок полномочий Верховного Совета — пять лет.
Полномочия Верховного Совета могут быть досрочно прекращены по постановлению Верховного Совета, принятому большинством не менее двух третей от избранных депутатов.
Выборы нового состава Верховного Совета назначаются не позднее трех месяцев до окончания полномочий Верховного Совета.
Статья 82. Первое заседание Верховного Совета созывается Центральной комиссией Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов не позднее чем через 30 дней после выборов.
Статья 83. Верховный Совет Республики Беларусь:
1) назначает республиканские референдумы;
2) принимает и изменяет Конституцию;
3) принимает законы и постановления и осуществляет контроль за их исполнением;
4) дает толкование Конституции и законов;
5) назначает очередные выборы депутатов Верховного Совета и местных Советов депутатов; выборы Президента;
6) образует Центральную комиссию по выборам и проведению республиканских референдумов;
7) избирает Конституционный Суд Республики Беларусь, Верховный Суд Республики Беларусь, Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь, Председателя и Совет Контрольной палаты Республики Беларусь, Председателя и членов Правления Национального банка Республики Беларусь;
8) определяет порядок решения вопросов административно-территориального устройства государства;
9) определяет основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь;
10) утверждает республиканский бюджет, отчет о его исполнении, нормативы отчислений от общегосударственных налогов и доходов в местные бюджеты;
11) устанавливает республиканские налоги и сборы, осуществляет контроль за денежной эмиссией;
12) ратифицирует и денонсирует международные договоры Республики Беларусь;
13) принимает решения об амнистии;
14) определяет военную доктрину;
15) объявляет войну и заключает мир;
16) учреждает государственные награды, классные чины и звания Республики Беларусь;
17) принимает постановления о роспуске местных Советов депутатов и назначает новые выборы в случае систематического или грубого нарушения ими требований законодательства;
18) отменяет распоряжения Председателя Верховного Совета Республики Беларусь в случаях, если они противоречат законам и постановлениям Верховного Совета.
Верховный Совет может решать иные вопросы в соответствии с Конституцией.
Статья 84. Голосование на заседаниях Верховного Совета осуществляется депутатами лично.
Законы и постановления Верховного Совета считаются принятыми при условии, что за них проголосовало большинство избранных депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией.
Принятые законы в десятидневный срок со дня принятия направляются на подпись Президенту.
Статья 85. Верховный Совет избирает из числа депутатов Верховного Совета Председателя Верховного Совета, Первого заместителя Председателя Верховного Совета и заместителей Председателя Верховного Совета.
Статья 86. Председатель Верховного Совета избирается тайным голосованием. Он подотчетен Верховному Совету.
Статья 87. Председатель Верховного Совета Республики Беларусь:
1) осуществляет общее руководство подготовкой вопросов, подлежащих рассмотрению Верховным Советом;
2) ведет заседания Верховного Совета;
3) представляет Верховный Совет в отношениях с органами и организациями внутри страны и за границей;
4) подписывает постановления, принятые Верховным Советом;
5) представляет Верховному Совету кандидатуры для избрания на должности Первого заместителя и заместителей Председателя Верховного Совета, Генерального прокурора, Председателя Контрольной палаты;
6) руководит работой аппарата Верховного Совета.
Председатель Верховного Совета издает распоряжения.
Первый заместитель и заместители Председателя Верховного Совета Республики Беларусь исполняют по поручению Председателя Верховного Совета отдельные его обязанности и замещают Председателя Верховного Совета в случае его отсутствия или невозможности осуществления им своих обязанностей.
Статья 88. Верховный Совет избирает из числа депутатов постоянные комиссии и иные органы для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Верховного Совета, осуществления контроля за исполнением законов.
В случае необходимости Верховный Совет может создавать следственные, ревизионные и иные временные комиссии.
Статья 89. Для организации работы Верховного Совета создается Президиум Верховного Совета Республики Беларусь.
В состав Президиума Верховного Совета входят Председатель Верховного Совета, Первый заместитель Председателя Верховного Совета, заместители Председателя Верховного Совета и депутаты в порядке, предусмотренном Регламентом Верховного Совета.
Президиум Верховного Совета возглавляет Председатель Верховного Совета.
Статья 90. Право законодательной инициативы в Верховном Совете Республики Беларусь принадлежит депутатам Верховного Совета, постоянным комиссиям Верховного Совета, Президенту, Верховному Суду, Высшему Хозяйственному Суду, Генеральному прокурору, Контрольной палате, Национальному банку, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек.
Статья 91. Полномочия Верховного Совета сохраняются до открытия первого заседания Верховного Совета нового созыва.
Статья 92. Депутат Верховного Совета осуществляет свои полномочия в Верховном Совете на профессиональной основе или по его желанию не порывая с производственной или служебной деятельностью.
Депутатами Верховного Совета не могут быть Президент, члены Кабинета Министров, судьи, а также иные лица, назначаемые на должность Президентом или по согласованию с ним.
Статья 93. Депутат Верховного Совета не несет юридической ответственности за свою деятельность в Верховном Совете, осуществляемую в соответствии с Конституцией, как в период исполнения депутатских полномочий, так и после их прекращения.
Депутат Верховного Совета не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован, иным образом лишен личной свободы без согласия Верховного Совета, кроме случаев задержания на месте совершения преступления.
Уголовное дело против депутата Верховного Совета может быть возбуждено Генеральным прокурором с согласия Верховного Совета, а в период между сессиями — с согласия Президиума Верховного Совета.
Статья 94. Порядок деятельности Верховного Совета, его органов и депутатов определяется Регламентом Верховного Совета, который принимается Верховным Советом и подписывается его Председателем, а также другими законодательными актами Республики Беларусь. к оглавлению ↑

