Источники права Литовского государства. Готовая курсовая.

Готовые курсовые работы.

Готовые курсовые работы.

Источники права Литовского государства.

Готовая курсовая работа по Истории государства и права славянских народов, Истории государства и права зарубежных стран. Скачать бесплатно.

Год: 2012; Объем работы: 34 стр.; Страна: СНГ, ЕС и другие.

Заказать курсовую работу по ИГИСН и ИГИЗС можно здесь.

ВВЕДЕНИЕ

В ХШ в. на западных рубежах Руси возникло государство, которому суждено было сыграть заметную роль в истории нашей страны — Великое княжество Литовское. Литовцы с давних пор были соседям н восточных славян, что обусловило определенные связи между этими народами—мирные и немирные. В середине XIII в. один из племенных вождей (Кунигасов) Миндовг (Миндаугас) принял христианство и был венчан по указанию папой Римским на королевство, хотя позже он отказался и от того, и от другого тем не менее принято считать именно Миндовга основателем литовского государства .
С течением времени к Великому княжеству Литовскому были присоединены украинские, белорусские и некоторые русские княжества. Его территория в начале XV в. составляла свыше 900 тыс. кв. км и простиралась от Черного до Балтийского моря. Первой столицей государства был г. Новогородок (Новогрудок), а с XIV в. — г. Вильно.
Литовское государство (под которым для целей исследования будем понимать — Великое Княжество Литовское, далее по тексту — ВКЛ) было расположено, как блокпост, между Россией и западной Европой, соответственно, «средневековое право Литовского государства, не только впитывало правовые нормы, действующие на территории русских земель» , а также нормы западно-европейского права, но и в последствии оказывало существенное влияние на их формирование. По этой причине актуальность тематики исследования не вызывает сомнения.
Цель исследования: комплексный анализ источников права Литовского государства.
Реализация поставленной цели обусловила решение следующих взаимосвязанных задач:
— изучить общественный и государственный строй Литовского государства;
— исследовать основные черты права ВКЛ;
— выделить этапы его развития;
-выделить основные виды источников права Литовского государства;
— исследовать грамоты, постановления сейма, договоры, привилеи, Судебник Казимира 1468г., Статуты 1529, 1566, 1588;
— определить влияние источников права Литовского государства на развитие отечественного права.
Теоретической основой работы послужили труды отечественных и российских авторов в области теории и истории государства и права, научные гипотезы и теоретические выводы по исследуемой проблематике.
Автором использованы работы: В.Т.Пашуто, О.И.Чистякова, Г.А. Василевича Р. А., Т. И. Довнар, Е Муравской, А.п.Новосельцева и др.
С целью более подробного раскрытия темы «Источники права Литовского государства» в настоящей работе выделены три главы. В первой, из них исследуются вопросы общественного и государственного строя Литовского государства, а также выделяются и исследуются основные черты права ВКЛ, этапы его развития. Виды источников права. Вторая глава посвящена источникам «достатутного» периода развития права в ВКЛ. В этой главе исследуются такие источники права, как грамоты, постановления сейма, договоры, привилеи, а также Судебник Казимира 1468г. Третья глава всецело посвящена исследованию Статутов Великого княжества Литовского 1529, 1566, 1588.

к оглавлению ↑

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТОВСКОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

