Информационное обеспечение деятельности госорганов

Готовые курсовые работы.

Готовые курсовые работы.

Информационное обеспечение деятельности государственных органов. Готовая курсовая работа по Информационному праву. Скачать бесплатно. Год: 2012; Объем работы: 37 стр.; Страна: Беларусь.

Заказать курсовую работу по Информационному праву можно здесь.

ВВЕДЕНИЕ

Информация и информационный обмен играли определяющую роль в истории человечества на протяжении всех этапов его развития и становления. Без наличия информации не могла быть выиграна ни война, не возможно было дать отпор силам природы, посеять и убрать урожай.
В настоящее время роль информации заметно укрепилась. Информация и информационный обмен проникли во все сферы жизнедеятельности общества и оказывают прямое воздействие на экономику, политику, безопасность любого государства, в том числе и Республики Беларусь.
Политика демократических государств строится на гласности деятельности государственных органов. Этому требованию соответствуют гарантии, закрепленные и в Конституции Республики Беларусь: «Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды» (ст.34 Конституции Республики Беларусь ).
При этом, право на получение информации о деятельности государственных органов не только гарантируется, но и принимаются меры по реализации данных гарантий. В частности, действующими нормативными правовыми актами предусматривается государственных органов по обнародованию информации о своей деятельности посредством радио- и телевещаний, печатных изданий, сети Интернет.
Пожалуй, наиболее оперативным и доступным в данный период развития белорусского общества является обнародование информации о деятельности государственных органов с использованием сети Интернет.
Неспроста, по данному по вопросу за последние несколько лет принят целый перечень нормативных правовых актов.
Вместе с тем, его теоретической разработке, по мнению автора, уделяется необоснованно мало внимания.
Так комплексные труды отечественных ученых в области информационного обеспечения деятельности государственных органов с использованием сети Интернет, отсутствуют.
По указанной причине, выбранная автором для написания курсовой работы тема: «Информационное обеспечение деятельности государственных органов посредством сети интернет на примере Миноблисполкома» является актуальной и требует разработки.
Ограниченность объема курсовой работы не позволяют детально рассмотреть все средства и методы осуществления информационного обеспечения деятельности государственных органов посредством сети Интернет, поэтому автор углубится в исследование данного вопроса на примере официального сайта Миноблисполкома.
Целью настоящего исследования является комплексный теоретический и практический анализ средств и методов информационного обеспечения деятельности государственных органов посредством сети интернет на примере Миноблисполкома.
Реализация поставленной цели обусловила решение следующих взаимосвязанных задач:
— рассмотреть правовую сущность Миноблисполкома;
— выявить место Миноблисполкома в системе государственных органов и его компетенцию;
— изучить средства и методы информационного обеспечения деятельности государственных органов в сети Интернет;
— изучить основные требования к официальным сайтам государственных органов Республики Беларусь;
— провести анализ сайта Миноблисполкома на соответствие требованиям законодательства.
Теоретической основой работы послужили труды отечественных и российских авторов: 1) определение государственного органа, система государственных органов — Крамника А.Н. , Говриленко Д.А. 1) по общим вопросам использования сети Интернет — Мягкова Г.П., Недашковской Н.И., Недашковского Л.Ф. , 2) вопросы определения статуса и функций органов местного управления и самоуправления — В.Н.Кривеля , 3) по определению роли органов местного управления и самоуправления в Республике Беларусь — А.В. Ясинской-Казаченко и др.
В процессе исследования были использованы следующие общенаучные методы: диалектический метод, принцип историзма, системный подход, системный анализ, сравнительный метод, метод дедукции. В работе применялись также частные методы исследования, а именно: системно-функциональный, сравнительно-правовой, исторический, логический, социологический, структурный, институциональный и др.
При подготовке курсовой работы использовался нормативно-правовой материал (положения Конституции Республики Беларусь, иных нормативных правовых актов Республики Беларусь), а также общетеоретическая и специальная литература. Достаточно широко были использованы интернет-источники.
Курсовая работа состоит из следующих структурных частей: введения, основной части (состоящей из трех глав), заключения, списка использованных источников.
Объем работы составляет — 37 листов; использовано 20 источников.