Глава 4. Президент Республики Беларусь

Статья 95. Президент Республики Беларусь является главой государства и исполнительной власти.
Статья 96. Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет.
Статья 97. Президент избирается непосредственно народом Республики Беларусь. Срок полномочий Президента — пять лет. Одно и то же лицо может быть Президентом не более двух сроков.
Кандидаты на должность Президента выдвигаются не менее чем 70 депутатами Верховного Совета, гражданами Республики Беларусь — при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей.
Выборы Президента назначаются Верховным Советом не позднее чем за пять месяцев и проводятся не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий предыдущего Президента.
Если должность Президента оказалась вакантной, выборы проводятся не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии.
Статья 98. Считается, что выборы состоялись, если в голосовании приняли участие более половины граждан Республики Беларусь, включенных в список избирателей.
Президент считается избранным, если за него проголосовало более половины граждан Республики Беларусь, принявших участие в голосовании.
Если ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, то в двухнедельный срок проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов избирателей. Избранным считается кандидат в Президенты, получивший при повторном голосовании больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Порядок проведения выборов Президента определяется законом Республики Беларусь.
Статья 99. Президент вступает в должность после принесения Присяги следующего содержания: «Вступая в должность Президента Республики Беларусь, торжественно клянусь служить народу Республики Беларусь, соблюдать Конституцию и законы Республики Беларусь, добросовестно исполнять возложенные на меня высокие обязанности».
Присяга приносится в торжественной обстановке на специальном заседании Верховного Совета Республики Беларусь не позднее двух месяцев со дня избрания Президента. С момента принесения Присяги вновь избранным Президентом полномочия предыдущего Президента прекращаются.
Статья 100. Президент Республики Беларусь:
1) принимает меры по охране суверенитета, национальной безопасности и территориальной целостности Республики Беларусь, обеспечению политической и экономической стабильности, соблюдению прав и свобод граждан;
2) руководит системой органов исполнительной власти и обеспечивает их взаимодействие с представительными органами;
3) создает и упраздняет министерства, государственные комитеты и другие центральные органы управления Республики Беларусь;
4) с согласия Верховного Совета назначает и освобождает от должности Премьер-министра, его заместителей, министров иностранных дел, финансов, обороны, внутренних дел, Председателя Комитета государственной безопасности; назначает и освобождает от должности других членов Кабинета Министров; принимает отставку указанных в этом пункте лиц;
5) представляет Верховному Совету кандидатуры для избрания на должности Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Правления Национального банка;
6) ежегодно представляет Верховному Совету доклады о положении государства, по собственной инициативе или по предложению Верховного Совета информирует Верховный Совет Республики Беларусь о реализации внутренней и внешней политики Республики Беларусь;
7) обращается с посланиями к народу Республики Беларусь и Верховному Совету;
8) сообщает Верховному Совету о Программе деятельности Кабинета Министров;
9) имеет право участвовать в работе Верховного Совета и его органов, выступать перед ними в любое время с речью или сообщением;
10) назначает судей Республики Беларусь, кроме тех, избрание которых отнесено к компетенции Верховного Совета;
11) назначает других должностных лиц, должности которых определены в соответствии с законом, если иное не предусмотрено Конституцией;
12) решает вопросы о приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предоставлении убежища;
13) награждает государственными наградами, присваивает классные чины и звания;
14) осуществляет помилование осужденных граждан;
15) представляет государство в отношениях с другими странами и международными организациями;
16) ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях;
17) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств;
18) в случае стихийного бедствия, катастрофы, а также беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства, вводит на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Верховного Совета;
