Обжалование постановления по делу об АП в РБ

Готовые курсовые работы.

Готовые курсовые работы.

Обжалование постановления по делу об административном правонарушении (АП) в Республике Беларусь. Готовая курсовая работа. Скачать бесплатно.

Объем работы: 24 стр.; Год: 2011; Страна: Республика Беларусь.

Оглавление:

ВВЕДЕНИЕ

Человек, его права, свободы и гарантии их реализации провозглашены Конституцией Республики Беларусь высшей ценностью и целью государства и общества.
Согласно статьи 23 Конституции Республики Беларусь ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону[1].
С начала 90-х годов 20 века в Республике Беларусь начали происходить значительные изменения как в политической и в экономической сферах. Эти изменения вызвали необходимость в корректировке действующего в то время законодательства.
«До настоящего времени большинство нормативных правовых актов, принятых во времена советской власти, полностью видоизменились по требованию реальной действительности» [7, С.245].
Вместе с тем, изменения отраслей законодательства в Беларуси шло различными темпами.
Так, если большинство новых кодифицированных законов в Республике Беларусь были приняты и введены в действие в конце 90-х годов, то законодательство об административной ответственности длительное время ориентировалось на Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях 1984 года (далее – КоАП Республики Беларусь 1984 года). И только Закон Республики Беларусь от 31 декабря 2006 г. № 208-З «О введении в действие Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях» с 1 марта 2007 года ввел в действие новые нормативные правовые акты, касающиеся административной ответственности: Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП Республики Беларусь) и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП Республики Беларусь).
По мнению автора одним из основных признаков демократизации общества является полная прозрачность процедур привлечения к уголовной и административной ответственности представителями государства.
С учетом того, что в Республике Беларусь при решении вопроса о привлечении физических либо юридических лиц к ответственности закреплен принцип презумпции невиновности, особую значимость приобретает законодательно закрепленная возможность на обжалование тех или иных решений государственных органов и их должностных лиц.
КоАП Республики Беларусь и ПИКоАП Республики Беларусь ввели некоторые новые понятия и возможности (в частности: возможность привлечения к административной ответственности юридических лиц; расширен круг органов, ведущих административный процесс и т.д.).
По этой причине обоснованный интерес вызывает вопрос об обжаловании (опротестовании) постановлений по делу об административном правонарушении.
Объектом исследования данной работы является законодательно закрепленные правовые возможности обжалования (опротестования) постановлений по делу об административном правонарушении.
Предметом исследования выступают правоотношения, складывающиеся при обжаловании (опротестовании) постановлений по делу об административном правонарушении.
Цель работы – правовые аспекты отношений при обжаловании (опротестовании) постановлений по делу об административном правонарушении.
Реализация поставленной цели обусловила решение следующих взаимосвязанных задач:
– определить правовое поле, в рамках которого происходит процесс обжалования (опротестования) постановлений по делу об административном правонарушении;
– провести сравнительный анализ возможностей обжалования (опротестования) постановлений по делу об административном правонарушении по КоАП Республики Беларусь 1984 года и КоАП Республики Беларусь;
– выявить основные проблемы и выработать предложения по совершенствованию механизма обжалования (опротестования) постановлений по делу об административном правонарушении.
В настоящей работе использованы труды отечественных и зарубежных авторов, таких как Галагана И.А., Клюшниченко А.П., Кисина В.Р., Коренева А.П., Селиванова В.В., Круглова В.А. и других.
В процессе исследования были использованы следующие методы: анализ юридической, полит-экономической, методической литературы, статистических сведений, обобщение, сравнение, моделирование.
Курсовая работа состоит из следующих структурных частей: введения, основной части (состоящей из двух глав), заключения, списка использованных источников.
Объем работы составляет – 24 листа; использовано 12 источников.