к оглавлению ↑

ГЛАВА 1 МИНОБЛИСПОЛКОМ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ

1.1. Место Миноблисполкома в системе государственных органов

Необходимо отметить, что действующее законодательств не содержит четкого определения государственного органа, призванных осуществлять исполнительную власть.
Если исходить с теоретической точки зрения, то понятие «орган» является частью более широкого понятия – «организация». Организация означает совокупность людей, определенный коллектив. Вместе с тем она предполагает деятельность этих людей, рассчитанную на достижение определенных целей и совершаемую по определенным правилам.
Орган есть конкретная разновидность организации. Всякая организация совершает свои действия через образуемые ею органы. Следовательно, под органом надо понимать ту ячейку организации, которая выступает по ее поручению. Каждый государственный орган выступает по поручению государства и в его интересах.
Государственный орган — это организованный коллектив, образующий самостоятельную часть государственного аппарата, наделенную собственной компетенцией, выполняющую публичные функции.
Главный юридический признак любого государственного органа— это наличие государственно-властных полномочий .
В соответствии со ст. 6 Конституции государственная власть в РБ осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную.
Каждый вид государственной власти реализуется соответствующей системой государственных органов. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.
Согласно Конституции Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь.
Парламент состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики.
Состав Палаты представителей – 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.
Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска по восемь членов Совета Республики. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь (ст.90).
В соответствии с Конституцией судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам. Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Судоустройство в Республике Беларусь определяется законом. Образование чрезвычайных судов запрещается.
Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону.
Суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов. Если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным. Дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях – единолично судьями.
Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь. Конституционный Суд Республики Беларусь формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень.
Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь.
Правительство Республики Беларусь состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В состав Правительства могут входить и руководители иных республиканских органов государственного управления (ст.106 Конституции Республики Беларусь).
В соответствии со ст.38 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (далее – Закон о местном управлении и самоуправлении) исполнительные и распорядительные органы, в том числе и Миноблисполком, являются государственными органами и осуществляют свои полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законом местном управлении и самоуправлении и иными актами законодательства.
Миноблисполком является исполнительным и распорядительным органом на территории Минской области и подотчетен Президенту Республики Беларусь, а также Совету Министров Республики Беларусь по вопросам, входящим в компетенцию Правительства Республики Беларусь. Кроме того, Миноблисполком подотчетен Минскому областному Совету депутатов по вопросам, отнесенным к компетенции этого Совета.
Миноблисполком осуществляет координацию деятельности нижестоящих исполнительных и распорядительных органов (т.е., районных и сельских исполкомов), оказывает им необходимую помощь, в том числе организационно-методическую, материальную, техническую, информационную.
Миноблисполком является юридическим лицом. Большинство структурных подразделении (комитетов, управлений, отделов) Миноблисполкома также наделены правами юридического лица.
В состав Миноблисполкома входят председатель исполкома, его заместители, управляющий делами и другие члены исполкома.
Типовая структура исполкомов утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 23 октября 2006 г. № 631 «О структуре, функциях и численности работников местных исполнительных и распорядительных органов» .
Заседания Миноблисполкома созываются и проводятся председателем исполкома в соответствии с утвержденным регламентом, по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц и считаются правомочными, если в них принимает участие не менее двух третей членов от полного состава исполкома.
В заседаниях Миноблисполкома участвуют председатель исполкома, его заместители, управляющий делами и другие члены исполнительного и распорядительного органа. На заседаниях в установленном порядке могут присутствовать представители других государственных органов и иных организаций, органов территориального общественного самоуправления, а также граждане.
Миноблисполком в пределах своей компетенции принимает решения. Решения Миноблисполкома принимаются на его заседании простым большинством голосов от полного состава исполкома тайным или открытым голосованием, в том числе поименным. Форма голосования определяется в порядке, установленном регламентом исполкома.
Таким образом, Миноблисполком является государственным органом исполнительной власти, осуществляет свои полномочия на основе Конституции Республики Беларусь, Закона о местном управлении и самоуправлении и других актов актами законодательства. Решения Миноблисполкома обязательны на территории Минской области.