19) в случаях, предусмотренных законом, вправе отложить проведение забастовки или приостановить ее не более чем на двухмесячный срок;
20) подписывает законы, вправе не позднее чем в десятидневный срок со дня получения закона возвратить его со своими возражениями в Верховный Совет для повторного обсуждения и голосования. Если Верховный Совет большинством не менее двух третей от избранных депутатов подтвердит ранее принятое решение, Президент обязан подписать закон в трехдневный срок; невозвращенный в указанный срок закон считается подписанным;
21) имеет право отменять акты подведомственных ему органов исполнительной власти;
22) приостанавливает решения местных Советов депутатов в случае несоответствия их закону;
23) возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь;
24) является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь;
25) вводит на территории Республики Беларусь в случае военной угрозы или нападения военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию;
26) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законами.
Президент не вправе делегировать каким-либо органам либо должностным лицам свои полномочия как главы государства.
Статья 101. Президент издает в пределах своих полномочий указы и распоряжения, организует и контролирует их выполнение.
Статья 102. Президент не может занимать другие должности, получать помимо заработной платы денежные вознаграждения, за исключением гонораров за произведения науки, литературы и искусства.
Президент приостанавливает членство в политических партиях и других общественных объединениях, преследующих политические цели, на весь срок полномочий.
Статья 103. Президент может в любое время подать в отставку. Отставка Президента принимается Верховным Советом.
Статья 104. Президент может быть смещен с должности в случае нарушения Конституции или совершения им преступления, а также досрочно освобожден от должности при невозможности исполнения им своих обязанностей по состоянию здоровья постановлением Верховного Совета, принятым большинством не менее двух третей от избранных депутатов Верховного Совета.
Вопрос о смещении Президента может быть поставлен по предложению не менее 70 депутатов Верховного Совета. Заключение о нарушении Президентом Конституции дается Конституционным Судом, о совершении преступления — специальной комиссией Верховного Совета. С момента вынесения заключения Конституционного Суда о нарушении Конституции либо заключения специальной комиссии о совершении преступления Президент не может исполнять свои обязанности до вынесения Верховным Советом соответствующего решения.
В случае смещения Президента в связи с совершением преступления дело по существу обвинения рассматривается Верховным Судом.
Статья 105. В случае вакансии должности Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей его полномочия до принесения Присяги вновь избранным Президентом переходят к Председателю Верховного Совета.
В этом случае обязанности Председателя Верховного Совета переходят к Первому заместителю Председателя Верховного Совета.
Статья 106. Для реализации полномочий исполнительной власти в областях экономики, внешней политики, обороны, национальной безопасности, охраны общественного порядка и других сферах государственного управления при Президенте Республики Беларусь создается Кабинет Министров Республики Беларусь.
Статья 107. Кабинет Министров слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.
Члены Кабинета Министров назначаются и освобождаются от должности Президентом. Премьер-министр, его заместители, министры иностранных дел, финансов, обороны, внутренних дел, Председатель Комитета государственной безопасности назначаются и освобождаются от должности Президентом с согласия Верховного Совета.
Премьер-министр осуществляет непосредственное руководство деятельностью Кабинета Министров, подписывает акты Кабинета Министров, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, исполняет иные возложенные на него функции.
Верховный Совет вправе заслушать отчет любого члена Кабинета Министров по вопросам исполнения законов. В случае нарушения членом Кабинета Министров Конституции и законов Верховный Совет вправе поставить перед Президентом вопрос о досрочном освобождении его от должности.
Статья 108. Компетенция Кабинета Министров, порядок его деятельности определяются на основе Конституции законом о Кабинете Министров Республики Беларусь.