к оглавлению ↑

1. СРОКИ И ПОРЯДОК ПОДАЧИ ЖАЛОБЫ (ПРИНЕСЕНИЯ ПРОТЕСТА) НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

1.1. Лица, имеющие право на подачу жалобы (принесение протеста) на постановление по делу об административном правонарушении

«Обжалование постановлений по делам об административных правонарушениях, не вступивших в законную силу, осуществляется на основании норм главы 12 ПИКоАП Республики Беларусь»[11, С.14].
Согласно статьи 12.1 ПИКоАП Республики Беларусь постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, потерпевшим, их представителями, защитником. Постановление о прекращении дела об административном правонарушении либо о наложении административного взыскания с прекращением дела об административном правонарушении в части может быть также обжаловано руководителем органа, направившего дело об административном правонарушении на рассмотрение.
Понятие потерпевшего, представителей дается в статье 1.4 ПИКоАП Республики Беларусь.
Так, «представители – это близкие родственники, другие члены семьи потерпевшего, физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, их законные представители, адвокаты, представители юридического лица, индивидуального предпринимателя» [12, С.43].
Законными представителями являются родители, усыновители, опекуны, попечители потерпевшего, физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, представители организаций, на которых законодательством Республики Беларусь возложено выполнение обязанностей опекунов и попечителей над потерпевшим, физическим лицом, в отношении которого ведется административный процесс.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть опротестовано прокурором [3].
Прокурор – действующие в пределах своей компетенции Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры, в том числе транспортные и военные прокуроры, их заместители и помощники, советники, начальники структурных подразделений органов прокуратуры и их заместители, старшие прокуроры и прокуроры структурных подразделений органов прокуратуры, если иное не определено законодательно[6].
КоАП Республики Беларусь 1984 года несколько ограничивал круг лиц, которые могли обжаловать постановление по делу об административном правонарушении. «Так согласно статьи 266 постановление по делу об административном правонарушении могло быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшим» [10, С.284].
Как видим «КоАП Республики Беларусь 1984 года не предоставлял правомочия по обжалованию постановлений и руководителям органа, направившего дело об административном правонарушении на рассмотрение» [9, С.71].
Таким образом, ПИКоАП Республики Беларусь значительно расширил круг лиц, которым предоставлено правомочие на подачу жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.

к оглавлению ↑

1.2. Порядок и сроки подачи жалобы (принесения протеста) на постановление по делу об административном правонарушении