к оглавлению ↑

1.2. Компетенция Миноблисполкома

Компетенция любого государственного органа определяется кругом его полномочий, установленных законодательством .
Объем компетенции исполкомов установлен ст.41 Закона о местном управлении и самоуправлении.
Так, исполкомы в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством:
представляют интересы соответствующей административно-территориальной единицы во взаимоотношениях с другими государственными органами, иными организациями и гражданами;
разрабатывают и вносят для утверждения в Советы проекты программ социально-экономического развития соответствующей административно-территориальной единицы, обеспечивают выполнение этих программ;
разрабатывают и вносят для утверждения в Советы проекты прогнозов социально-экономического развития соответствующей административно-территориальной единицы, обеспечивают выполнение этих программ;
разрабатывают и вносят для утверждения в Советы проекты региональных программ, концепций (исполкомы первичного уровня – проекты планов мероприятий) по вопросам жилищного строительства, благоустройства соответствующей территории, дорожного строительства, коммунально-бытового и социального обслуживания граждан, социальной поддержки детей, молодежи, ветеранов, инвалидов и пожилых людей, поддержки малого предпринимательства, здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, улучшения условий и охраны труда, обеспечения радиационной безопасности, охраны историко-культурного наследия и по другим вопросам местного значения, обеспечивают их выполнение;
осуществляют составление проекта местного бюджета и готовят отчет о его исполнении;
обеспечивают исполнение местного бюджета, поступление предусмотренных доходов и расходование бюджетных средств в соответствии с их целевым назначением;
предоставляют по поручению Советов в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь льготы по республиканским налогам, сборам (пошлинам), полностью уплачиваемым в местные бюджеты;
распоряжаются коммунальной собственностью в порядке, установленном Советами, а также осуществляют контроль за ее использованием на соответствующей территории;
распоряжаются природными ресурсами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов;
принимают решения о создании, реорганизации и ликвидации организаций, имущество которых находится в коммунальной собственности;
утверждают режим работы организаций, имущество которых находится в коммунальной собственности, согласовывают режим работы других организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на соответствующей территории, если иное не предусмотрено законодательными актами;
за исполкомами закреплен и ряд других функций.
Необходимо отметить, что для исполкомов областного уровня Законом о местном управлении и самоуправлении предусмотрены некоторые особенности, касающиеся объема компетенции.
Так, ст.42 Закона устанавливает, что исполкомы областного уровня в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством:
регулируют порядок осуществления административных процедур на соответствующей территории;
содействуют занятости граждан;
осуществляют контроль за работой организаций здравоохранения на соответствующей территории и качеством оказания медицинской помощи гражданам, решают вопросы обеспечения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техникой, осуществления государственного санитарного надзора;
вносят совместно с Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь в Совет Министров Республики Беларусь предложения для представления Президенту Республики Беларусь на утверждение генеральных планов областных центров и города Минска;
представляют совместно с Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь на утверждение в Совет Министров Республики Беларусь генеральные планы городов областного подчинения (кроме областных центров) (только областные исполкомы);
обеспечивают выделение льготных кредитов, субсидий гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;
осуществляют государственную регистрацию и ликвидацию (прекращение деятельности) субъектов хозяйствования;
выдают специальные разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов деятельности;
обеспечивают проведение экспертизы бизнес-планов инвестиционных проектов, реализуемых на территории соответствующей административно-территориальной единицы;
устанавливают цены (тарифы), надбавки (скидки) на товары (работы, услуги);
совместно с Министерством юстиции Республики Беларусь осуществляют методическое руководство деятельностью отделов записи актов гражданского состояния районных, городских исполкомов и местных администраций, Домов (Дворцов) гражданских обрядов городских исполкомов, поселковых и сельских исполкомов по регистрации актов гражданского состояния, а также контроль за регистрацией актов гражданского состояния;
вносят предложения об отстранении от работы руководителей расположенных на соответствующей территории государственных организаций, имущество которых не находится в коммунальной собственности этой административно-территориальной единицы, их нанимателям в случае невыполнения ими решений Совета, исполкома областного уровня, принятых в пределах их компетенции, или других актов законодательства, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь;
вносят предложения об освобождении от должностей руководителей расположенных на соответствующей территории организаций, имущество которых не находится в коммунальной собственности этой административно-территориальной единицы, в государственные органы, в подчинении (ведении) которых они находятся, или органы управления этих организаций в случае невыполнения ими решений Совета, исполкома областного уровня, принятых в пределах их компетенции, или других актов законодательства;
вносят в компетентные государственные органы предложения о привлечении к ответственности расположенных на соответствующей территории организаций, их должностных лиц и иных граждан, о возмещении вреда, причиненного их решениями, действиями (бездействием) интересам граждан, местному хозяйству, окружающей среде, в случае невыполнения ими решений Совета, исполкома областного уровня, принятых в пределах их компетенции, или других актов законодательства;