1.1. Общественный и государственный строй Литовского государства

Социальный состав населения Великого княжества Литовского характеризовался наличием двух основных классов: феодалов и феодально-зависимых крестьян. В правовом отношении все население подразделялось на сословия. Внутри каждого сословия также имелось деление на определенные группы. Класс феодалов, составлявший небольшую часть населения, занимал господствующее положение в экономической, политической и идеологической жизни общества. Все феодалы входили в состав сословия — шляхты либо духовенства. Но не все шляхтичи были феодалами, так как многие из них не имели зависимых от себя людей или даже земельных владений и вынуждены были наниматься на службу к крупным феодалам.
Феодалы в экономическом и правовом отношении подразделялись на ряд категорий в зависимости от богатства, родовитости и занимаемой должности. В законодательных актах того времени различались феодалы высшей категорий («высшего стану») — князья, паны радные, паны хоруговные и низшей категории— земляне-шляхта, имевшие собственные имения.
Верхушка класса феодалов, заседавшая в совете великого князя (раде), именовалась панами радными. В ее руках находилось все управление государством, К этой же категории относились и католические епископы. Панами хоруговными были крупные феодалы, выезжавшие на войну не под знаменами поветов (уезда или волости), а под своими знаменами, так как они выставляли значительное число воинов.
Права всего сословия шляхты (дворянства) неуклонно расширялись за счет закабаления и ограничения в правах «простых людей». Но малоземельная и безземельная шляхта не могла пользоваться многими правами.
Промежуточное положение между феодалами и крестьянами занимали бояре. До XV в. все феодалы назывались боярами, а затем появился термин «шляхта», или «бояре-шляхта», а боярами стали называть «простых людей», находившихся на службе князя или пана в качестве вассалов, имевших на праве владения (но не собственности) две волоки (около 42 га) земли. Бояре считались лично свободными людьми и могли переменить своего господина, что сопровождалось, однако, потерей прав на землю .
Основную массу населения составляли феодально зависимые крестьяне, правовое положение которых определялось нормами обычного права, привилегиями (грамотами) и статутами. Процесс обезземеливания и закрепощения крестьян наиболее полно был выражен в «Уставе на волоки» 1557 г. В силу этого закона значительная часть земли отбиралась у крестьян и на отобранных землях образовывались фольварки (государственные или великокняжеские имения). К каждому фольварку приписывались крестьяне, которые обязаны были отбывать в .нем барщину и вносить оброк. Число приписанных крестьян зависело от размера пахотной земли в фольварке. На одну волоку земли в фольварке приходилось не менее семи крестьянских хозяйств. Этим- законом крестьяне лишались права на землю и права перехода. Все крестьяне в зависимости от их принадлежности подразделялись на людей господарских (государственных) и людей папских.
Господарские люди подразделялись на тяглых, осадных, огородников .
Особое положение среди сельского населения занимали крестьяне-данники, которые в XVT в. продолжали еще оставаться, лично свободными людьми, а феодальную ренту вносили в виде, различных даней: полюдья, дякла, куницы и других в государственную казну.
Великое княжество Литовское прошло путь от раннефеодальной до сословно-представительной монархии.
Во главе государства стоял господарь — великий князь . Ему принадлежала военная, административная, законодательная и судебная власть. Однако все важнейшие государственные дела он решал не единолично, а совместно с «панами-радой» и сеймом (соймом). В ст. 2 раздела II Статута 1566 г. говорилось, что ни великий князь, ни паны-рада не имеют права начинать войну и устанавливать налоги без согласия сейма, на котором должны были присутствовать и представители шляхты.
В состав рады входили наиболее крупные феодалы и католические епископы (до 1569 г. четыре епископа, после Люблинской унии —два). Кроме того, господарь мог приглашать на ее заседания и иных феодалов. Для решения особо важных госу-дарственных вопросов рада собиралась в полном составе.
В отсутствие господаря рада руководила всеми делами самостоятельно. В ее компетенцию входили законодательство, внешняя политика, оборона государства, финансовые и важнейшие судебные дела.
Сейм Великого княжества Литовского вырос из древних вечевых собраний, на которые при феодализме стали допускаться только лица, принадлежащие к сословиям шляхты и христианского духовенства. На сеймах основную роль играли крупные феодалы, шляхта же вынуждена была подчиняться воле панов. В XV и в начале XVI в. на сеймы могли являться все шляхтичи по желанию. Но очень часто шляхта не являлась на сеймы, поэтому было установлено правило, по которому от каждого лове та должны были избираться на поветовых сеймиш по два депутата. Кроме избранных депутатов (земских послов), на сейм приглашались все паны рады, верхушка православного духовенства и крупные феодалы, не входившие в состав рады. Определенных сроков и постоянного места созыва сеймов не существовало, собирались они в разных городах и замках по мере надобности, например в случае угрозы войны. К компетенции сейма относились дела о налогах, о защите государства, об избрании великого князя, некоторые судебные дела и вопросы законодательства.
Недопущение на сейм представителей мешан и крестьян, преобладание в нем влияния крупных феодалов делали его представительным органом только класса феодалов и особенно его верхушки — князей и панов. Такой состав сейма предопределял и характер его правовых актов, которые полностью отвечали узкоклассовым интересам феодалов.
Повседневное руководство государственными делами осуществлялось, кроме рады, должностными лицами: канцлером, ведавшим государственной канцелярией; подскарбием земским, управлявшим финансами. Гетман наивысший командовал войсками во время походов и занимался вопросами комплектования и снабжения армии в мирное время. Маршалок земский был блюстителем порядка и этикета при дворе великого князя. Ему принадлежала главенствующая роль на сеймах и других собраниях. Он судил участников сейма и их слуг за преступления., совершенные на сейме.
Не изжила себя и прежняя дворцово-вотчинная система управления, Существовали такие местные лица и придворные чины, как подчаший, чашник, мечник, стольник, и др.
Местное управление в разных частях государства строилось неодинаково. В результате реформ, проведенных в 1565-1566 гг., вся территория государства была раз-делена на 30 поветов (уездов), которые входили в состав 13 воеводств. Правовое положение воеводств и поветов в составе княжества было различным. Например, воеводства Полоцкое и Витебское пользовались особым правовым режимом в составе княжества. Особое управление было организовано в городах и в частных владениях крупных феодалов, которым принадлежали некоторые княжества и поветы.
Во главе каждого воеводства стоял воевода, назначаемый великим князем и радой. В воеводства Полоцкое и Витебское воеводы назначались с согласия местных феодалов- Воевода руководил военными силами, был главою исполнительных органов воеводства, осуществлял контроль за управлением государственными имениями и доходами, следил за поддержанием порядка на территории воеводства и осуществлял правосудие в городском (замковом) суде. Он же входил в состав панов-рады по должности.
Воеводы проводили свою деятельность совместно с радами, состоящими из местных феодалов, и при помощи своих должностных лиц— «врадииков»: наместника, ключника, писаря и др. Управление в поветах осуществлялось старостами, которые на-значались великим князем и радой. Старосты наблюдали за выполнением населением всех повинностей (военной, дорожной, подводной), руководили сбором общегосударственных налогов, следили за поддержанием порядка в поветах, осуществляли суд по некоторым делам. В повете также имелись местные «врадники» — хорунжий, подстароста, писарь и др .
Таким образом, Великое княжество Литовское образовалось позже Древнерусского государства, но прошло исторически сходные этапы. Литва, как и Русь, миновала рабовладельческий строй и перешла непосредственно к феодализму. Это означало, что ее политические формы развивались аналогично. На протяжении трех веков Великое княжество Литовское прошло путь от раннефеодальной до сословно-представительной монархии.
Литовское государство сложилось на стыке крупнейших держав того времени — Польши и Руси и не могло не чувствовать их влияния. В то же время ему пришлось бороться с немецкой экспансией с запада и с монголо-татарской — с востока. Тем не менее в этих сложных условиях, используя противоречия между соседями, Литва смогла стать на время большим и сильным государством. Однако отстоять свою независимость она все-таки не смогла, что привело к слиянию ее с Польшей и образованию Речи Посполитой,