По делу об административном правонарушении могут быть обжалованы (опротестованы) не вступившие в законную силу:
1) постановление административной комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних – в районный (городской) исполнительный комитет (администрацию района в городе) или в суд;
2) постановление сельского (поселкового) исполнительного комитета – в районный исполнительный комитет или в суд;
3) постановление иного органа, ведущего административный процесс, – в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд;
4) постановление суда – в вышестоящий суд (статья 12.2. ПИКоАП Республики Беларусь).
Как видно ПИКоАП Республики Беларусь предоставил право обжаловать постановления суда по делу об административном правонарушении. Ранее же действовавшей КоАП Республики Беларусь 1984 года прямо указывал на то, что постановление районного (городского) народного суда (народного судьи) о наложении административного взыскания является окончательным и обжалованию в порядке производства по делам об административных правонарушениях не подлежит, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Союза ССР и Республики Беларусь.
КоАП Республики Беларусь 1984 года следующий порядок обжалования постановлений по делам об административном правонарушении: Постановление по делу об административном правонарушении могло быть обжаловано:
1) постановление административной комиссии, комиссии по
делам несовершеннолетних — в местный исполнительный и распорядительный орган или в районный (городской) суд. Решение
местного исполнительного и распорядительного органа может быть
обжаловано в суд;
2) решение сельского, поселкового исполнительного комитета — в районный, городской исполнительный и распорядительный
орган или в суд. Решение районного, городского исполнительного
и распорядительного органа может быть обжаловано в суд;
3) постановление иного органа (должностного лица) о наложении административного взыскания в виде штрафа — в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в районный (городской) суд. Решение вышестоящего органа (вышестоящего должностного лица) может быть обжаловано в суд. Постановление о наложении иного административного взыскания обжалуется в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), после чего жалоба может быть подана в районный (городской) суд. Постановление о наложении одновременно основного и дополнительного административного взыскания может быть по выбору лица, обжалующего постановление, обжаловано в порядке, установленном для основного либо для дополнительного взыскания;
4) постановление органа внутренних дел (должностного лица) о наложении административного взыскания в виде предупреждения, зафиксированного на месте совершения правонарушения без составления протокола, — в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Решение вышестоящего органа (вышестоящего должностного лица) может быть обжаловано в суд;
5) постановление должностного лица военной автомобильной инспекции о наложении административного взыскания в виде предупреждения, зафиксированного на месте совершения правонарушения без составления протокола, — вышестоящему должностному
лицу, правомочному рассматривать жалобу, или в суд. Решение
вышестоящего должностного лица может быть обжаловано в суд.
Жалоба направляется в орган (должностному лицу), вынесший
постановление по делу об административном правонарушении, если
иное не установлено законодательством Республики Беларусь.
Поступившая жалоба в течение трех суток направляется вместе с
делом в орган (должностному лицу), правомочный ее рассматривать и которому она адресована[5].
Согласно статьи 12.2 ПИКоАП Республики Беларусь жалоба (протест) направляется в суд, орган, ведущий административный процесс, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении. Поступившая жалоба (протест) в течение трех суток направляется вместе с делом в суд, орган, которому она адресована и который уполномочен рассматривать ее в соответствии с частью 1 статьи 12.2 ПИКоАП Республики Беларусь.
С жалоб, подаваемых в суд на постановления по делам об административных правонарушениях, взимается государственная пошлина в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
Согласно пункта 3 Приложения 14 к Налоговому кодексу Республики Беларусь (далее – НК Республики Беларусь) за подачу в общий суд жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях о наложении:
1. административного взыскания в виде штрафа в размере:
менее 10 базовых величин — 0,5 базовой величины
от 10 до 100 базовых величин — 2 базовые величины
более 100 базовых величин — 3 базовые величины
2. иных административных взысканий -1 базовая величина.
В следующем размере уплачивается государственная пошлина за рассмотрение хозяйственными судами жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях о наложении:
1. административного взыскания в виде штрафа в размере:
менее 10 базовых величин — 0,5 базовой величины
от 10 до 100 базовых величин — 2 базовые величины
более 100 базовых величин — 3 базовые величины
2. иных административных взысканий -1 базовая величина [2].
Аналогичные размеры государственной пошлины должны быть уплачены и при подаче жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в прокуратуру.
Неуплата государственной пошлины влечет возврат жалобы лицу, ее подавшему[3].
Необходимо отметить, что согласно статьи 267 КоАП Республики Беларусь 1984 года с лица, обжаловавшего постановление о наложении административного взыскания, государственная пошлина не взыскивалась.
По мнению автора взимание пошлины при подаче жалобы введено новым ПИКоАП Республики Беларусь по нескольким причинам:
1) уплата государственной пошлины существенно уменьшает количество необоснованных жалоб;
2) на рассмотрение жалоб судьи тратят некоторое количество времени, которое соответственно должно быть оплачено.