обеспечивают принятие ежегодных региональных программ кадрового обеспечения исполкомов первичного и базового уровней на основании предложений исполкомов первичного уровня по количеству, составу и направлениям повышения квалификации их работников (только областные исполкомы);
отменяют решения нижестоящих исполнительных и распорядительных органов, распоряжения их руководителей, если они не соответствуют решениям Совета, исполкома областного уровня или другим актам законодательства;
осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и другими актами законодательства.
Таким образом, основной перечень полномочий облисполкомов, в том числе и Миноблисполкома, установлен Законом о местном управлении и самоуправлении. Вместе с тем, указанный перечень не является закрытым, так как «полномочия облисполкомов, как и исполкомов иных уровней, могут также устанавливаться и другими актами законодательства» .

к оглавлению ↑

ГЛАВА 2 ИНФОРМАЦИОННЫЙ САЙТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА КАК СРЕДСТВО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Информационное обеспечение деятельности государственных органов

Во введении автором уже упоминалось, что Конституция Республики Беларусь гарантирует гражданам Республики Беларусь право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов. Что в свою очередь предполагает обязанность государственных органов по предоставлению такой информации.
Однако, необходимо помнить, что пользование информацией может быть ограничено законодательством в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав (ст.34 Конституции) .
Согласно ст.6 Закона Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» (далее – Закон об информации) устанавливает, что государственные органы должностные лица обязаны предоставлять гражданам Республики Беларусь возможность ознакомления с информацией, затрагивающей их права и законные интересы, в порядке, установленном Законом об информации и иными актами законодательства Республики Беларусь.
В области информации, информатизации и защиты информации государственные органы наделены рядом полномочий:
участвуют в реализации единой государственной политики;
формируют и используют информационные ресурсы;
создают и развивают информационные системы и информационные сети, обеспечивают их совместимость и взаимодействие в информационном пространстве Республики Беларусь;
осуществляют техническое нормирование и стандартизацию в области информационных технологий, информационных ресурсов, информационных систем и информационных сетей;
осуществляют подтверждение соответствия информационных технологий, информационных ресурсов, информационных систем и информационных сетей требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации (ст.14 Закона об информации).
Государственные органы обязаны посредством размещения в государственном органе в общедоступных местах распространять, а также могут иными способами распространять и (или) предоставлять следующую информацию: официальное наименование государственного органа; адрес места нахождения государственного органа, контактный телефон (факс); организационную структуру государственного органа (руководство, отделы (управления), контактные телефоны), за исключением информации, доступ к которой ограничен законодательными актами Республики Беларусь; режим работы государственного органа и время приема физических лиц; нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность государственного органа, за исключением информации, доступ к которой ограничен законодательными актами Республики Беларусь; официальное наименование, адрес места нахождения и режим работы вышестоящего государственного органа и время приема физических лиц в этом органе.
Кроме того, в информационных сетях государственные органы обязаны распространять и (или) предоставлять общедоступную информацию о нормативных правовых актах, в том числе технических нормативных правовых актах, принятых данным государственным органом, и иную информацию в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Распространение и (или) предоставление общедоступной информации о деятельности государственных органов могут осуществляться посредством ее:
— распространения в средствах массовой информации;
— размещения в государственном органе в общедоступных местах;
— размещения в информационных сетях;
— предоставления на основании запросов заинтересованных государственных органов, физических и юридических лиц;
— распространения и (или) предоставления иными способами (ст.22 Закона об информации).
Средство массовой информации – форма периодического распространения массовой информации с использованием печати, телевизионного вещания и радиовещания, глобальной компьютерной сети Интернет (п.20 ст.1 Закона Республики Беларусь «О средствах массовой информации» — далее Закон о СМИ).
Пункт 2 ст.1 Закона о СМИ выделяет следующие виды средств массовой информации являются: газета, журнал, бюллетень, радио-, теле-, видео-, кинохроникальная программа, иная совокупность информационных сообщений и (или) материалов (передач), носящих периодический характер и предназначенных для неопределенного круга лиц.
Под информационной сетью понимается совокупность информационных систем либо комплексов программно-технических средств информационной системы, взаимодействующих посредством сетей электросвязи (ст.1 Закона об информации).
Учитывая специфику электросвязи, можно говорить о том, что распространение информации посредством информационных сетей является наиболее оперативным и доступным, по сравнению с другими способами.
.Таким образом, обязанность государственных органов по предоставлению и распространению информации о своей деятельности проистекает из гарантированного Конституцией права граждан на получение такой информации. Одним из действенных и оперативных способов предоставления и распространения информации служит размещение информации в информационных сетях, в том числе и в сети Интернет. к оглавлению ↑