к оглавлению ↑

1.2. Основные черты права ВКЛ, этапы его развития. Виды источников права

На ранней стадии развития княжества в каждой местности (земле) действовали свое местное обычное право, а также нормы Русской Правды, международных договоров и церковное право.
С конца XIV в. получает развитие писаное право в виде специальных грамот, или привилеев (частных законов), направленных на обеспечение прав отдельных лиц, групп и даже всего класса феодалов. По своему содержанию и действию в пространстве привилеи подразделялись на общеземские, которые действовали на территории всего государства, областные, данные жителям только одной какой-либо земли (области), волостные, городские и персональные, данные кому-либо лично.
В 1468 г. был издан Судебник, в котором подверглись кодификации нормы уголовного и уголовно-процессуального права, направленные на защиту феодальной собственности.
В первой четверти XVI в. была осуществлена работа по систематизации местного права, которая завершилась в 1529 г. изданием на белорусском (или западнорусском) языке первого в Европе свода законов— Статута Великого княжества Литовского. В нем содержалось свыше 240 статей (артикулов), систематизированных в 13 разделах, в которых излагались нормы, относящиеся к государственному, гражданскому, земельному, уго-ловному, процессуальному праву.
Основными источниками Статута 1529 г. были; местное обычное право, грамоты, Судебник 1468 г. и Русская Правда, В 1566 г. был издан второй Статут, состоявший из 14 разделов и 367 статей, закрепивший социально- экономические и политические изменения в государстве. В 1588 г. был издан третий Статут, который действовал на территории Бе-лоруссии и Литвы до 1840 г .
Исходя из этого, можно рассматривать следующие виды источников права ВКЛ: грамоты, постановления сейма, договоры, привилеи, судебники и Статуты.
Учитывая то, что Статуты стали вершиной правотворчества Литовского государства, по нашему мнению, можно выделить два основных этапа развития права в ВКЛ: 1) «Достатутый»(в этот период преобладающими источниками права были: грамоты, постановления сейма, договоры, привилеи, судебники) и 2)«Статутный» (главенствующую роль играют Статуты).
Характеризуя гражданское право ВКЛ, необходимо отметить, что гражданская правоспособность и дееспособность лиц, как и в других феодальных государствах, определялись в зависимости от классовой и сословной принадлежности.
Полной правоспособностью обладали только крупные феодалы и верхушка духовенства. Феодалы, находившиеся в вассальной зависимости, — только с согласия верховного собственника. Еще большие ограничения предусматривались в отношении бедной, безземельной служилой шляхты, которая не могла занимать выборных должностей. Служащий у пана мелкий шляхтич не имел права без согласия хозяина оставить у него службу и не мог распоряжаться выслуженным имением. Феодально-зависимые крестьяне не имели права приобретать земли на праве собственности, не могли свободно распоряжаться своим недвижимым имуществом. Совсем бесправной была челядь невольная, которая ничего не могла получать даже по завещанию.
Земельные владения феодалов по их правовой регламентации подразделялись на три вида: отчины или дедины — имения, полученные по наследству от отца или деда; имения, купленные самим феодалом; имения выслуженные, пожалованные во временное пользование верховным собственником.
Понятие преступления в памятниках права определялось по-разному. В одном случае оно рассматривалось как нарушение норм права — «выступ» из права, т.е. как общественно опасное деяние. В другом же случае оно расценивалось как причинение вреда потерпевшему — «шкода», «кривда», «гвалт». Под нарушением норм права понималось нарушение как закона, так и норм обычного права.
Уголовное законодательство XVI в. знало уже простое и сложное соучастие. При простом соучастии, когда все соучастники являлись соисполнителями преступления, все они должны были подвергаться одинаковому наказанию. При сложном соучастии пре-ступники подразделялись на исполнителей, пособников, подстрекателей и могли наказываться по-разному.
Сословный характер феодального уголовного права особенно наглядно проявлялся при назначении наказаний. Преступление, совершенное шляхтичем, наказывалось легче, чем такое же деяние простого человека. Например, в случае нанесения рак шляхтичем шляхтичу виновный наказывался по принципу -«око за око, зуб за зуб». За нанесение ран простому человеку шляхтич наказывался денежным штрафом. Если же простой человек ранил шляхтича, он подвергался смертной казни.
Наказание рассматривалось как возмездие за преступление и как средство устрашения. Целью наказания было также возмещение причиненного вреда в виде различных денежных взысканий, штрафов и конфискаций.
Наиболее распространенной была смертная казнь, которая устанавливалась за государственные преступления, убийство, кражу и другие деяния и существовала в форме повешения, сожжения, утопления, отсечения головы. В качестве телесных наказаний при-менялись к простым людям битье кнутом, битье розгами и члено- вредительные наказания, такие, как отсечение руки, отрезание ушей, языка, разрезание ноздрей. Тюремное заключение применялось на срок от шести недель до одного года и шести недель; как дополнительная мера наказания к шляхте могло применяться лишение чести и прав.
Имущественные наказания имели весьма широкое распространение. Подобно Русской Правде, литовское законодательство предусматривало за некоторые преступления штраф, именовавшийся виной, и возмещение ущерба потерпевшим, которое называлось почти так же, как на Руси,- головщина. Вина взыскивалась в доход казны или самих органов и должностных лиц, осуществлявших правосудие.
Четкого разграничения между гражданским и уголовным процессом в Великом княжестве Литовском не было. Важное место в процессуальном праве уделялось доказательствам.
Сторона, недовольная решением суда первой инстанции, была обязана заявить суду об этом немедленно. В противном: случае она лишалась права подавать жалобу в суд второй инстанции. Предоставление новых доказательств в суд второй инстанции не допускалось .
Таким образом, среди источников права ВКЛ следует выделять: грамоты, постановления сейма, договоры, привилеи, судебники и Статуты.
Так как, Статуты стали вершиной правотворчества Литовского государства, можно говорить о двух основных этапах развития права: 1) «Достатутый»(в этот период преобладающими источниками права были: грамоты, постановления сейма, договоры, привилеи, судебники) и 2)«Статутный» (главенствующую роль играют Статуты).
Как видим, правовая система княжества в своем развитии достигла высокого уровня, используя опыт соседей, в том числе Руси. В то же время некоторые нормы Литовских статутов будут восприняты и русским законодательством XVII в. к оглавлению ↑

2. ДОСТАТУТНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ПРАВА ЛИТОВСКОГО ГОСУДАРСТВА