к оглавлению ↑

Глава 5. Суд

Статья 109. Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам.
Судоустройство в Республике Беларусь определяется законом.
Образование чрезвычайных судов запрещается.
Статья 110. Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону.
Какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону.
Статья 111. Судьи не могут осуществлять предпринимательскую деятельность, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской, не сопряженной с занятием штатных должностей.
Основания для избрания (назначения) судей на должности и их освобождения предусматриваются законом.
Статья 112. Суды осуществляют правосудие на основе Конституции, законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных актов.
Если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции или иному закону, он принимает решение в соответствии с Конституцией и законом и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным.
Статья 113. Дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях — единолично судьями.
Статья 114. Разбирательство дел во всех судах открытое.
Слушание дел в закрытом судебном заседании допускается лишь в случаях, определенных законом, с соблюдением всех правил судопроизводства.
Статья 115. Правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе.
Статья 116. Стороны имеют право на обжалование решений, приговоров и других судебных постановлений.

к оглавлению ↑

Раздел V. Местное управление и самоуправление

Статья 117. Местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.
Статья 118. Местные Советы депутатов избираются гражданами соответствующих административно-территориальных единиц сроком на четыре года.
Статья 119. Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в пределах компетенции решают вопросы местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории, исполняют решения вышестоящих государственных органов.
Статья 120. К исключительной компетенции местных Советов депутатов относятся:
утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;
установление в соответствии с законом местных налогов и сборов;
определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;
назначение местных референдумов.
Статья 121. Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы на основании действующего законодательства принимают решения, имеющие обязательную силу на соответствующей территории.
Статья 122. Решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству, отменяются вышестоящими Советами депутатов.
Решения местных исполнительных и распорядительных органов, не соответствующие законодательству, отменяются соответствующими Советами депутатов, вышестоящими исполнительными и распорядительными органами, а также Президентом Республики Беларусь.
Решения местных Советов депутатов, их исполнительных и распорядительных органов, ограничивающие или нарушающие права, свободы и законные интересы граждан, а также в иных предусмотренных законодательством случаях могут быть обжалованы в суд.
Статья 123. В случае систематического или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства он может быть распущен Верховным Советом. Иные основания досрочного прекращения полномочий местных Советов депутатов определяются законом.
Статья 124. Компетенция, порядок создания и деятельности органов местного управления и самоуправления определяются законом.

к оглавлению ↑

Раздел VI. Государственный контроль и надзор

Глава 6. Конституционный Суд Республики Беларусь

Статья 125. Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь.
Статья 126. Конституционный Суд Республики Беларусь избирается Верховным Советом Республики Беларусь из квалифицированных специалистов в области права в количестве 11 судей. Срок полномочий членов Конституционного Суда — 11 лет. Предельный возраст членов Конституционного Суда — 60 лет.
Лица, избранные в Конституционный Суд, не могут осуществлять предпринимательскую деятельность, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской работы, не сопряженной с занятием штатных должностей.
Лица, избранные в Конституционный Суд, вправе в любое время подать в отставку.
Прямое или косвенное воздействие на Конституционный Суд или его членов, связанное с деятельностью по осуществлению конституционного контроля, недопустимо и влечет ответственность по закону.
Статья 127. Конституционный Суд по предложениям Президента, Председателя Верховного Совета, постоянных комиссий Верховного Совета, не менее 70 депутатов Верховного Совета, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора дает заключения:
о соответствии законов, международных договоров и иных обязательств Республики Беларусь Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;
о соответствии правовых актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, постановлений Кабинета Министров, а также актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора, имеющих нормативный характер, Конституции, законам и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь.
Конституционный Суд вправе по своему усмотрению рассмотреть вопрос о соответствии нормативных актов любого государственного органа, общественного объединения Конституции и законам, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь.
Статья 128. Нормативные акты, международные договорные или иные обязательства, признанные Конституционным Судом неконституционными ввиду нарушения ими прав и свобод человека, считаются не имеющими юридической силы в целом либо в определенной их части с момента принятия соответствующего акта.
Другие нормативные акты государственных органов и общественных объединений, международные договорные или иные обязательства, признанные Конституционным Судом несоответствующими Конституции, законам или международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, считаются утратившими силу в целом или в определенной их части с момента, определяемого Конституционным Судом.
Нормативно-правовые акты межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, признанные Конституционным Судом несоответствующими Конституции, законам или международно-правовым актам, считаются недействующими на территории Республики Беларусь в целом или в определенной их части с момента, определяемого Конституционным Судом.
Конституционный Суд выносит решения простым большинством голосов от полного состава судей.
Статья 129. Заключения Конституционного Суда являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат.
Статья 130. Конституционный Суд вправе вносить предложения в Верховный Совет о необходимости изменений и дополнений Конституции, а также о принятии и изменении законов. Такие предложения подлежат обязательному рассмотрению Верховным Советом.
Статья 131. Лица, избранные в Конституционный Суд, не могут быть привлечены к уголовной ответственности, арестованы, иным способом лишены личной свободы без согласия Верховного Совета, кроме случаев задержания на месте совершения преступления.
Уголовное дело против члена Конституционного Суда может быть возбуждено Генеральным прокурором с согласия Верховного Совета.
Статья 132. Компетенция, организация и порядок деятельности Конституционного Суда определяются законом.