2.2 Требования к официальным интернет-сайтам государственных органов

До недавнего времени официального документа, регламентирующего размещение государственными органами информации в сети Интернет, в Беларуси не имелось.
С начала 2010 года таким документом стал Указ Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2010 г. № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет» (далее – Указ).
Согласно п.1 Указа государственные органы и организации (в том числе и Миноблисполком) обязаны:
1) размещать информацию о своей деятельности в глобальной компьютерной сети Интернет на своих официальных сайтах либо на соответствующих страницах официальных сайтов вышестоящих исполкомов;
2) обеспечивать создание, функционирование и систематическое обновление интернет-сайтов с использованием информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента сети Интернет, размещенных на территории Республики Беларусь и зарегистрированных с учетом требований пункта 3 Указа;
3) регулярно проводить анализ посещаемости их интернет-сайтов и принимать меры по реализации предложений граждан, направленных на совершенствование функционирования этих сайтов.
Интернет-сайты государственных органов и организаций формируются на русском и (или) белорусском языках, а при необходимости также на одном или нескольких иностранных языках. Государственные организации, осуществляющие экспорт продукции за пределы Республики Беларусь, дополнительно обеспечивают формирование языковой версии своих интернет-сайтов на одном или нескольких иностранных языках.
Главные страницы интернет-сайтов государственных органов и организаций должны непосредственно либо в виде отдельных рубрик содержать:
— общую информацию о государственном органе и организации (о руководстве, структуре, режиме работы, задачах и функциях, почтовом адресе, адресе электронной почты, номерах телефонов справочных служб этого органа (организации), территориальных подразделениях и др.);
— о работе с обращениями граждан и юридических лиц;
— об осуществлении административных процедур в отношении граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
о товарах (работах, услугах), производимых (выполняемых, оказываемых) государственной организацией;
— иную информацию, определяемую Президентом Республики Беларусь либо Советом Министров Республики Беларусь или размещаемую по решению руководителя государственного органа и организации (п.п.1.4 п.1 Указа).
Не подлежит размещению на интернет-сайтах государственных органов и организаций информация, распространение и (или) предоставление которой ограничено в соответствии с настоящим Указом и иными законодательными актами.
Доступ к информации, размещенной на интернет-сайтах государственных органов и организаций в соответствии с требованиями подпункта 1.4 пункта 1 Указа, является свободным. Государственные органы и организации не вправе взимать плату за доступ к данной информации (п.п.1.6 п.1 Указа).
Требования к содержанию интернет-сайтов государственных органов и организаций, а также порядок их функционирования определяются Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Администрацией Президента Республики Беларусь (п.п.1.7 п.1 Указа).
Согласно требованиям п.3 Указа интернет-сайты подлежат обязательной государственной регистрации, которая осуществляется по заявительному принципу Министерством связи и информатизации либо уполномоченной им организацией на основании соответствующего обращения поставщиков интернет-услуг.
Положения Указа, в отношении содержания интернет-сайтов государственных органов и организаций, в том числе Миноблисполкома, конкретизированы в Положении о порядке функционирования интернет-сайтов государственных органов и организаций, утвержденном Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 29 апреля 2010 г. № 645 (далее – Положение).
Согласно Положения целями создания и функционирования интернет-сайтов государственных органов и организаций являются:
— предоставление официальной информации о деятельности государственных органов и организаций;
— своевременное обеспечение граждан и юридических лиц полной и достоверной информацией;
— осуществление взаимосвязи между информационными ресурсами государственных органов и организаций;
— содействие гражданам Республики Беларусь в реализации их прав и законных интересов (п.2 Положения).
Информация на интернет-сайтах государственных органов и организаций размещается с учетом следующих требований:
— актуальность, оперативность, достоверность и целостность;
— четкость структуризации, распределение данных по тематическим рубрикам (разделам, подразделам);
— многовариантность представления информации с использованием различных телекоммуникационных средств, технопрограммных решений и различного уровня доступа к ней;
— представление информации на государственных языках Республики Беларусь, а при необходимости также на одном или нескольких иностранных языках.
Доступ к информации, размещенной на интернет-сайтах государственных органов и организаций, является свободным и бесплатным (п.3 Положения).
Не подлежит размещению на интернет-сайтах государственных органов и организаций информация, содержащая сведения, составляющие государственные секреты Республики Беларусь, либо иные охраняемые в соответствии с законодательством сведения и (или) имеющая соответствующие ограничительные грифы.
Состав размещаемой на интернет-сайте информации должен отражать специфику деятельности государственного органа и организации. Информация должна обладать необходимой глубиной содержания и регулярно обновляться (не реже одного раза в неделю), а информация о новостях – также датироваться. Информация в виде текста размещается на интернет-сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста.
Структура интернет-сайта включает в себя главную страницу, страницы нижнего уровня, а также рубрики (разделы, подразделы).
Структура интернет-сайта должна обеспечивать оптимальное размещение различных видов информации, простоту навигации и доступа пользователей с различным уровнем образования и технической подготовки к содержанию рубрик (разделов, подразделов) интернет-сайта, а также единство дизайна всех страниц.
Для сложных по структуре интернет-сайтов, содержащих значительный объем разнородной информации, на главной странице обеспечивается возможность осуществления поиска информации на интернет-сайте с помощью средств навигации (путем последовательного перехода по ссылкам, начиная с главной страницы интернет-сайта).
На главной странице интернет-сайта непосредственно либо в виде отдельных рубрик размещается информация:
1) о государственном органе и организации:
официальное наименование и структура государственного органа и организации, почтовый адрес, адрес электронной почты;
номера телефонов справочных служб;
режим работы государственного органа и организации;
сведения о задачах и функциях государственного органа и организации, их структурных подразделений, а также тексты нормативных правовых актов (извлечения из них), определяющих эти задачи и функции;
перечень территориальных органов, подчиненных (входящих в состав) организаций государственного органа и обособленных подразделений организации, сведения о задачах и функциях, а также их почтовые адреса, адреса интернет-сайтов и электронной почты, номера телефонов справочных служб;
