Роль менеджмента в развитии общества

Роль менеджмента в развитии обществаРоль менеджмента в развитии общества.

Готовый реферат по Менеджменту. Скачать бесплатно (Здесь можно заказать реферат по Менеджменту).

Объем работы: 24 стр.; Год: 2016; Страна: Все.

Введение

Актуальность темы определяется тем, что управление и значение коммуникации в управлении возрастает по мере увеличения уровня информатизации мирохозяйственных связей в обществе, современных организаций и ускорения перемен во внешней среде их деятельности, поэтому повышение ее эффективности является важным источником конкурентного преимущества в современном мире.
Менеджмент — это система методов управления в условиях рынка или рыночной экономики, которые предполагают ориентацию организации на спрос и потребности рынка, постоянное стремление к повышению эффективности производства с наименьшими затратами, с целью получения оптимальных результатов.
В первой половине двадцатого века получили развитие четыре четко различаемые школы управленческой мысли. Хронологически они могут быть перечислены в следующем порядке:
— школа научного управления;
— административная школа;
— школа психологии и человеческих отношений;
— школа науки управления (или количественная школа).
Во второй половине XX в. выделяют такие подходы развития менеджмента, как стратегический, системный, маркетинговый, регулярный и пр.
История современной управленческой мысли в России начинается, когда, практически одновременно с Тейлором (в середине и второй половине 90-х годов XIX в.), сходными проблемами занимался инженер К. Адамецкий. Практически весь отечественный опыт менеджмента относится к тому периоду истории, когда существовало государство под названием Советский Союз, и во многом носит отчётливый отпечаток истории и идеологии этого периода.
Серьёзный перелом в самых различных сферах жизни общества наметился с переходом к рыночным реформам (90-е годы ХХ в.). Некоторые учёные считают возможным говорить об особом, новом периоде в истории отечественного менеджмента. Действительно, налицо серьёзнейшие политические и экономические изменения. Однако пережитки старой системы менеджмента не упраздняются никакими законами и постановлениями. Они сохраняются в умах людей и в системе управления. Поэтому, видимо, не следует спешить с выделением нового периода.
В каждый из периодов своего развития менеджмент видоизменялся и выполнял определенные функции, чем определялась его роль в развитии общества. Особенно это касается периода нестабильности и кризиса. Этим также объясняется актуальность данной темы работы.
Объект работы – понятие менеджмента в современном обществе.
Предмет данного исследования – роль менеджмента в современном обществе.
Цель настоящей работы – изучение роли менеджмента в развитии общества.
В соответствии с поставленной целью в работе должны быть решены следующие задачи:
— охарактеризовать сущность, принципы менеджмента и его роль в развитии общества;
— изучить современный менеджмент: тенденции развития в обществе.