Районный (городской) суд рассматривает жалобы (протесты) на постановления органов, вынесших постановление по делу об административном правонарушении в отношении физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей или юридических лиц за административные правонарушения:
1) против здоровья, чести и достоинства человека, прав и свобод человека и гражданина, за исключением части 1 статьи 9.23 КоАП Республики Беларусь;
2) против собственности;
3) против порядка таможенного регулирования;
4) против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования, за исключением статей 15.35 (в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц), 15.37 (в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц) КоАП Республики Беларусь;
5) против здоровья населения;
6) против общественного порядка и нравственности;
7) против безопасности движения и эксплуатации транспорта;
8) в области охраны историко-культурного наследия;
9) против порядка использования топливно-энергетических ресурсов;
10) в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, благоустройства и пользования жилыми помещениями;
11) в области связи и информации, за исключением частей 2 и 4 статьи 22.7, статьи 22.8, части 3 статьи 22.9 КоАП Республики Беларусь;
12) против порядка управления, за исключением части 1 статьи 23.45, статей 23.57, 23.67 КоАП Республики Беларусь;
13) против правосудия и деятельности органов уголовной и административной юрисдикции;
14) против порядка приписки граждан к призывным участкам, призыва на воинскую службу и воинского учета.
Хозяйственный суд рассматривает жалобы (протесты) на постановления органов, вынесших постановление по делу об административном правонарушении в отношении индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, за исключением указанных в пунктах 1–12 и 14 части 1 статьи 12.3 КоАП Республики Беларусь. Хозяйственный суд рассматривает также жалобы (протесты) на постановления органов, вынесших постановление по делу об административном правонарушении в отношении индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, за совершение нескольких административных правонарушений, образующих совокупность, если в такую совокупность входит хотя бы одно правонарушение, не указанное в пунктах 1–12 и 14 части 1 статьи 12.3 КоАП Республики Беларусь.
Областной (Минский городской) суд рассматривает жалобы (протесты) на постановления органов, ведущих административный процесс, по делам об административных правонарушениях, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственные секреты, а также жалобы (протесты) на постановления районных (городских) судов.
Высший Хозяйственный Суд рассматривает жалобы (протесты) на постановления хозяйственных судов области (города Минска).
Верховный Суд рассматривает жалобы (протесты) на постановления областного (Минского городского) суда по делам об административных правонарушениях, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственные секреты.
Жалоба (протест) на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня получения лицом, в отношении которого ведется административный процесс, копии постановления по делу об административном правонарушении, а при его вынесении в присутствии лица, в отношении которого ведется административный процесс, – не позднее десяти суток со дня его объявления, за исключением жалобы (протеста) на постановление о наложении административного взыскания в виде административного ареста либо депортации, которая может быть подана в течение пяти суток.
«Жалоба (протест), поданная с пропуском срока или с нарушением порядка, установленного частью 2 статьи 12.2 КоАП Республики Беларусь, возвращается лицу, подавшему жалобу или принесшему протест» [8, С.23].
Согласно статьи 268 Кодекса 1984 года жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти дней со дня вынесения постановления. Как видим, Кодекс 1984 года устанавливал срок для обжалования в десять дней, ПИКоАП Республики Беларусь же установил срок обжалования в десять суток, что по мнению автора более рационально с точки зрения обеспечения прав участников административного процесса. Более того, ПИКоАП Республики Беларусь детально регламентировал момент начала истечения срока на обжалование (момент получения постановления или его объявления).
В случае пропуска по уважительным причинам срока обжалования или опротестования постановления по делу об административном правонарушении лица, имеющие право на подачу жалобы или принесение протеста, могут ходатайствовать перед судом, должностным лицом, уполномоченным рассматривать жалобу (протест), о восстановлении пропущенного срока. Аналогичные нормы содержал и КоАП Республики Беларусь 1984 года.
Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования или опротестования постановления по делу об административном правонарушении или восстановлении пропущенного срока выносится постановление.
В случае восстановления пропущенного срока подачи жалобы (принесения протеста) исполнение постановления по делу об административном правонарушении приостанавливается до рассмотрения жалобы (протеста) [3].
Таким образом, ПИКоАП Республики Беларусь предоставил заинтересованным лицам право обжаловать постановления суда по делу об административном правонарушении. Взимание пошлины при подаче жалобы введено новым ПИКоАП Республики Беларусь по нескольким причинам: уплата государственной пошлины существенно уменьшает количество необоснованных жалоб; на рассмотрение жалоб судьи тратят некоторое количество времени, которое соответственно должно быть оплачено. ПИКоАП Республики Беларусь установил срок обжалования в десять суток, что более рационально с точки зрения обеспечения прав участников административного процесса. Более того, ПИКоАП Республики Беларусь детально регламентировал момент начала течения срока на обжалование (момент получения постановления или его объявления). к оглавлению ↑

2. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ (ПРОТЕСТА) НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ
2.1. Порядок рассмотрения жалобы (протеста) на постановление по делу об административном правонарушении, не вступившее в законную силу

Наиболее важным моментом в процедуре обжалования (опротестования) постановлений по делам об административных правонарушениях является непосредственное рассмотрение жалобы (протеста) уполномоченным органом и принятие решения. Именно об этом и пойдет речь в данной главе.
Согласно ПИКоАП Республики Беларусь жалоба (протест) на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей, должностным лицом, уполномоченными рассматривать жалобу (протест), в месячный срок со дня ее поступления, а жалоба (протест) на постановление о наложении административного взыскания в виде административного ареста либо депортации – в трехдневный срок со дня поступления.
КоАП Республики Беларусь 1984 года содержал иные сроки рассмотрения: Жалоба и протест на постановление по делу об административном правонарушении рассматриваются правомочными на то органами (должностными лицами) в десятидневный срок со дня их поступления, если иное не установлено законодательством Союза ССР и Республики Беларусь.
При рассмотрении жалобы (протеста) суд, должностное лицо, уполномоченные рассматривать жалобу (протест), проверяют законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.
Неявка надлежаще извещенных о дате и месте рассмотрения жалобы (протеста) лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, потерпевшего, их представителей, защитника в суд, орган, ведущий административный процесс, уполномоченные рассматривать жалобу (протест), не является препятствием для рассмотрения жалобы (протеста). Лица, присутствующие при рассмотрении жалобы (протеста), вправе давать объяснения, представлять дополнительные материалы в обоснование своих требований[3].
По результатам рассмотрения жалобы (протеста) судом, органом ведущим административный процесс, уполномоченным рассматривать жалобу (протест)выносится постановление.
Суд, должностное лицо, уполномоченные рассматривать жалобу (протест), при рассмотрении жалобы (протеста) на постановление по делу об административном правонарушении принимают одно из следующих решений:
1) оставляют постановление без изменения, а жалобу (протест) – без удовлетворения;
2) отменяют постановление и прекращают дело об административном правонарушении;
3) отменяют постановление и направляют дело на новое рассмотрение;
4) изменяют постановление в части;
5) изменяют меру и (или) вид взыскания в пределах, предусмотренных Особенной частью КоАП Республики Беларусь, таким образом, чтобы взыскание не было усилено;
6) отменяют постановление и направляют дело на рассмотрение компетентного органа, если постановление по делу об административном правонарушении вынесено лицом, не правомочным решать данное дело.
Копия решения по жалобе (протесту) на постановление по делу об административном правонарушении в течение трех суток высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также суду, органу, направившим жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, лицу (органу), подавшему жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, а потерпевшему – по его просьбе. О результатах рассмотрения протеста в тот же срок сообщается прокурору. Дело об административном правонарушении подлежит возврату суду, органу, его направившим.
Постановление суда, должностного лица, уполномоченных рассматривать жалобу (протест), вступает в законную силу немедленно после его вынесения.
Согласно статьи 273 КоАП Республики Беларусь 1984 года орган или должностное лицо при рассмотрении жалобы или про-
теста принимали одно из следующих решений:
1) оставляет постановление без изменения, а жалобу или
протест без удовлетворения;
2) отменяет постановление и направляет дело на новое
рассмотрение;
3) отменяет постановление и прекращает дело;
4) изменяет меру и вид взыскания в пределах, предусмотренных нормативным актом об ответственности за административное правонарушение, с тем, однако, чтобы взыскание не было
усилено.
Если будет установлено, что постановление вынесено органом (должностным лицом), неправомочным решать данное дело, то
такое постановление отменяется и дело направляется на рассмотрение компетентного органа (должностного лица).
Копия решения по жалобе или протесту на постановление по
делу об административном правонарушении в течение трех дней
высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, потерпевшему — по его просьбе. О результатах рассмотрения протеста
сообщается прокурору[5].
Таким образом, основным отличием между КоАП Республики Беларусь 1984 года и ПИКоАП Республики Беларусь года при рассмотрении жалобы (протеста) на постановление по делу об административном правонарушении была разность сроков – десять дней и месячный срок соответственно, кроме того у органа рассматривающего жалобу (протест) по КоАП Республики Беларусь 1984 года не было полномочий на изменение постановления в части.