2.1. Грамоты, постановления сейма, договоры, привилеи как источники права

К значимым нормативным актам рассматриваемого этапа можно отнести:
1) Договор Витебской, Полоцкой и Смоленской земель с Ригой и Готским берегом 1229 г.
Договор Витебской, Полоцкой и Смоленской земель с Ригой и Гойским берегом 1229 г. был заключен с целью упорядочить взаимоотношения, возникавшие непосредственно в сфере торговли или тесно связанные с ней (например, кража, совершенная местным жителем у купца-иностранца; нарушение норм нравственности купцам-иностранцам и др.)
По договору заключался мир «промеж Смоленска и Рыги». Основные пункты договора:
— проезд по Западной Двине, а также в Ригу, Любек, Готланд и другие города балтийского побережья смоленским, полоцким и витебским; немецким купцам свободный проезд по Западной Двине;
— свободная оптовая и розничная торговля обеим сторонам;
— определение пошлины .
Прогрессивной чертой Договора 1229 г. являются его паритетные начала: купцы-иностранцы имеют в стране пребывания одинаковый правовой статус, что подчеркивется в конце каждой статьи словами: «Таку правду взяти Русину и Ризе и на Гойском березе» (ст. 6).
Договор носит ярко выраженный классовый характер, так как его статьи устанавливают значительно повышенную защиту жизни свободного человека по сравнению с рабом: по ст. 1 за убийство свободного человека штраф 10 гривен серебра, а за раба – 1 гривну серебра.
В зависимости от списка и редакции Договор имеет 35 или 37 статей, содержащих нормы уголовного, гражданского, процессуального и административного права.
Большинство статей посвящено гражданскому праву, в частности, договору купли продажи (ст. 19, 21, 24–28, 30), займа (ст. 15–18, 35, 36).
Большое внимание уделено и уголовному праву, нормы которого предусматривают различные виды наказаний (смертную казнь, лишение свободы – «вверечи в погреб» ст. 4, имущественные) за такие виды преступлений как против личности, имущества и нравственности.
Нормы процессуального права предусматривают порядок возбуждения дела, виды доказательств и т.д.
В целом Договор 1229 года создав прочную правовую основу для развития торговли, содействовал ее расширению, ибо предусматривал такие прогрессивные положения, как запрет принуждать купцов-иностранцев к участию в военных походах (ст. 32) , без их согласия привлекать к таким видам доказательств как поединок, испытание железом (ст. 9), а также ограничение применения такого вида наказания как лишение свободы (ст. 4 «в дыбу его не сажати») .
2) Грамота полоцкого и витебского князя Герденя о заключении мирного договора и установлении торговых отношений с Ригой и Готландом 1264 г., которая подтверждает «ранее установленное право свободного проезда для купцов по Даугаве и право свободной торговли немецких купцов в Полоцке и Витебске, а русских в Риге, на Готском берегу» .
3) Договорная грамота великого князя Казимира с Великим Новгородом об установлении мира и условиях ведения торговли с Полоцком и Витебском 1440 г., согласно которой «… А што моих людей: или литвин, или витбленин, или полочанин, или смолнянин, или с иных наших Русских земель, — тым путь чыст изо всее моее отчызны…»
4) Грамоты великих князей городам на магдебургское право 1324, 1356, 1368, 1390, 1391, 1441, 1494, 1498, 1499 гг. Магдебургское право (возникло в 13 столетии в городе Магдебурге — Германия), феодальное городское право, согласно которого экономическая деятельность, имущественные права, общественно-политическая жизнь, сословное состояние горожан регулировались собственной системой юридических норм, что соответствовало роли городов как центров производства и денежно-товарного обмена. Это первое в Европе универсальное законодательство, которое можно было применить в любом торгово-ремесленном городе и основным принципом которого являлось самоуправление горожан .
Жители городов, которые получили Магдебургское право, освобождались от феодальных повинностей, от суда и власти воевод, старост и других государственных служебных особ. На основе Магдебурского права в городе создавался выборный орган самоуправления — магистрат. С введением Магдебурского права отменялась деятельность местного права. Но не отменялась правомерность использования местными обычаями, если необходимое решения дела не было предусмотрено Магдебургским правом.
5) Общеземские грамоты (привилеи) 1387, 1413, 1432, 1434, 1447 (1457) гг. Такие грамоты издавались в большинстве случаев при вступлении нового великого князя на престол или после каких-либо важных событий в жизни государства. Данные правовые документы были обязательны для исполнения на всей территории ВКЛ, в них содержались права и обязанности разных классов и групп населения, закреплялось правовое положение государственных органов власти.
Первыми такими грамотами принято считать привилеи князя Ягайлы от 20 февраля, 22 февраля и 28 апреля 1387 года.
Грамоты от 20 февраля и 22 февраля 1387 года были нацелены на распространение католической религии на территории ВКЛ: « Кожны рыцар або баярын, які прыме каталіцкую веру, будуць мець поўную і усякую магчымасць валодаць, трымаць, карыстацца, прадаваць, адчуждаць, абменьваць, дараваць, паводле сваей добрай волі і думкі замкі, воласці, вескі і дамы» , также эти привилеи положили начало юридического оформления сословия шляхты.
В 1413 году была издана Городельская грамота, которая продолжила силовое насаждение католической религии на территории Великого княжества Литовского. Грамота была издана Ягайлом и Витавтом для закрепления союза Великого княжества Литовского с Польшей. Она еще больше расширила права феодалов-католиков, в ущерб правам православных. Также в ней закреплялась выборность великого князя .
Важное значение имело принятие в 1432 и 1434 годах новых грамот, что было обусловлено внутриклассовой борьбой католиков и православных, которую эти привилеи урегулировали, уровняв католиков и православных в правах. Эти грамоты подтверждали суверенные права Великого княжества Литовского, закладывали юридические основы оформления прав и привилегий шляхецкого сословия. В указанных грамотах начинают формироваться специально-юридические принципы, нормы, институты.
Процесс правового оформления сословия шляхты завершил общеземский привилей Казимира 1447 года, согласно которого шляхте предоставлялись многочисленные привилегии.
В указном документе излагались как принципы некоторых отраслей права (к примеру, гражданского и государственного, уголовного), так и определенные права феодалов и шляхты: «… княжатом, рытерам, шляхтичом, бояром, местичом… не будем казнити, не именьи, а ни пеньзями, ни нятством, ни кровью…» (арт.3), «…нихто иный, только тот виноватец, хто проступить, подлуг права христианского имать быти казнен…» (арт.4), «для лепшого шчастья набытия, а любо учинков рытерских» (арт.5), артикул 14 запрещал раздавать государственную собственность и государственные чины иностранцам: «…земель, городов, мест у володение и в держаниене маем дать в честь никоего чюжоземца, але только родичам земль наших» .
Привилей Казимира 1447г. более полно закреплял суверенные права Великого княжества Литовского, его территориальную целостность и самостоятельность, запрещал давать иностранцам государственные должности, земли, поместья и чины. Привилей гарантировал феодалам выезд за границу.
Таким образом, оживление правотворческой деятельности государства, оттеснение на задний план такого традиционного для раннефеодального периода развития права источника как правовой обычай и ряд других причин во второй половине XV в. вызвали необходимость в систематизации текущего законодательства. Результатом работы по упорядочению текущего общеземского законодательства было утверждение Казимиром Судебника Великого княжества Литовского 1468 г. Положения Судебника будут рассмотрены далее.

к оглавлению ↑

2.2. Судебник Казимира 1468г.

29 февраля 1468 года великим князем Казимиром на общегосударственном Сейме после согласования с князьями, панами радными и «с всим польством», был утверждён Судебник, в основу которого легло местное белорусское обычное право в дополнении с новыми правовыми нормами, разработанными судебной и административной практикой, в согласовании с новыми социально-экономическими условиями. Судебник был написан на белорусском языке, как и большинство законодательных актов ВКЛ того времени .
Судебник открывает раздел, который можно условно назвать «Уставом о татьбе». Статьи этого раздела определяют степень ответственности вора и членов его семьи при татьбе с поличным (1, 4, 5, 6). Здесь также содержатся предписания о порядке оплаты причиненного ущерба истцу, выплата штрафа господину вора, о судьбе поличного (2,3,4). В этот же раздел входит ст.7 об ответственности господина вора в случае его соучастия и ст.8 об ответственности хозяина дома за тайное держание в доме посторонних лиц. Основное содержание данного раздела – определение ответственности при уголовных преступлениях. В двух статьях (1,2) предписывается, что несостоявшийся вор наказывается виселицей, но не указывается кто осуществляет казнь .
Затем идут три статьи (9-11), определяющие порядок обращения в суд при возникновении дел между лицами, находящимися в подчинении разных властей.
Со ст.12 начинается раздел о наказаниях, продолжающий Устав о татьбе. Начало ст.12 является своего рода заголовком этого раздела: «А коли злодея выдадут ис права а чим его узвелять казнити по его делам». Здесь же выясняется, что для осуществления приговора вора по решению суда выдают потерпевшему. Ст.12 предписывает строгое следование приговору суда, провозглашая суровость по отношению к нарушителям права собственности: «А над злодеем милости не надобе».
Статьи 13-19 определяют меру наказания (плату или виселицу) за воровство. Три из них определяют наказание при татьбе с поличным. Хотя в первых двух статьях воровство с поличным не упоминается, из сопоставления с содержанием статей 16-18 выясняется, что ст.12-13 имеют ввиду татьбу «с лицом». Это же обстоятельство является косвенным доказательством того, что ст.12-15 примыкают к Уставу о татьбе. Ст.16-18 определяют меры наказания вора, не пойманного с поличным, вина которого доказывается показаниями свидетеля (сока). К этому разделу относится и ст.19 о наказании за воровство невольных (паробков), распространяющая общие нормы наказания на паробков, имеющих свое имущество.
Статьи 20-22 посвящены определению порядка решения земельных дел о наездах.
Вопросы о наказании за утаивание найденных вещей трактует ст.23. В с.24 предписано за воровство невольных и зависимых людей наказывать в соответствии с законами о воровстве, установленными в Судебнике, различавшем наказание в зависимости от того, был ли преступник пойман с поличным или уличен свидетелями. Заканчивается Судебник статьей о мостах, устанавливающей наказание для лиц, не замостивших своих свои участки и ставших вследствие этого виновниками несчастного случая.
Исходя из изложенного, можно говорить о том, что в Судебнике прослеживается определенная систематизация материала, которая нашла отражение в его структуре. Судебник делится на три части. Основное содержание первой из них – определение ответственного за совершенное преступление (ст.1-8). Вторая часть разъясняет порядок обращения в суд (9-11). Третья часть рассматривает вопросы о том, как следует наказывать за различные преступления. Среди них выделены воровство с поличным и без поличного, наезды, земельные дела, утаивание найденных вещей, воровство людей и челяди, невыполнение мостовой повинности. В этой части проведена недостаточно строгая систематизация, здесь выделяются дела о земле и наездах, поскольку в них большое внимание уделено вопросам процесса, нежели определению наказания по этим делам.
Таким образом, изданием Судебника было положено начало новому этапу в развитии правовой теории, практики законодательной деятельности государственных органов, новых принципов систематизации и кодификации феодального права, которое завершилось изданием Статутов Великого Княжества Литовского.