к оглавлению ↑

1 Сущность, принципы менеджмента и его роль в развитии общества

Суть управления предприятиями, организациями, учреждениями заключается в определении целей, стратегии развития и принятия эффективных управленческих решений для достижения поставленных целей.
Согласно В.В. Глухову, менеджмент — это система методов управления в условиях рынка или рыночной экономики, которые предполагают ориентацию организации на спрос и потребности рынка, постоянное стремление к повышению эффективности производства с наименьшими затратами, с целью получения оптимальных результатов [7, с. 47].
Э.М. Коротков считает, что управление — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. Суть управления также состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей [13, с. 59].
В современной теории управления общепринятым является утверждение, что управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций [20, с. 39]:
— планирование, как функция управления обеспечивает определение цели деятельности организации, средств и наиболее эффективных методов управления для достижения этих целей;
— организация. Эта функция по формированию структуры организации и обеспечения управления всем необходимым (персонал, средства производства, денежные средства, материалы и т.д.) для достижения целей организации;
— мотивация. Это процесс побуждения других людей к деятельности для достижения целей организации;
— контроль. Эта функция управления предполагает оценку и анализ эффективности результатов работы организации.
О.И. Волков считает, что крупные организации нуждаются в выполнении очень больших объемов управленческой работы [6, с. 45]. Это требует деления управленческого труда на горизонтальный и вертикальный.
Нельзя не согласиться с мнением, что принципы управления — это устойчивые связи и зависимости, регулирующие действия людей, направленные на осуществление целей экономической системы [12, с. 61].
Сформулированы принципы менеджмента одним из основателей классической административной школы управления А. Файолем [8], и касались они направлений, которые, по мнению сторонников административной школы, являются основными (рисунок 1).
Рис. 1. Принципы управления
Составлено автором по [21]
Рассмотрим детальней принципы управления в менеджменте. Как уже отмечалось, они бывают двух видов общие и частные. Принципы управления в менеджменте общего типа подразумевают универсальный характер и распространяют свое влияние практически на все отрасли экономики и сферы управления в ней. Такими общими принципами можно считать следующие категории: планомерность, целенаправленность, стимулирование, дисциплина, компетентность, иерархичность [1, с. 55].
Что касается частных принципов то они, как правило, имеют локальный характер и занимаются регулированием отдельных управленческих процессов, в какой-то отдельной отрасли или отдельном предприятии. Данные принципы вырабатывает каждое предприятие или отрасль самостоятельно, в соответствии с необходимостью или устоявшимися традициями, культурой или требованиями.
Как и всякая деятельность, менеджмент так же подвержен подчинению законов, которые определяют различные границы и ограничения. Принципы управления в менеджменте так же должны подчиняться законам и ограничениям, которые они предъявляют. Сами принципы не редко и определяют некие критерии и требования для управления организацией, они могут описывать каким должен быть руководитель предприятия, и помогают создать некую базу для эффективного управления. При этом отдельно взятый руководитель не обязан прямо и точно следовать принципам управления, в идеале руководитель сам должен их сформировать, самостоятельно основываясь на основных позициях таких принципов сформулированных известными учеными в данной области. Но зачастую руководители берут за основу, какие-то принципы и просто подгоняют их под свои потребности исходя из необходимости и обстановки, кроме общих принципов которые едины для всех с небольшими изменениями [17, с. 30].
Примером одного из общих принципов можно считать принцип компетентности. И он работает для всех руководителей, так как несведущий (некомпетентный) руководитель не сможет эффективно управлять предприятием. Частные принципы не должны по своей сути противоречить общим. Как уже говорилось выше, для частных принципов, каждая организация как объект управления менеджмент рассматривается по отдельности. И именно данные принципы управления в менеджменте позволяют проявить всю находчивость и смекалку руководителя. В итоге при анализе частных принципов можно судить о характеристике менеджмента на предприятии, всей отрасли или руководителя.