к оглавлению ↑

2.2. Пересмотр постановления по делу об административном правонарушении, вступившего в законную силу

КоАП Республики Беларусь 1984 года формально предусматривал нормы о пересмотре постановления по делу об административном правонарушении, вступившего в законную силу.
Так, согласно статьи 274 КоАП Республики Беларусь 1984 года постановление судьи по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 46-1, 46-2, 51, 51-1, 53,
53-1, 57, частью первой статьи 59, статьями 73, 78, частью
первой статьи 87, частью первой статьи 87-1, частью третьей
статьи 115, статьей 136, частью третьей статьи 144, статьями
144-2, 144-3, 148, 149, 151-1, 151-9, 154, 154-5, 155-1,
155-2, 155-7, 155-18—156-3, частью третьей статьи 159, стать-
ями 164, 165-1, 166—166-4, 166-14, 167-1—167-3, 167-9—
167-11, 167-13—169, частью второй статьи 170, статьями 171-1,
174-1, 183-2, 183-3, 184-1, 184-3, 185-1, частью второй статьи
190-7, статьями 190-8, 191, 193-1—193-18 КоАП Республики Беларусь 1984 года, могло быть отменено или изменено по протесту прокурора самим
судьей, а также независимо от наличия протеста прокурора —
председателем вышестоящего суда.
Постановление начальника органа внутренних дел по делу об
административном правонарушении, предусмотренном статьей 156
КоАП Республики Беларусь 1984 года, могло быть отменено или изменено по протесту прокурора самим начальником органа внутренних дел, а
также независимо от наличия протеста прокурора начальником вышестоящего органа внутренних дел[5].
ПИКоАП Республики Беларусь более детально раскрыл вопросы пересмотра, вступивших в законную силу постановлений.
В соответствии со 12.11 ПИКоАП Республики Беларусь вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть пересмотрено по жалобе лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, потерпевшего, их представителей, защитника, если оно обжаловалось до вступления его в законную силу, либо по протесту прокурора. Жалоба (протест) направляется в суд, уполномоченный на пересмотр вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.
Постановление органа, ведущего административный процесс, по делу об административном правонарушении, обжалованное до вступления его в законную силу в районный исполнительный комитет либо в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), может быть пересмотрено по жалобе либо протесту судом в соответствии с подсудностью, установленной статьей 12.3 ПИКоАП Республики Беларусь, а обжалованное до вступления его в законную силу в суд, – председателем вышестоящего суда. Вступившее в законную силу постановление суда по делу об административном правонарушении может быть пересмотрено председателем вышестоящего суда независимо от наличия жалобы или протеста[3].
Жалоба (протест) на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении. Указанный срок принесения протеста не считается пропущенным, если жалоба на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении подана прокурору до истечения шестимесячного срока.
Жалоба (протест), поданная по истечении указанного срока, рассмотрению не подлежит, за исключением протеста, приносимого в связи с наличием в действиях физического лица состава преступления в пределах срока давности привлечения к уголовной ответственности.
Должностные лица, имеющие право пересмотра вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, имеют право истребовать дело об административном правонарушении для пересмотра постановления. Указанные лица, а также прокурор вправе приостановить исполнение постановления по делу об административном правонарушении до разрешения жалобы (протеста).
Жалоба (протест) на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении рассматривается в срок не более одного месяца со дня ее поступления, а в случае истребования дела – не позднее одного месяца со дня поступления дела.
При рассмотрении жалобы (протеста) законность, обоснованность и справедливость вынесенного постановления по делу об административном правонарушении подлежат проверке в объеме доводов, содержащихся в жалобе (протесте). Если при этом будут установлены основания для улучшения положения лица, привлеченного к административной ответственности, постановление по делу об административном правонарушении может быть пересмотрено в соответствующей части и при отсутствии просьбы об этом в жалобе (протесте) [3].
По результатам рассмотрения жалобы (протеста) принимается одно из следующих решений:
1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы (протеста) – без удовлетворения;
2) об отмене постановления полностью или в части и направлении дела на новое рассмотрение;
3) об отмене постановления полностью или в части и прекращении дела об административном правонарушении;
4) об отмене последнего по времени постановления и оставлении в силе одного из ранее вынесенных по делу постановлений;
5) об изменении постановления с тем, чтобы взыскание не было усилено.
При оставлении жалобы (протеста) без удовлетворения об этом письменно сообщается лицу, подавшему жалобу или принесшему протест, с указанием мотивов отказа в пересмотре дела. Во всех остальных вышеперечисленных случаях решение по жалобе (протесту) выносится в виде постановления. Дело об административном правонарушении в случае его истребования вместе с принятым по жалобе (протесту) решением подлежит возврату суду, органу, его направившим.
Таким образом, согласно ПИКоАП Республики Беларусь вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть пересмотрено по жалобе лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, потерпевшего, их представителей, защитника, если оно обжаловалось до вступления его в законную силу, либо по протесту прокурора.