к оглавлению ↑

3. СТАТУТНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ПРАВА ЛИТОВСКОГО ГОСУДАРСТВА

3.1. Статут ВКЛ 1529 года

После утверждения в 1468 г. Судебника Казимир, явившегося первой попыткой кодификации права в Великом княжестве Литовском, работа по кодификации права в ВКЛ продолжалась. Результатом такой работы стало принятие 9 сентября 1529 г. Первого Статута Великого княжества Литовского , самого крупного сборника законов в Европе. Ни в одной европейской стране не было ничего подобного. В Западной Европе в то время использовали римское право, не свое, а чужое, на латинском языке. Это был не закон, а университетское право, университетские учебники, а не сборники законов. В ВКЛ нормы разных областей права были сведены в свод законов — Статут, написанный на старобелорусском языке, языке, который понимал народ.
Основными источниками Статута 1529 года можно считать:
— обычное право белорусских земель;
— нормы римского и церковного права;
— нормы писаного права, изложенные в ранее принятых грамотах (рассматривались во второй главе);
— законодательные акты Великого княжества Литовского;
— судебно-административная практика государственных органов;
— нормы древних источников права и иностранное право .
Первый Статут ВКЛ был поделен на 13 разделов (в римском праве — 2 раздела — гражданское и публичное право), каждый из которых состоял из статей, включавших правовые нормы.
Первоначально в Статусе было 224 или 245 артикулов. Раздел первый не имеет названия, состоит из 26 артикулов; раздел второй «О обороне земской»; раздел третий « О свободах шляхты и о размножении Великого князьства»; раздел четвёртый «О поглаве женской и выправу девок»; раздел пятый «О тиунах»; раздел шестой «О судах» ; раздел седьмой «О гваятех земских и о боех,о головащанах щляхетских»; раздел восьмой «О права земленые, о границах и о межах, о конах»; раздел девятый «О ловы, о пущу, о бортное дерево, о озера, о бобровые горы, о хмелища, о сокольи гнёзда»; раздел десятый «О имениях, которые в долзех, и о застави»; раздел одиннадцатый «О головщины людей путных и мужицкие и парабоцкие»; раздел двенадцатый «О грабежи и о навязки»; раздел тринадцатый «О злодействе».
В 30-х годах ХVІІв. Статут был дополнен, вследствие чего количество артикулов увеличилась до 282 , а в Слуцком списке — до 278. Разница в количестве артикулов объясняется тем, что официально текст Статута не был напечатан и не во все его списки вошли дополнения.
Если римское право — это учебник права, то Статут ВКЛ, включающий в себя нормы права, являлся своеобразной конституцией государства .
Необходимо отметить, что Статут ВКЛ 1529г. запретил пользоваться обычным правом, но в них имелась оговорка, что в случае неурегулированности определенных гражданских отношений нормами Статута, разрешалось обращаться к нормам обычного права.
Статут закрепил нормы государственного права, ограничил власть великого князя.
В частности, все вопросы великий князь обязан был решать с одобрения панов-радных.
Кроме того, князь обещал сохранить территориальную целостность государства, не назначать на государственные должности чужеземцев, придерживаться законов и традиций, поддерживать правовой порядок в государстве.
В артикулах (статьях) Статута устанавливались основные принципы права, гарантии реализации основных прав, а также обязанности подданных.
К примеру, статья 9 раздела I закрепляла принцип единого права для всех граждан государства: «Также желаем и устанавливаем и на вечные времена должно быть сохранено, что все наши подданные, как бедные, так и богатые, какого бы сословия и положения они ни были, равно и одинаково должны быть судимы по этим писаным законам» .
Положения второго раздела предусматривали порядок несения государственной (военной) службы: «каждый князь и пан, и дворянин, и вдова, а также каждый сирота, достиг он совершеннолетия или нет, и всякий иной человек, достигший совершеннолетия и имеющий земское имение, когда возникнет необходимость, обязан с нами и нашими потомками или при наших гетманах нести военную службу и снаряжать на военную службу столько людей, сколько в то время будет признано нужным по земскому постановлению согласно числу людей, как отчичей, так и похожих, и с имения как наследственного, так и выслуженного и купленного, за исключением заложенного ему нашего имения, в соответствии с постановлением, которое на то время будет принято» (ст.1).
Третий раздел Статута содержал нормы, регламентировавшие права шляхты: «Обязуемся своим великокняжеским именем сохранить за всей шляхтой, княжатами, панами хоруговными и всеми простыми боярами, мещанами и их людьми свободы и вольности, данные им как нашими предками, так и нами» (ст.7); «Также соизволяем, чтобы указанные выше княжата и паны хоруговные, шляхтичи и бояре могли совершенно свободно выезжать из тех наших земель Великого княжества и иных для приискания себе лучшей доли и обучения рыцарскому делу во всякие земли, кроме земель неприятелей наших» (ст.8).
Статья 3 запрещала раздавать земли, государственные должности, поместья чужеземцам: «Также обязуемся и обещаем, что в наших землях того Великого княжества ни мы, ни наши потомки никому из чужестранцев не будем давать в собственность и в держание земель, замков, городов и каких-либо званий и чинов, но только местным уроженцам тех земель названного выше нашего Великого княжества».
В Статуте 1529 года была предусмотрена и гарантия справедливости судебных решений. Появлялось право на обжалование судебных решений. Вводился институт адвокатуры, а также устанавливались принципы ответственности каждого за свою вину, в соответствии с законом в судебном порядке: «Также никто не должен быть наказан и приговорен за чей бы то ни было проступок, а только тот, кто виновен. А поэтому в соответствии с христианскими законами никто не должен быть наказан, если его вина не будет установлена судом, то есть ни жена за преступление своего мужа, ни отец за преступление сына, ни сын за отца, а также никто из родственников, ни слуга за господина» (ст.7 р.1).
Таким образом, в соответствии со Статутом великий князь является высшим государственным чиновником, у которого были не только права, но и обязанности. В законнике не было юридически закреплено разделение властей, однако, идея уже существовала. Статут также дополнил некоторые положения о защите территории государства, военной службе и другие, которые ранее были изложены в общеземских грамотах. Положения Статута уже содержали элементы презумпции невиновности.
Принятие Статута ВКЛ 1529 года стало значительным прорывом в законотворчестве Литовского государства, данный правовой памятник во многом повлиял на формирование законодательства не только литовских, белорусских, но и русских земель.