Классификация методов управления в менеджменте не редко дает почву для разработки частных принципов. Рассмотрим такие основные принципы управления в менеджменте как планомерность и целенаправленность, дисциплина и стимулирование, все перечисленные принципы могут отличаться в зависимости от страны (нации). К примеру, подходы в Японии к дисциплинарному принципу в корне отличается от взглядов на данный принцип среди других стран. Основное отличие данного принципа заключается не в том, что подчиненный просто не может, не подчинится руководителю, нет, существенное отличие состоит в том, что в японском варианте руководитель и подчиненный работают, используя методы добровольного выполнения, а не навязывания как в американской модели менеджмента [8, с. 42].
Такие разные подходы указывают на то, что хотя общие принципы едины для всех, выполняться они могут совершенно по-разному, с учетом менталитета народа и культурных исторических традиций сложившихся в обществе. Если в Японии исповедуются принципы Восточной идеологии, то США ставит превыше всего независимость человека как личности, что порождает зачастую вспышки неповиновения в среде менеджмента. Причем для США это не считается плохим показателем предприятия или организации.
Не секрет, что принципы и подходы менеджмента в России во многом взяты из науки управления зарубежных стран. Среди характерных черт западной модели менеджмента – индивидуальная ответственность, отсутствие чувства привязанности сотрудника к работе, самоутверждение руководителей на предприятии, самостоятельное решение одного руководителя, несовместимость деловых и личных отношений. Кроме того, такой стиль менеджмента не принимает в качестве инвестора инвестиционные фонды и банки. В пределах западной теории выделяют отдельные стили и модели управления. Например, современный менеджмент в Англии отличается повышенным вниманием к издержкам производства, разработкой наукоемких продуктов, быстрой модернизацией новых технологических процессов, а также сравнительно низкой ценой рабочей силы [22, с. 116].
Немецкая модель характеризуется дальновидностью и высокой дисциплиной, а новшества модернизации производственного процесса являются более длительными. Руководство организацией осуществляется наблюдательным советом и правлением, между которыми разделены функции и должности. В сравнительных исследованиях становятся видны такие особенности данной модели, как стимулирование профессиональной подготовки, уважение к компетентности, техническая подготовленность сотрудников, широкий объем полномочий и ответственности, эффективность трудовых отношений, лояльность сотрудников.
Современный менеджмент американской модели применяют не только в США, но и в Новой Зеландии, Австралии, Канаде и других странах. Известно, что именно в Штатах сформировалась наука об управлении. Американский менеджмент имеет такие особенности [14, с. 17]:
— действия бизнесменов прямолинейны;
— менеджеры часто прибегают к натиску и приказам;
— они не делают отступлений, а переходят сразу же к сути вопроса;
— главная цель – всесторонняя договоренность.
Американский менеджмент ориентирован на развитие корпораций, которые используют в своей деятельности стратегическое правление. В его основе лежит ситуационный и системный анализ внешней и внутренней среды.
Менеджмент в Японии отличается тем, что контакты между фирмами строятся на дружеских и родственных отношениях между руководителями. Уровень образования всего персонала достаточно высокий, кроме того, имеет место постоянное повышение квалификации. Партнеры доверяют друг другу и уверены в успехах. Интересно, что все сотрудники в Японии делают утреннюю зарядку прямо на работе, они носят форменную одежду и воспитывают в себе преданность компании. За успехи в труде они получают награждение. Практикуется пожизненное принятие на работу, а пенсионное пособие предоставляется всем членам семьи сотрудника после его выхода на пенсию [19, с. 63].
Таким образом, управление в разных странах определяется рядом факторов, включая как законодательство, так и сложившуюся структуру в конкретной стране. Общей теории менеджмента не существует, и поэтому на современном этапе имеется несколько теорий, стилей и моделей менеджмента со своими характерными чертами и особенностями, определяющими каждый по-своему роль менеджмента в обществе. к оглавлению ↑