к оглавлению ↑

2.3. Отмена или изменение постановления по делу об административном правонарушении

Основаниями к отмене не вступившего или вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении являются:
1) односторонность, неполнота и необъективное исследование обстоятельств административного правонарушения;
2) существенное нарушение настоящего Кодекса;
3) неправильное применение норм, устанавливающих административную ответственность.
Основанием к отмене или изменению не вступившего или вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении является несоответствие назначенного судом, органом, ведущим административный процесс, уполномоченных рассматривать дело об административном правонарушении, административного взыскания тяжести совершенного административного правонарушения.
Отмена постановления по делу об административном правонарушении с прекращением дела об административном правонарушении влечет за собой возврат денежных сумм, конфискованных предметов, а также отмену других ограничений, связанных с ранее принятым постановлением. При невозможности возврата конфискованного предмета возмещается его стоимость.
По просьбе лица, в отношении которого отменено постановление, об отмене постановления сообщается по месту его работы, учебы или жительства (пребывания).
Возмещение вреда, причиненного лицу незаконными действиями суда, органа, ведущего административный процесс, производится в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Таким образом, ПИКоАП Республики Беларусь, кроме всего прочего, установил также и основания к отмене не вступившего или вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, что безусловно должно способствовать ограничению злоупотреблений при рассмотрении жалоб и протестов на постановления по делам об административном правонарушении.