к оглавлению ↑

3.2. Статут ВКЛ 1566 года

1 марта 1566 г. был введен в действие Второй Статут Великого княжества Литовского, в котором сохранялись структура и статьи предыдущего статута, но был добавлен раздел о тестаментах (завещаниях). В Статут 1566 г. были введены новые нормы государственного и гражданского права — право владеть и свободно распоряжаться имениями, презумпция невиновности (если есть сомнения — не наказывать) .
Основными источниками Статута 1566 года можно считать:
— нормы Статута 1529г.;
— обычное право белорусских земель;
— нормы римского и церковного права;
— нормы писаного права, изложенные в ранее принятых грамотах (рассматривались во второй главе);
— законодательные акты Великого княжества Литовского;
— судебно-административная практика государственных органов;
— нормы древних источников права и иностранное право .
Статутная комиссия учла и переработала весь средневековый правовой опыт, как собственный (ведь юридическая наука и высокий уровень подготовки основных судебных кадров вносили в судебную практику элементы науки права), так и мировой. В состав комиссии входили «лица певные, советы маршалкове, врядники земские, хоружие и иные личности рода и народа шляхецкого, доктори пров чужоземских». В комиссии работали, как полагают исследователи правовой истории, такие выдающиеся правоведы своего времени, как Павел Астравицки, Мартин Володкович, Станислав Нажуски и другие. Особую роль в разработке проекта Статута сыграли «доктора прав чужаземских», знатоки римского права Августин Ратондус и Петр Раизий.
Проект нового Статута был подан на сейм лишь в 1561 году, однако опять долгое время велись дебаты и хотя предполагалось принять его в 1564 году, он был введен в действие только с 1.03.1566 года. В Статут были включены три привилея: Виленский 1563, Бельский 1564 и Виленский 1566 года. В структурных отношениях, несмотря на определенные изменения, он придерживался предыдущего Статута, однако насчитывал уже 14 разделов и 367 статей.
Он содержал нормы всех отраслей тогдашнего права: конституционного, гражданского (в том числе обязательственного, залогового, земельного, попечительского, наследственного), брачно-семейного, административного, уголовного, судебно-процессуального и др..
Как и предыдущий Статут, он закреплял и повторял на более высоком юридическом уровне положения о единстве права на всей территории государства и для всех подданных (хотя по феодального права оно не могло быть и не было равным для всех категорий населения), государственном суверенитете (вопреки церковному космополитизма), приоритета писаного права, ограничения власти великого князя и т.д. Самые Важные, новые положения Статута касались конституционного, гражданского, судебно-процессуального и уголовного права. Как и в Статуте 1529 года, конституционному праву были посвящены первые три раздела нового свода законов государства, хотя конституционные нормы содержались и в других разделах.
От имени великого князя Статут 1566 запретил использование традиционного права и требовал отныне пользоваться только статутными нормами. Он не только более точно и полно регламентировал деятельность таких высших органов государства, как великий князь и совет, но окончательно закрепил законодательную функцию сейма. Закон говорил о составе и компетенции сейма, о порядке избрания уездных депутатов на сейм, о деятельности уездных сеймиков — органов т.н. шляхетской демократии. Власть князя ограничивалась не только советом, но и сеймом, без согласия которого он не имел права начинать войну, вводить новые налоги, принимать новые законы (р.2,ст.2 ).
Закон обязывал великого князя всех князей, панов рядных, феодалов,
чиновников, дворян, мещан и «всих людей посполитых … заховати при Свобода и вольностей » (р.3, ст.2).
Впервые в статутных нормах проявляется тенденция отделения
судебной власти от исполнительной. Регламентировалась деятельность новых — падкаморских и земских судов, последние из которых являлись выборными, отделенными от администрации. Судьи, к которым предъявлялся ряд требований и которые приносили при вступлении в должность присягу о честном исполнении своих служебных обязанностей, выбирались на должности пожизненно. Эти нормы Статута свидетельствуют о зарождении новых, более прогрессивных правоотношений в государстве.
О зарождении буржуазных правоотношений свидетельствует и первая статья седьмого отдела, который позволил всем феодалам свободно распоряжаться своей недвижимостью (в отличие от Статута 1529 года, который позволял распоряжаться только 1/3 частью недвижимого имущества). Тем самым наметился переход от феодального права собственности к буржуазному. В аналогичном направлении развивались и наследственные правоотношения, в которые были внесены значительные изменения. Лишь порядку наследования имущества и оформлению завещательных записей (завещание) был посвящен новый раздел закона. Статут даже содержал образцы некоторых юридических документов.
В прогрессивном направлении развивалась Статут и уголовное право: субъектом преступления признавался только человек, впервые определялся законом возраст уголовной ответственности — с 14 лет, был сделан значительный шаг в закреплении принципа презумпции невиновности и много другое .
Таким образом, Статус ВКЛ 1566 года ознаменовал собой еще более высшую ступень развития законодательства в Литовском государстве. Однако, как и предыдущие законы, Статут 1566 прежде всего заботился о шляхте, законодательно закреплял главную роль крупных феодалов в государстве и их привилегии. Именно в этом и проявилась противоречивость Статута: с одной стороны он объявил самые прогрессивные идеи и принципы, обращаясь ко всему населению и уточняя: как к богатым, так и к бедных, как к людям высшего состояния, так и к людям низшего состояния, а с другой стороны — прежде всего заботился о феодалах и защищал их интересы.