сведения о руководителе государственного органа и организации (должность, фамилия, собственное имя, отчество, номер служебного телефона);
2) о работе с обращениями граждан и юридических лиц:
порядок, время и место приема граждан, в том числе представителей юридических лиц;
порядок рассмотрения обращений граждан и юридических лиц;
номера телефонов «горячих линий», телефонов доверия и справочных служб;
наименование, место нахождения и режим работы вышестоящего государственного органа и организации;
3) об осуществлении административных процедур в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей:
наименования административных процедур;
исчерпывающие перечни документов и (или) сведений, представляемых для осуществления административных процедур;
формы (бланки) документов, необходимых для обращения за осуществлением административных процедур, порядок их заполнения и представления;
сроки осуществления административных процедур;
сроки действия справок или других документов, выдаваемых при осуществлении административных процедур;
размер платы, взимаемой при осуществлении административных процедур, а также реквизиты банковских счетов для внесения такой платы;
время приема, место нахождения, номер служебного телефона, фамилия, собственное имя, отчество, должность работника (работников) государственного органа и организации, осуществляющего (осуществляющих) прием заявлений об осуществлении административных процедур;
наименование, место нахождения и режим работы вышестоящего государственного органа и организации;
4) о товарах (работах, услугах), производимых (выполняемых, оказываемых) организацией:
перечень товаров (работ, услуг);
цены (тарифы) на товары (работы, услуги);
5) о новостях государственного органа и организации;
6) о формах обратной связи;
7) иная информация, определяемая Президентом Республики Беларусь либо Советом Министров Республики Беларусь или размещаемая по решению руководителя государственного органа и организации (п.7 Положения).
Требования к разработке, безопасности, средствам защиты информации, размещению и организации доступа к интернет-сайту, управлению и его техническому сопровождению определяются техническими нормативными правовыми актами.
Государственные органы регистрируют доменные имена в зонах GOV.BY и MIL.BY, организации – в зоне BY.
Государственные органы и организации на интернет-сайтах обеспечивают возможность быстрого перехода для пользователей на Интернет-портал Президента Республики Беларусь, Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь или интернет-сайт вышестоящего государственного органа и организации (п.10 Положения).
Формирование, ведение и обеспечение функционирования интернет-сайтов государственных органов и организаций осуществляются определенными руководителем государственного органа и организации структурными подразделениями (работниками), ответственными за формирование, размещение и обновление информации, размещаемой на интернет-сайте.
Полагаем, что в рамках настоящей главы необходимо рассмотреть и законодательно закрепленные технические вопросы, касающиеся сайтов государственных органов.
В этом нам поможет предстандарт СТБ П 2105-2010 «Информационные технологии. Интернет-сайты государственных органов и организаций. Требования» , утвержденный и введенный в действие постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 2 сентября 2010 г. № 52 .
Предстандарт устанавливает требования к структуре, дизайну, содержанию, размещению интернет-сайтов государственных органов и организаций, а также требования по защите информации для центров обработки данных, осуществляющих услуги хостинга для интернет-сайтов государственных органов и организаций. Предстандарт предназначен для применения при разработке, сопровождении, эксплуатации и размещении интернет-сайтов государственных органов и организаций.
В соответствии с п.5.1 Предстандарта интернет-сайт должен соответствовать спецификациям и рекомендациям W3C. Информация, размещенная на интернет-сайте, должна быть доступна для пользователей, независимо от уровня их образования и технической подготовки. Дизайн интернет-сайтов должен разрабатываться с учетом рекомендаций W3C WAI WCAG.
Для обеспечения первоочередной загрузки важнейших элементов на странице интернет-сайта и их доступности необходимо размещать основные навигационные ссылки в верхней части каждой страницы интернет-сайта. Выбранный и определенный порядок навигации должен соблюдаться на каждой странице интернет-сайта.
Вся информация, размещенная на интернет-сайте, должна быть доступна посетителю через ссылку или пункт меню. Каждая гиперссылка должна быть рабочей и приводить пользователя к ожидаемому им ресурсу. Количество переходов по элементам навигации для доступа к запрашиваемой информации не должно превышать пяти. Навигационные элементы должны выделяться на фоне остальных элементов интернет-сайта. В случае, если дается гиперссылка на внешний сайт, рекомендуется, чтобы оповещение об этом пользователя осуществлялось заранее, при этом страницы, на которые ссылаются должны открываться в новом окне браузера (п.5.2 Предстандарта).
При размещении на странице интернет-сайта большого объема текстовой информации необходимо использовать внутренние ссылки (якоря) на различные разделы страницы. В свою очередь, в каждом разделе страницы должна быть ссылка «Вернуться в начало», позволяющая пользователю вернуться к началу страницы.
Достаточно подробно в Предстандарте описаны требования к механизму поиска для интернет-сайта. Кратко остановимся на некоторых из них: «Форма поиска либо ссылка на нее должна быть доступна на каждой странице интернет-сайта. Поле для ввода поискового запроса должно обеспечивать ввод не менее 20 символов» (п.5.3 Предстандарта).
Все страницы интернет-сайта должны иметь единый дизайн. Файлы графической информации, размещаемой на страницах интернет-сайта, должны храниться в единственном экземпляре в форматах, рекомендованных W3C для использования в сети Интернет и обеспечивающих наименьший объем передаваемых пользователю данных при допустимом уровне качества.
Необходимо отметить, что для обеспечения актуальности размещаемой на интернет-сайте информации Предстандарт требует от государственных органов и организаций разработки и утверждения процедуры эксплуатации и сопровождения интернет-сайта.
Сама же процедура согласно Предстандарта иметь статус документа, регламентирующего деятельность государственных органов и организаций, и соответствующую идентификацию, а также должна содержать указанные в Предстандарте обязательные сведения (определять терминологию, порядок сбора сведений и т.д.).
Также Предстандарт содержит положения о продвижении и поисковой оптимизации интернет-сайтов, организационных мероприятиях по обеспечению безопасности информации
Предстандарт вступил в силу с 01.01.2011, а срок его действия 01.01.2013.
Таким образом, законодательство установило достаточно жесткие требования в отношении содержания интернет-сайтов государственных органов, в том числе и Миноблисполкома. Данные требования призваны, по нашему мнению, способствовать единообразию, характерному для системы государственных органов Беларуси. Как выполняются положения, закрепленные в законодательстве, Миноблисполкомом рассмотрим в рамках следующей главы.