2 Современный менеджмент: тенденции развития в обществе

В соответствии с объективными требованиями развития социально-экономических систем в условиях ускорения научно-технического прогресса, обострения рыночной конкуренции, усложняются хозяйственные связи, возникает объективная необходимость в развитии отдельных составляющих менеджмента – его прикладных направлений. Это закономерно, поскольку развитие любой системы предполагает реализацию одного из следующих вариантов [14, с. 16]:
— появление новых качеств системы при неизменности состава ее элементов;
— либо появление новых элементов системы;
— либо появление новых систем (путем дифференциации, интеграции и т. д.).
Анализируя направления деятельности предприятия, можно выделить разновидности управления, отражающие составляющие прикладного менеджмента. Менеджмент организации как прикладное научное направление предполагает исследование путей рациональной организации деятельности социально-экономической системы для достижения заданных целей, в условиях ограниченности ресурсов. Исследование систем управления – это прикладное научное направление менеджмента, предметом которого является изучение общих процессов развития управления, оказывающих конструктивное (продуктивное) воздействие на управляемую систему.
Стратегический менеджмент как прикладное научное направление менеджмента представляет собой инструментарий управления, ориентированный на формирование долгосрочных целей и программ деятельности социально-экономической системы, и сочетающий в себе (по Г. Минцбергу) пять элементов [9, с. 37]:
— стратегия как план (программа действий);
— стратегия как позиция (видение);
— стратегия как прием (технология);
— стратегия как паттерн (образец, шаблон, система) действий;
— стратегия как перспектива (формулировка желаемых результатов).
Методы принятия управленческих решений как прикладное научное направление менеджмента представляет собой комплекс разноплановых способов принятия целесообразных решений при управлении социально-экономической системой. Они характеризуют совокупность логически взаимосвязанных, целенаправленных, последовательных управленческих действий компетентных и творческих субъектов управления, способных обеспечить рациональную реализацию поставленных перед социально- экономической системой управленческих задач, включая: выбор целей, программ и способов их достижения.
Антикризисное управление как прикладное научное направление менеджмента представляет собой набор подходов, методов, схем и процедур оздоровления финансово-хозяйственной деятельности социально-экономической системы, оказавшейся в кризисной ситуации, а также создания механизмов обеспечения безопасности, предвосхищающих развитие кризисного состояния в управляемой системе [2, с. 44].
Цели и задачи антикризисного управления [4, с. 62]:
— предвидение кризиса и адекватная подготовка к нему;
— воспрепятствие опасным факторам кризиса;
— управление динамикой развития кризиса;
— эффективные коммуникации для консолидации усилий персонала по выходу из кризиса
— обеспечение жизнедеятельности организации и персонала в кризисном состоянии;
— ослабление негативных последствий кризиса;
— использование факторов и последствий кризиса для развития организации.
В стадии кризиса функциями антикризисного управления являются обеспечение жизнедеятельности системы, минимизации отрицательных последствий и ущерба, а также использование факторов кризиса для развития системы или управления организацией (таблица 1).
Таблица 1
Антикризисное управление с точки зрения эффективности [14, с. 16]
Логистика как прикладное научное направление менеджмента представляет собой комплекс инструментов по организации рационального продвижения ресурсных потоков (материальных, информационных, финансовых) в товарообразующих цепях перемещения и преобразования ресурсов от производителей и поставщиков к потребителям, включая создание инфраструктуры движения ресурсных потоков (схем перемещения, способов хранения и т. д.).
Управление персоналом как прикладное научное направление менеджмента (HRM – human resources management) представляет собой область научно-практической деятельности, направленная на обеспечение социально-экономических систем качественными трудовыми ресурсами, способными выполнять возложенные на них функциональные обязанности, и рациональное их использование [5, с. 51].
Управление персоналом как прикладное направление менеджмента включая такие вопросы как [5, с. 52]:
— персонал предприятия как объект управления;
— место и роль управления персоналом в системе управления предприятием;
— принципы управления персоналом;
— функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом;
— кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение системы управления персоналом;
— анализ кадрового потенциала; перемещение, работа с кадровым резервом, планирование деловой карьеры;
— подбор персонала и профориентация;
— подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала;
— мотивация поведения в процессе трудовой деятельности;
— профессиональная и организационная адаптация персонала;
— конфликты в коллективе;
— оценка эффективности управления персоналом.