к оглавлению ↑

3.3. Статут ВКЛ 1588 года

В 1588 г. был утвержден третий Статут Великого княжества Литовского. Он законодательно оформил самостоятельность Великого княжества Литовского (как будто его составители ничего не знали о Люблинской унии!), провозгласил неприкосновенность его границ и территориальную целостность. Статут сформулировал «золотые шляхетские вольности», провозгласил равные права всего населения (на самом деле таких прав не было), право простых людей выбирать великого князя (такого права у народа также не было), свободу христианских религий, их равноправие, установил уголовную ответственность шляхтича за убийство простого человека. Против поляков была направлена статья 12 Статута: не давать права оседлости, званий, земли, государственных и духовных должностей иноземцам – полякам .
Третий Статут по сравнению с двумя первыми имел не только более
значительный объем (487 статей, 14 глав), но и более совершенную
систему размещения правового материала. Государственные кодификаторы
разработали и в настоящем Статуте усовершенствовали собственную систему права, которая отличалась от традиционной римской системы права и основывалась на
новых принципах, свойственных переходному периоду от средневековья до
нового времени. Весь Статут пронизывала идея правового государства, одной из
оснований которой был закреплен им принцип разделения властей:
-законодательная власть принадлежала сейму;
— исполнительная — великому князю и раде;
— судебная — новым, созданным в результате судебной реформы, судебным органам.
В Статуте 1588 точнее были изложены принципы ограничения власти хозяина, единство права на всей территории государства и в отношении всех свободных людей, приоритет писаного права и многое другое. Именно в закреплении этих принципов нашла отражение тенденция формирования нового, буржуазного правосознания.
В Статуте мы находим много норм, которые свидетельствуют о том, что законодатель стремится придерживаться принципа справедливости во всех правоотношениях. Закон стремится защищать не только сословные права личности, но и личные права и интересы каждого свободного человека. Неслучайно в его статьях очень
часто содержится обращение: «как к богатым, так и к бедным» .
Статут 1588 года превосходил предыдущие законы шириной правовой регламентации почти всех, имеющих место в феодальном государстве,
правоотношений. В нем нашли отражение нормы всех отраслей феодального
права: от конституционного, к процессуального. По сути Статут являлся
Конституцией государства. Первые три раздела его в основном были посвящен нормам конституционного права, содержали эти нормы и другие разделы Статута. Закон закрепил такие важные конституционные принципы, как суверенитет государства и народа, равенство всех свободных людей перед законом, право человека на собственность, на охрану его жизни, чести, имущества, на судебную защиту и прочее. Для знати объявлялась
право свободного выезда за пределы государства, право представительства в органах
государственной власти и управления.
Законодатель, исходя из самых прогрессивных идей своего времени,
закрепил в Статуте положение, которое имело место в предыдущих законах, о
территориальной целостности государства и его неприкосновенности (р.3, ст.1), тем
самым объявив суверенитет Великого княжества Литовского вопреки
Люблинской унии. Закон вообще обязывал хозяина вернуть все то (имелись
в виду земли), что было когда-то «разобрано» и «упрошено» другими
государствами.
Отражая стремление законодателя к независимости, в Статут 1588
года были включены нормы, запрещавшие великому князю наделять землями и должностями иностранцев. Составители Статута решили ряд правовых проблем в духе эпохи Возрождения. Статьи Статута обязывали должностных лиц, в том числе и
самого великого князя, действовать в соответствии с законом, защищать интересы государства и народа. Именно в XVII не только обращается
особое внимание на единство и независимость, но и начинает принимать свои очертания
представление о едином гражданстве, так как под термином «Литва» понималась все
государство, а под названием «Литвин» — ее гражданин.
Многие нормы Статута свидетельствуют о его гуманистической
направленности. Он базировался на ренессансным гуманизме, тесно связанным с
средневековыми гуманистическими принципами: осознанием свободы как
сущностной качества человека и его самого как высшей ценности земного бытия в единстве с космическим, понимание духовных потребностей человека.
Гуманизм Статута прослеживается и в тех статьях, которые
предусматривают освобождение от наказания несовершеннолетних преступников,
психически больных людей и тех, кто находился в состоянии необходимой обороны.
Возраст уголовной ответственности увеличивается с 14 до 16 лет. Шляхтич за
убийство простого человека мог быть казнен, тем самым Статут
положил начало реализации постулату о равном наказании за убийство
человека.
Статут 1588 года дополнял и развивал положения предыдущих Статутов.
Он закрепил право всех людей судиться статутными нормами,
регламентировал ответственность за правонарушения только в судебном порядке, в
соответствии с законом (р.1, ст.2). При определении меры наказания судьи
обязывались учитывать все обстоятельства дела, судить справедливо, соответственно
статутными нормам, а в случае неуверенности — склоняться к освобождению
подсудимого от наказания. Идея презумпции невиновности нашла в Статуте
законодательное закрепление.
Статут был одним из первых европейских законов, который устанавливал
нормы, направленные на охрану природы, поддержание и увеличение ее
ресурсов. Он закрепил порядок пользования земельными угодьями, пущами,
реками, озерами, регламентировал вопросы охоты, рыбной ловли, бортничество и
др. Под охраной закона находилось флора и фауна. Так, за разрушение
лебединого гнезда взимался штраф три рубля, соколиного — шесть рублей,
за совершение пожара в лесах виновный покрывал за свой счет все убытки
(Р.10).
Значение Статута возрастало от того, что он был сразу же напечатан
на белорусском языке (чем гордились законодатели) в Виленской типографии
братьев Мамоничей. Это делало его доступным широкому кругу населения.
Многие исследователи отмечали уже относительно первого Статута, что такого
закона не имела еще феодальная Европа. Статут оказал значительное влияние на
развитие права России (служил образцом при подготовке Соборного
Уложенния 1649), Беларуси, Польши, Украины, Латвии, Эстонии. О юридической
значимости его свидетельствует то, что он был действующим законом почти до половины
XIX века .
Положения Статута свидетельствуют, что он был достаточно типичным
феодальным законам и потому вобрал в себя все характерные черты и
противоречия тогдашнего общества. Прежде всего он защищал личность феодала
и его собственность. Одновременно нормы этого закона изобразили
поступательную тенденцию в развитии феодального общества. Об этом
свидетельствуют все те прогрессивные идеи и принципы, выработанные человечеством
на протяжении своего существования, которые законодательно закрепил Статут. Многие
его положения, в том числе и те, которые регламентировали экономические отношения в
государстве, во многом опередили свое время. Статут 1588 года послужил
образцом кодификации законодательства в других странах.