к оглавлению ↑

ГЛАВА 3 ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ МИНОБЛИСПОЛКОМА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СООТВЕТСТВИЕ УСТАНОВЛЕННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ

Прежде чем перейти к непосредственному анализу сайта Миноблисполкома, необходимо дать краткую характеристику Минской области.
Минская область – центральная, самая большая по территории область Республики Беларусь, граничит со всеми областями республики. Площадь – 39,9 тыс. квадратных километров, наибольшая протяженность с севера на юг – 315 км, с востока на запад – 240 км. Занимаемая площадь (с Минском) составляет 19,4% площади Беларуси .
Административное деление области представлено 22 районами, 1 городом областного подчинения, 2 городами районного подчинения 19 поселками городского типа, 5212 сельскими населенными пунктами.
Представительная власть: областной Совет депутатов – 1, районные Советы депутатов – 22, городской Совет депутатов – 1; городские Советы депутатов городов районного подчинения – 2, поселковые Советы депутатов – 9, сельские Советы депутатов – 270.
Исполнительная власть: областной исполнительный комитет – 1, районные и городской исполнительные комитеты – 23, исполнительные комитеты городов районного подчинения – 2, поселковые и сельские исполнительные комитеты – 279 .
Официальный сайт Миноблисполкома имеет доменное имя: http://www.minsk-region.gov.by/ (Предыдущая версия сайта: http://minskregion.by/index.aspx).
Объем сайта составляет: более 500 страниц (данные получены с использованием специализированного сервиса создания файла — sitemap.xml (http://htmlweb.ru/analiz/sitemap.php).
Посещаемость сайта: старая версия – статистика закрыта, новая версия – видимых счетчиков не установлено.
Администрирование сайта: УП «Минская волна», тел. 500-45-60
E-mail: info@minsk-region.gov.by.
Исследованию были подвергнуты главным образом вопросы соответствия новой версии официального сайта Миноблисполкома необходимым требованиям.
Исследование проводилось путем выставления знаков «+» или «-» за соответствие (либо несоответствие) требованиям к содержанию.
Критерии оценки и результаты анализа приведены в Таблице 1.
Таблица 1
№п/п Требования законодательства Соответствие (+)/несоответствие(-)
1. Наличие главной страницы +
2. Наличие на главной странице непосредственно либо в виде отдельных рубрик информации:
2.1 о государственном органе:
2.1.1 официальное наименование и структура, почтовый адрес, адрес электронной почты; +
2.1.2 номера телефонов справочных служб; +
2.1.3 режим работы государственного органа; +
2.1.4 сведения о задачах и функциях государственного органа, его структурных подразделений, а также тексты нормативных правовых актов (извлечения из них), определяющих эти задачи и функции; — отсутствуют сведения о задачах и функциях Миноблисполкома, его структурных подразделений, а также тексты нормативных правовых актов (извлечения из них), определяющих эти задачи и функции;
2.1.5 перечень территориальных органов, подчиненных (входящих в состав) организаций государственного органа, сведения о задачах и функциях, а также их почтовые адреса, адреса интернет-сайтов и электронной почты, номера телефонов справочных служб; +
2.1.6 сведения о руководителе государственного органа (должность, фамилия, собственное имя, отчество, номер служебного телефона); +
2.2 о работе с обращениями граждан и юридических лиц: +
2.2.1 порядок, время и место приема граждан, в том числе представителей юридических лиц; +
2.2.2 порядок рассмотрения обращений граждан и юридических лиц; +
2.2.3 номера телефонов «горячих линий», телефонов доверия и справочных служб; +
2.2.4 наименование, место нахождения и режим работы вышестоящего государственного органа; +
2.3 об осуществлении административных процедур в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей: +
2.3.1 наименования административных процедур; +
2.3.2 исчерпывающие перечни документов и (или) сведений, представляемых для осуществления административных процедур; +
2.3.3 формы (бланки) документов, необходимых для обращения за осуществлением административных процедур, порядок их заполнения и представления; +
2.3.4 сроки осуществления административных процедур; +
2.3.5 сроки действия справок или других документов, выдаваемых при осуществлении административных процедур; +
2.3.6 размер платы, взимаемой при осуществлении административных процедур, а также реквизиты банковских счетов для внесения такой платы; +
2.3.7 время приема, место нахождения, номер служебного телефона, фамилия, собственное имя, отчество, должность работника (работников) государственного органа и организации, осуществляющего (осуществляющих) прием заявлений об осуществлении административных процедур; +
2.3.8 наименование, место нахождения и режим работы вышестоящего государственного органа и организации; +
2.4 о новостях государственного органа и организации; +
2.5 о формах обратной связи; +
3. возможность быстрого перехода для пользователей на Интернет-портал Президента Республики Беларусь, Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь или интернет-сайт вышестоящего государственного органа +
4. размещение основных навигационных ссылок в верхней части каждой страницы интернет-сайта +
5. доступность информации через ссылку или пункт меню +
6. все ли гиперссылки рабочие и приводят пользователя к ожидаемому им ресурсу — не все ссылки рабочие (http://www.minsk-region.gov.by/
moop.by из
index.php?option=com_ content&view= article&id=268& Itemid=798&lang=ru, код 404
http://www.minsk-region.gov.by
/www.brsmOK.by из index.php?option=com_ content&view=article& id=215&Itemid=701 &lang=ru, код 404)

7. не превышает ли количество переходов по элементам навигации для доступа к запрашиваемой информации не больше пяти.
+
8. открытие внешнего ресурса в новом окне браузера +
9. использование внутренних ссылок (якорей) на различные разделы страницы +
10. длинна поискового запроса (ввод не менее 20 символов) +
11. актуальность +
12. оперативность +
13. достоверность +
14. целостность +
15. четкость структуризации, распределение данных по тематическим рубрикам (разделам, подразделам) +
16. многовариантность представления информации с использованием различных телекоммуникационных средств, технопрограммных решений и различного уровня доступа к ней +
17. представление информации на государственных языках Республики Беларусь +
Результаты проведенного анализа официального сайта Миноблисполкома дают основания утверждать о том, что рассматриваемый сайт в целом соответствует требованиям законодательства. Отсутствие сведений о задачах и функциях Миноблисполкома, текстов нормативных правовых актов (извлечений из них), определяющие эти задачи и функции, а также невозможность перехода по отдельным ссылкам, носят, по мнению автора, формальный характер и по существу не влияют ни на количество посетителей, ни на качество работы Миноблисполкома.
Необходимо признать, что официальный сайт Миноблисполкома содержит в себе большой информационный массив, о чем говорит количество каталогов, подкаталогов и файлов. Как упоминалось ранее, роль официального сайта Миноблисполкома обусловлена особо значимой ролью самого исполкома областного уровня. При этом, официальный сайт отражает не только все направления деятельности Миноблисполкома, но и служит своеобразным форпостом между Минской областью и внешним миром. Что, несомненно, способствует выдвижению интернет-сайта Миноблисполкома на ведущие позиции среди средств информационного обеспечения деятельности Миноблисполкома.
Таким образом, официальный сайт Миноблисполкома в целом соответствует требованиям законодательства, а имеющиеся нарушения имеют устранимый характер.