Инновационный менеджмент как прикладное научное направление менеджмента представляет собой комплекс приемов способов эффективной реализации в социально- экономической системе инновационных процессов, предполагающих в общем случае последовательное превращение новых идей в инновационные результаты, которыми могут являться: технологические (процессные, продуктовые) инновации, маркетинговые инновации, организационные инновации, экологические инновации, стратегические инновации, управленческие инновации, эстетические инновации [14, с. 19].
Информационные технологии управления как прикладное научное направление менеджмента представляет собой комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, связанных с изучением и использованием методов эффективной организации труда людей в социально-экономической системе, связанных [3, с. 50]:
— с обработкой и хранением информации;
— с применением средств вычислительной техники;
— с применением методов организации информационного взаимодействия людей с производственным оборудованием (система «человек-машина»);
— а также с решением возникающих при этом социальных, экономических и культурных проблем.
Информационные технологии управления требуют сложной подготовки персонала, больших капитальных затрат в наукоемкие технологии и вычислительную техничку. Информационные технологий управления сопряжены с созданием математического обеспечения, моделированием, формированием баз данных и банков данных для обработки информации и принятия решений.
Управление качеством как прикладное научное направление менеджмента (QM – quality management) представляет собой деятельность персонала социально-экономической системы по управлению процессами создания продукции (товаров, работ, услуг) с целью достижения требуемого ее качества путем планирования качества, обеспечения качества и повышения качества [18. с. 22]. На уровне социально-экономической системы в целом управление качеством предполагает общее руководство качеством предприятия, включая: обеспечение ресурсами для обеспечения качества, организацию работу по качеству, взаимодействие по вопросам обеспечения качества с внешней средой, формирование политики в области качества, стратегических и тактических планов по качеству, принятию решений в этой сфере.
Финансовый менеджмент как прикладное научное направление менеджмента представляет собой инструментарий, обеспечивающий управление финансовыми ресурсами и финансовыми отношениями, возникающими как внутри управляемой социально-экономической системы, так и между хозяйствующими субъектами, а также между управляемой социально-экономической системой и государством. Таким образом, финансовый менеджмент представляет собой искусство рационального управления финансами социально-экономической системы для достижения поставленных целей и задач с помощью методов и рычагов финансового механизма в стратегическом и оперативном пространстве.
Инвестиционный менеджмент как прикладное научное направление менеджмента представляет собой совокупность методов, принципов управления [17, с. 31]:
— инвестициями в конкретную отрасль экономики, в развитие компании, предприятия и т.п.;
— инвестиционной деятельностью как деятельностью по вложению инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта в будущих периодах при оптимизации затрат и издержек, а также управления всеми иными аспектами инвестиционной деятельности;
— инвестиционными процессами как целенаправленной деятельностью, обоснованной с научной точки зрения и направленной на создание благоприятных и необходимых условий для привлечения и использования инвестиций.
Инвестиционная деятельность как предмет управления в инвестиционном менеджменте имеет все признаки системы, в которой всегда существуют: инвесторы, объекты инвестиций, конкретные связи между ними, среда инвестирования, в которой они существуют и функционируют, участвуя в ряде повторяющихся циклов инвестирования. При этом управление инвестиционными процессами представляет собой специфическую форму управления в рамках конкретной инвестиционной среды, где с помощью управленческих инструментов инвестор ищет рациональные объекты инвестирования и способы приложения инвестиций для получения желаемого и управляемого инвестиционного дохода
Управление проектами как прикладное научное направление менеджмента представляет собой область управленческой деятельности, в рамках которой четко определяются и рационально достигаются цели проекта при обеспечении баланса между объемом работ, используемыми ресурсами (включая ресурс времени) и качеством [3, с. 51]. При этом управление проектами сопряжено с априорным определением детальных планов, локализацией в процессе исполнения проекта суммарных рисков и эффективным управлением изменений процессов реализации проекта, обусловленных динамикой внешней среды, с одной стороны, и изменениями достигаемых результатов в рамках проекта, с другой. Таким образом, управление проектами представляет собой сочетание достижений науки и искусства, используемых в профессиональных сферах проекта, чтобы создать продукт проекта, который бы удовлетворил миссию проекта. Реализация этого сочетания достигается путем организации профессионального и надежного коллектива проекта, эффективного сочетания технико-технологических и организационно-управленческих методов для создания в рамках проекта наибольшей ценности при эффективности осуществления работ в рамках проекта.