к оглавлению ↑

Глава 7. Прокуратура

Статья 133. Надзор за точным и единообразным исполнением законов министерствами и другими подведомственными Кабинету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами возлагается на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров.
Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных законом, проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в судах.
Статья 134. Единую и централизованную систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор, избираемый Верховным Советом.
Нижестоящие прокуроры назначаются Генеральным прокурором.
Статья 135. Генеральный прокурор и нижестоящие прокуроры независимы в осуществлении своих полномочий и руководствуются только законом. В своей деятельности Генеральный прокурор подотчетен Верховному Совету.
Статья 136. Компетенция, организация и порядок деятельности органов прокуратуры определяются законом.

к оглавлению ↑

Глава 8. Контрольная палата Республики Беларусь

Статья 137. Контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Верховного Совета, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, осуществляет Контрольная палата.
Статья 138. Контрольная палата образуется Верховным Советом, действует под его руководством и подотчетна ему.
Статья 139. Председатель Контрольной палаты избирается Верховным Советом сроком на пять лет.
Статья 140. Компетенция, организация и порядок деятельности Контрольной палаты определяются законом.
Раздел VII. Финансово-кредитная система Республики Беларусь
Статья 141. Финансово-кредитная система Республики Беларусь включает бюджетную систему, банковскую систему, а также финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан.
На территории Республики Беларусь проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика.
Статья 142. Бюджетная система Республики Беларусь включает республиканский и местные бюджеты.
Доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений.
Общегосударственные расходы осуществляются за счет республиканского бюджета в соответствии с его расходной частью.
В соответствии с законом в Республике Беларусь могут создаваться внебюджетные фонды.
Статья 143. Порядок составления, утверждения и исполнения бюджетов и государственных внебюджетных фондов определяется законом.
Статья 144. Отчет об исполнении республиканского бюджета представляется на рассмотрение Верховного Совета не позднее пяти месяцев со дня окончания отчетного финансового года.
Отчеты об исполнении местных бюджетов подаются на рассмотрение соответствующих Советов депутатов в определенный законодательством срок.
Отчеты об исполнении республиканского и местных бюджетов публикуются.
Статья 145. Банковская система Республики Беларусь состоит из Национального банка Республики Беларусь и иных банков. Национальный банк регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег.
Раздел VIII. Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения
Статья 146. Конституция обладает высшей юридической силой. Законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.
В случае расхождения закона с Конституцией действует Конституция, а в случае расхождения иного нормативного акта с законом действует закон.
Статья 147. Вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривается Верховным Советом Республики Беларусь по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, не менее 40 депутатов Верховного Совета, Президента, Конституционного Суда.
Статья 148. Закон об изменении и дополнении Конституции может быть принят после двух обсуждений и одобрений Верховным Советом с промежутком не менее трех месяцев.
Изменения и дополнения в Конституции не производятся в период чрезвычайного положения, а также в последние шесть месяцев полномочий Верховного Совета.
Статья 149. Конституция, законы о внесении в нее изменений и дополнений, о введении в действие Конституции и указанных законов, акты о толковании Конституции считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от избранных депутатов Верховного Совета.
Изменения и дополнения Конституции могут быть проведены через референдум. Решение об изменении и дополнении Конституции путем референдума считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования.
Председатель Верховного Совета
Республики Беларусь
М.Гриб

Принята на 13 сессии Верховного Совета Республики Беларусь 15 марта 1994 г. – Мн.: Полымя, 1994.

Сказать спасибо:

Вам понравиться