к оглавлению ↑

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью данной курсовой работы являлся комплексный теоретический и практический анализ средств и методов информационного обеспечения деятельности государственных органов посредством сети интернет на примере Миноблисполкома.
Процесс достижения поставленной цели предусматривал решение следующих задач: рассмотреть правовую сущность Миноблисполкома; выявить место Миноблисполкома в системе государственных органов и его компетенцию; изучить средства и методы информационного обеспечения деятельности государственных органов в сети Интернет; изучить основные требования к официальным сайтам государственных органов Республики Беларусь; провести анализ сайта Миноблисполкома на соответствие требованиям законодательства.
Решение указанных задач при выполнении работы позволяет сделать следующие выводы:
Миноблисполком играет ключевую исполнительно-распорядительную роль в системе органов государственной власти на уровне Минской области. Его компетенция достаточно обширна и распространяется практически на все сферы жизнедеятельности в пределах области.
Обязанность государственных органов по предоставлению и распространению информации о своей деятельности проистекает из гарантированного Конституцией права граждан на получение такой информации. Одним из способов предоставления и распространения информации служит размещение информации в информационных сетях, в том числе и посредством создания и наполнения интернет-сайтов.
Целями создания и функционирования интернет-сайтов государственных органов являются: предоставление официальной информации о деятельности государственных органов и организаций; своевременное обеспечение граждан и юридических лиц полной и достоверной информацией; осуществление взаимосвязи между информационными ресурсами государственных органов и организаций; содействие гражданам Республики Беларусь в реализации их прав и законных интересов.
Законодательство установило достаточно жесткие требования в отношении содержания интернет-сайтов государственных органов, в том числе и облисполкомов.
Так, информация на интернет-сайтах государственных органов и организаций размещается с учетом: актуальности, оперативности, достоверности и целостности, четкости структуризации, а также целого ряда других требований.
Анализ сайта Миноблисполкома позволяет сделать вывод о том, что по большинству показателей сайт соответствует требованиям законодательства, а имеющиеся нарушения имеют устранимый характер и по существу не влияют ни на количество посетителей, ни на качество работы Миноблисполкома.
Также необходимо отметить, что официальный сайт Миноблисполкома содержит в себе большой информационный массив, о чем говорит количество каталогов, подкаталогов и файлов. Что, несомненно, способствует выдвижению интернет-сайта Миноблисполкома на ведущие позиции среди средств информационного обеспечения деятельности Миноблисполкома.
Таким образом, по результатам проведенного исследования можно обоснованно утверждать, что среди средств информационного обеспечения деятельности государственных органов роль информационных сайтов безусловно велика и базируется не только на требованиях законодательства, но и на требованиях объективной действительности, обусловленной уровнем информатизации общества в настоящее время.

к оглавлению ↑

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые источники Республики Беларусь
1. Конституция Республики Беларусь 1994г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2012.
2. О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет: Указ Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2010 г. № 60 (в ред. от 30 декабря 2011 г. № 621) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2012.
3. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-З (в ред. от 22 декабря 2011 г. № 328-З) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2012.
4. Об информации, информатизации и защите информации: Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 455-З// Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2012.
5. О средствах массовой информации: Закон Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. № 427-З // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2012.
6. О структуре, функциях и численности работников местных исполнительных и распорядительных органов: Указ Президента Республики Беларусь от 23 октября 2006 г. № 631 (в ред. от 22 февраля 2011 г. № 66) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2012.
7. Положение о порядке функционирования интернет-сайтов государственных органов и организаций, утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь «О некоторых вопросах интернет-сайтов государственных органов и организаций и признании утратившим силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 11 февраля 2006 г. № 192» 29 апреля 2010 г. № 645 (в ред. от 19 января 2012 г. № 58) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2012.
8. Об утверждении, введении в действие, изменении и отмене технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации: Постановление Госстандарта Республики Беларусь от 2 сентября 2010 г. № 52 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2012.
9. СТБ П 2105-2010 «Информационные технологии. Интернет-сайты государственных органов и организаций. Требования», утвержден и введен в действие Постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 2 сентября 2010 г. № 52 // Национальный фонд технических нормативных правовых актов Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Минск, 2012.

Литературные источники
10. Войцеховская, С.В. Действующее законодательство о защите прав потребителей / С.В. Войцеховская // Библиотечка журнала Юрист. – 2009. – №1. – С.4-17.
11. Гавриленко Д.А., Мах И.И. Административное право. – Мн.: Дикта, 2004. – 416с.
12. Жарова А.К. Международные правовые концепции борьбы с распространением вредной информации // Бизнес-информатика. 2010. № 04. С. 46-53.
13. Конституционное право. Учеб. Пособие/ Д.М. Демичев. – Мн.: Выш. шк., 2004. – 351с.
14. Конституционное право: экспресс курс/ В.Н.Кривель. – Мн.: Соврем. шк., 2008. – 168с.
15. Крамник А.Н. Курс административного права Республики Беларусь /А.Н. Крамник.— Мн.:Тесей, 2002.
16. Мягков Г.П., Недашковская Н.И., Недашковский Л.Ф. Пространство сети Интернет для исследователей: информационно-справочные ресурсы, научные центры, коммуникация, источники: учебно-методическое пособие для историков. – Казань: Изд-во Института истории АН РТ, 2008. – 56 с.
17. Ясинская-Казаченко, А.В. Конституционное право Республики Беларусь. – Мн.: Амалфея, 2008. – 408с.

Ресурсы удаленного доступа
18. Официальный сайт Минского областного исполнительного комитета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minsk-region.gov.by — 2012.
19. Административно-территориальное деление. Население// Официальный сайт Минского областного исполнительного комитета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minsk-region.gov.by/index.aspx?id=14 — 2012.
20. Географическое положение. Территория // Официальный сайт Минского областного исполнительного комитета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minsk-region.gov.by/index.aspx?id=14 — 2012.

Сказать спасибо:

Вам понравиться