Риск-менеджмент как прикладное научное направление менеджмента представляет собой область управленческой деятельности, в рамках которой вырабатываются, принимаются и реализуются управленческие решения, направленные на снижение вероятности возникновения неблагоприятного результата и минимизацию возможных суммарных потерь, вызванных их реализацией [12, с. 109]. При этом под суммарными потерями понимаются суммарные потери, включающие риски прямых потерь от принятия управленческих решений (часто именуемые чистыми рисками), так и риски недополученной выгоды, связанные принятием недостаточно эффективных решений, либо непринятием необходимых решений вовсе. Таким образом, цель риск-менеджмента заключается в обеспечении эффективности управляемых социально-экономических систем посредством выработки, принятия и реализации управленческих решений, связанных с вероятными рисками прямых потерь и потерь от недополученной выгоды.
Производственный менеджмент представляет собой направление профессиональной деятельности, связанное с эффективным и рациональным управлением производственными процессами социально-экономических систем, базирующееся на использовании комплексной системы теоретических, методических и научно-практических аспектов планирования, организации и реализации производственной деятельности. Производственный менеджмент связан с решением следующих основных задач [21, с. 220]:
— исследование и определение перспективного ассортимента продукции и рациональных способов производства;
— планирование производства, направленное на получение желаемого результата производственно-хозяйственной деятельности;
— организация производства, сопряженная с рациональным использованием всех имеющихся ресурсов;
— постоянное освоение и внедрение в производство новых видов продукции, обеспечивающие поддержание конкурентоспособности предприятия;
— системное управление производственными издержками и непроизводственными потерями;
— повышение качества, потребительских характеристик продукции при одновременном снижении ее удельной себестоимости;
— мотивация персонала к снижению издержек на всех этапах производственно-сбытового цикла, к постоянному освоению новых видов продукции, расширению номенклатуру выпускаемой продукции, к обновлению ее ассортимента.
Экологический менеджмент как прикладное научное направление менеджмента представляет собой область управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется:
— экологическое безопасное управление социально-экономической системой, при котором достигается оптимальное соотношение между требуемыми экологическими и желаемыми экономическими показателями;
— локализация и ликвидация последствий негативного влияния деятельности человека на окружающую среду.
Система экологического менеджмента включает совокупность взаимосвязанных структурных элементов, в том числе [3, с. 52]:
— экологическую политику социально-экономической системы;
— цели и задачи по охране окружающей среды;
— сформированную программу экологического менеджмента;
— персонал, ответственный за реализацию процессов экологического менеджмента, и его обучение;
— экологический мониторинг и аудит;
— контроль соблюдения нормативно заданных экологических требований;
— процедуры идентификации и оценки экологических аспектов;
— документационное обеспечение системы экологического менеджмента;
— корректирующие и предупреждающие действия для обеспечения экологических норм.
В современном менеджменте популярен также целевой подход к управлению. Обеспечение способности предприятия решать поставленные задания и достигать долгосрочных целей является одной из предпосылок для стабильного успеха предприятия. Уровень достижения целей определяет показатель результативности, а соблюдение его высокого уровня в сочетании с соответствующим показателем эффективности, позволяет постоянно улучшать деятельность предприятия.
Основными предпосылками формирования механизма целеполагания являются [9, с. 40]:
— определение миссии предприятия и задач повышения конкурентоспособности;
— анализ внешней среды и оценка необходимости деятельности предприятия;
— анализ имеющегося потенциала предприятия, перспектив его развития;
— выбор необходимого механизма повышения той или иной составляющей потенциала предприятия;
— разработка функциональных и ресурсных мероприятий;
— внедрение, контроль и оценка результатов внедренного механизма.
Целеполагание должно охватывать отдельные стороны деятельности предприятия, а именно: маркетинг, финансы, внутренние процессы, развитие, ресурсы, рычаги, инструменты повышения [18, с. 23].
Механизм целеполагания на предприятии — это предпосылка всех процессов и средств разработки и реализации портфеля стратегий предприятия, острого и быстрого реагирования на изменения в рыночной среде с целью получения конкурентных преимуществ на долгосрочную перспективу.
Целеполагание предполагает поиск необходимых возможностей и разработку стратегического поведения. Управление таким механизмом должно включать следующую последовательность действий (рисунок 2).