к оглавлению ↑

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Великое княжество Литовское образовалось позже Древнерусского государства, но прошло исторически сходные этапы. Литва, как и Русь, миновала рабовладельческий строй и перешла непосредственно к феодализму. Это означало, что ее политические формы развивались аналогично. На протяжении трех веков Великое княжество Литовское прошло путь от раннефеодальной до сословно-представительной монархии.
Литовское государство сложилось на стыке крупнейших держав того времени — Польши и Руси и не могло не чувствовать их влияния. В то же время ему пришлось бороться с немецкой экспансией с запада и с монголо-татарской — с востока. Тем не менее в этих сложных условиях, используя противоречия между соседями, Литва смогла стать на время большим и сильным государством. Однако отстоять свою независимость она все-таки не смогла, что привело к слиянию ее с Польшей и образованию Речи Посполитой.
Среди источников права ВКЛ следует выделять: грамоты, постановления сейма, договоры, привилеи, судебники и Статуты. Так как, Статуты стали вершиной правотворчества Литовского государства, можно говорить о двух основных этапах развития права: 1) «Достатутый» (в этот период преобладающими источниками права были: грамоты, постановления сейма, договоры, привилеи, судебники) и 2)«Статутный» (главенствующую роль играют Статуты).
Оживление правотворческой деятельности государства, оттеснение на задний план такого традиционного для раннефеодального периода развития права источника как правовой обычай и ряд других причин во второй половине XV в. вызвали необходимость в систематизации текущего законодательства. Результатом работы по упорядочению текущего общеземского законодательства было утверждение Казимиром Судебника Великого княжества Литовского 1468 г.
Изданием Судебника было положено начало новому этапу в развитии правовой теории, практики законодательной деятельности государственных органов, новых принципов систематизации и кодификации феодального права, которое завершилось изданием Статутов Великого Княжества Литовского.
В соответствии со Статутом 1529г. великий князь являлся высшим государственным чиновником, у которого были не только права, но и обязанности. В законнике не было юридически закреплено разделение властей, однако, идея уже существовала. Статут также дополнил некоторые положения о защите территории государства, военной службе и другие, которые ранее были изложены в общеземских грамотах. Положения Статута уже содержали элементы презумпции невиновности. Принятие Статута ВКЛ 1529 года стало значительным прорывом в законотворчестве Литовского государства, данный правовой памятник во многом повлиял на формирование законодательства не только литовских, белорусских, но и русских земель.
Статус ВКЛ 1566 года ознаменовал собой еще более высшую ступень развития законодательства в Литовском государстве. Однако, как и предыдущие законы, Стату 1566 прежде всего заботился о шляхте, законодательно закреплял главную роль крупных феодалов в государстве и их привилегии. Именно в этом и проявилась противоречивость Статута: с одной стороны он объявил самые прогрессивные идеи и принципы, обращаясь ко всему населению и уточняя: как к богатым, так и к бедных, как к людям высшего состояния, так и к людям низшего состояния, а с другой стороны — прежде всего заботился о феодалах и защищал их интересы.
Положения Статута 1588 года свидетельствуют, что он был достаточно типичным
феодальным законам и потому вобрал в себя все характерные черты и
противоречия тогдашнего общества. Прежде всего он защищал личность феодала
и его собственность. Одновременно нормы этого закона изобразили
поступательную тенденцию в развитии феодального общества. Об этом
свидетельствуют все те прогрессивные идеи и принципы, выработанные человечеством
на протяжении своего существования, которые законодательно закрепил Статут. Многие
его положения, в том числе и те, которые регламентировали экономические отношения в
государстве, во многом опередили свое время. Статут 1588 года послужил
образцом кодификации законодательства в других странах.
Многие исследователи отмечали уже относительно первого Статута, что такого
закона не имела еще феодальная Европа. Статут 1588 года сделал значительное влияние на
развитие права России (служил образцом при подготовке Соборной
Уложенную 1649), Беларуси, Польши, Украины, Латвии, Эстонии. О юридической
значимости его свидетельствует то, что он был действующим законом почти до половины
XIX века.

к оглавлению ↑

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Акты, относящиеся к истории западной России. T 1, Санктпетербургъ. Типографiя Собственной Е. И. В. Канцелярiи. 1846. 420 с.
2. Василевич Р. А., Довнар Т. И., Юхо Я. А. Гісторыя канстытуцыйнага права Беларусі. — Мн.: «Право и экономика», 2001.
3. Вишневский А. Ф., Юхо Я. А. Гісторыя дзяржавы і права Беларусі ў дакументах і матерыялах. — Мн., 2003.
4. Доўнар, Т.І. Канстытуцыйнае права Беларусі феадальнага перыяду ( па статутах Вялікага княства Літоўскага 1529, 1566, 1588гг.) : вучэбны дапаможнік / Т.І. Доўнар. – Мінск : Белдзяржуніверсітэт, 2001. – 76 с.
5. Исаев И.А.История государства и права России: Учебник. — 3-е изд.,перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2004. — 797 с.
6. История отечественного государства и права, Ч. I; Учебник / Под ред. О.И. Чистякова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2004.— 430 с.
7. Кузнецов И.Н. История государства и права Беларуси: Учебно-справочное пособие. — Мн.,2006. – 142с.
8. Муравская Е. Торговые связи Риги с Полоцком, Витебском и Смоленском в XIII—XIV вв. Известия Академии Наук Латвийской ССР № 2 (163), 1961 г. Рига. С.31- 42.
9. Новосельцев А . П ., Пашуто В . Т . Внешняя торговля Древней Руси ( до середины XIII в .) // История СССР. 1967. № 3. С. 81 — 108
10. Магдебургское право // Википедия [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E0%E3%E4%E5%E1%F3%F0%E3%F1%EA%EE%E5_%EF%F0%E0%E2%EE- Дата доступа: 17.12.2012.
11. Новик, Е. К. История Беларуси. С древнейших времен до 2010 г. :учеб. пособие / Е. К. Новик, И. JI. Качалов, Н. Е. Новик; под ред. Е. К. Новика. — 2-е изд., испр. — Минск : Выш. шк„ 2011.-526 с.
12. Пашуто В.Т. Образование Литовского государства. М.: Издательство Академии наук СССР. 1959. – 533с.
13. Старостина И. П. Судебник Казимира 1468 г. // Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования, 1988-1989 гг. М.: Наука, 1991. C.170-344.
14. Статут Великого княжества Литовского 1529 года. Под редакцией академика АН Литовской ССР К.И. Яблонскиса. Мн.: Издательство Академии наук БССР, 1960.— С. 132-217.
15. Статут Вялікагя княства Літоўскага 1588: Тэксты.Давед.Камент.-Мн.: БелСЭ, 1989.
16. Статут Великого князьства Литовского 1566 года и поправы статутовые 1578 года // Временник Московского о-ва истории и древностей российских. 1855., кн.25
17. Судебник Казимира 1468 г. // Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования, 1988-1989 гг. М.: Наука, 1991. C.336-341.
18. Юхо, Я. А. Гісторыя дзяржавы і права Беларусі: вучэб. дапам.: у 2 ч./ Я. А. Юхо. – Мінск, 2000. – ч. 1. – 352 с.

Сказать спасибо:

Вам понравиться