Рис. 2. Последовательность в механизме целеполагания
Составлено автором по [18]

Одно из важных мест в системе целеполагания принадлежит инновационному потенциалу, поскольку он охватывает все имеющиеся материальные и нематериальные ресурсы предприятия, используемые в инновационной деятельности и обеспечивающих достижение конкурентных преимуществ путем разработки и внедрения инноваций, а также сочетает в себе материальный потенциал и интеллектуальный потенциал.
Итак, механизм целевого подхода в управлении предприятием — актуальное условие достижения достаточной доходности в будущем, долгосрочной конкурентоспособности предприятия, целенаправленного обеспечения повышения конкурентоспособности с использованием системы постановки и эффективного достижение целей.
По мере развития менеджмента как науки, обусловленные развитием общества, будут формироваться и его новые современные направления.

к оглавлению ↑

Заключение

Итак, целью настоящей работы было изучение роли менеджмента в развитии общества.
При достижении цели в работе были решены следующие задачи:
— охарактеризовать сущность, принципы менеджмента и его роль в развитии общества;
— изучить современный менеджмент: тенденции развития в обществе.
Управление в целом — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь поставленных целей.
Менеджмент — это система методов управления в условиях рынка или рыночной экономики, которые предполагают ориентацию организации на спрос и потребности рынка, постоянное стремление к повышению эффективности производства с наименьшими затратами, с целью получения оптимальных результатов.
Принципы управления в менеджменте общего типа подразумевают универсальный характер и распространяют свое влияние практически на все отрасли экономики и сферы управления в ней. Такими общими принципами можно считать следующие категории: планомерность, целенаправленность, стимулирование, дисциплина, компетентность, иерархичность.
Что касается частных принципов то они, как правило, имеют локальный характер и занимаются регулированием отдельных управленческих процессов, в какой-то отдельной отрасли или отдельном предприятии.
Управление в разных странах определяется рядом факторов, включая как законодательство, так и сложившуюся структуру в конкретной стране. Общей теории менеджмента не существует, и поэтому на современном этапе имеется несколько теорий, стилей и моделей менеджмента со своими характерными чертами и особенностями, определяющими каждый по-своему роль менеджмента в обществе.
В соответствии с объективными требованиями развития социально-экономических систем в условиях ускорения научно-технического прогресса, обострения рыночной конкуренции, усложняются хозяйственные связи, возникает объективная необходимость в развитии отдельных составляющих современного менеджмента – его прикладных направлений: менеджмента персонала, управления проектами, инвестиций, риск-менеджмент, экологический менеджмент, системный подход и пр.
Отметим также, что по мере развития менеджмента как науки, обусловленные развитием общества, будут формироваться и его новые современные направления.

к оглавлению ↑

Список использованных источников

1. Алехин Э.В. История науки управления. — ПЕНЗА, 2013. 378 с.
2. Анцупов А.А. Конфликтология. – М.: Знание, 2012. 153 с.
3. Баранов М.А. Управление процессами социально-экономического характера // Социология. 2015. — №6. С. 41-52.
4. Бороздина Г.В. Психология менеджмента. — М.: ИНФА-М, 2012. 224 с.
5. Вацлавик П. Менеджмент персонала. — СПб.: Нева, 2013. 348 с.
6. Волков О. И. Менеджмент предприятия. — М.: ИНФРА-М, 2012. 280с.
7. Глухов В. В. Менеджмент. – СПб: Питер Пресс, 2011. 600 с.
8. Гончаров В. И. Менеджмент. – Минск: Современная школа, 2012. 635 с.
9. Жигалко З.М. Механизм целеполагания // Экономикс. – 2014. — №12. С.35-42.
10. Захарченко В.В. Политика управления государством // Корреспондент. 2014. №8. С. 22-28.
11. Казначевская Г. Б. Менеджмент. – Ростов-н-Дону: Феникс, 2012. 452 с.
12. Калашник И.А. Социально-экономические процессы в управлении. — М.: Знание, 2011. 212 с.
13. Коротков Э. М. Менеджмент. – М.: Юрайт, 2012. 640 с.
14. Курбатов В.И. Новые веяния в менеджменте // Социум. 2015. №4. С. 15-21.
15. Куртов Д.О. Предпринимательская ответственность и эффективность управления предприятием // Экономика и бизнес. – 2015. — №4. С.56-62.
16. Ломаный А.В. Управление государством и государственными предприятиями. – СПб.: Нева, 2013. 412 с.
17. Ореховский П.В. Повышение эффективности функционирования сферы управления // Общество и экономика. — 2014. — №9. С.29-34.
18. Панюшкин С.С. Оценка эффективности постановки целей // Российское предпринимательство. — 2014. — № 8. С.17-23.
19. Саймон Г. Особенности принятия управленческих решений. – М.: Знание, 2012. 341 с.
20. Теория управления / под ред. А. Л. Гапоненко. – М.: Издательство РАГС, 2012. 557 с.
21. Теория управления / под ред. В. Г. Игнатова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. 478 с.
22. Управленческие решения / под ред. С. Н. Чудновской. – М.: Эксмо, 2012. 397 с.

Сказать спасибо:

Вам понравиться