к оглавлению ↑

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, формирование нового законодательства об административной ответственности в Республике Беларусь заняло достаточно длительный промежуток времени и до настоящего времени еще не завершилось, о чем могут свидетельствовать многочисленные изменения и дополнения, ежегодно вносимые в КоАП Республики Беларусь и ПИКоАП Республики Беларусь.
Вместе с тем, налицо значительные положительные подвижки по сравнению с ранее действовавшим КоАП Республики Беларусь 1984 года. Об этом можно судить исследовав сравнительно небольшую по объему, но одну из наиважнейших частей процессуально-исполнительного законодательства: Обжалование и опротестование постановления по делу об административном правонарушении.
Проведенные исследования процесса обжалования и опротестования постановлений по делу об административном правонарушении показали следующее:
Действующий в настоящее время ПИКоАП Республики Беларусь значительно расширил круг лиц, которые могут обжаловать постановление по делу об административном правонарушении. Были добавлены представители лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, защитник, а в отношении постановления о прекращении дела об административном правонарушении либо о наложении административного взыскания с прекращением дела об административном правонарушении в части — руководитель органа, направившего дело об административном правонарушении на рассмотрение.
Заинтересованным лицам предоставлено право обжаловать постановления суда по делу об административном правонарушении. Взимание пошлины при подаче жалобы введено новым ПИКоАП Республики Беларусь по нескольким причинам: уплата государственной пошлины существенно уменьшает количество необоснованных жалоб; на рассмотрение жалоб судьи тратят некоторое количество времени, которое соответственно должно быть оплачено. ПИКоАП Республики Беларусь установил срок обжалования в десять суток, что более рационально с точки зрения обеспечения прав участников административного процесса. Более того, ПИКоАП Республики Беларусь детально регламентировал момент начала течения срока на обжалование (момент получения постановления или его объявления).
Отличием между КоАП Республики Беларусь 1984 года и ПИКоАП Республики Беларусь года при рассмотрении жалобы (протеста) на постановление по делу об административном правонарушении была разность сроков – десять дней и месячный срок соответственно, кроме того у органа рассматривающего жалобу (протест) по КоАП Республики Беларусь 1984 года не было полномочий на изменение постановления в части.
Новый ПИКоАП Республики Беларусь предоставил возможность обжаловать вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении лицу, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, потерпевшему, их представителям, защитникам, если оно обжаловалось до вступления его в законную силу.
Несмотря на положительные изменения в сфере совершенствования законодательства, регулирующего процедуру обжалования и опротестования постановлений по делу об административном правонарушении, по мнению автора необходимо более детально регламентировать правомочия руководителя органа, направившего дело об административном правонарушении на рассмотрение. Кроме того, необходимо уменьшить сроки рассмотрения жалобы (протеста), так как длительные сроки рассмотрения могут способствовать лишь злоупотреблениям со стороны лиц, уполномоченных на рассмотрение жалоб и протестов.
В целом законодательство, регулирующее порядок обжалования и опротестования постановлений по делу об административном правонарушении, за последнее несколько лет качественно изменилось в лучшую сторону, что должно способствовать открытости и прозрачности административного процесса, а в конечном итоге обеспечивать соблюдение прав, свобод и гарантий, указанных в Конституции Республики Беларусь.

к оглавлению ↑

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Республики Беларусь 1994г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2011.
2.Налоговый кодекс Республики Беларусь от 29 декабря 2009 г. № 71-З (с изменениями на 10 января 2011 г. № 241-З) //Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2011.
3. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 г. № 194-З (с изменениями на 30 ноября 2010 г. № 198-З ) //Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2011.
4. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. № 194-З (с изменениями на 30 ноября 2010 г. № 198-З )//Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2011.
5. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 6 декабря 1984 г. ( по состоянию на 17 июля 2006)//СЗ БССР, 1984 г., N 35, ст.505.
6. О прокуратуре Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 08.05.2007 г. № 220-З (с изменениями на 31 декабря 2009 г. № 114-З)//Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2011.
7. Гавриленко Д.А., Мах И.И. Административное право Республики Беларусь. – Мн.: Дикта, 2004.
8. Гладский, П.А. Права и обязанности участников административного процесса/ П.А. Гладский //Налоги Беларуси. – 2010. — N 33. — С.23.
9. Германчук, И. Обжалование и опротестование постановления о наложении административного взыскания/ И.Германчук //Главный бухгалтер. – 2007. — №28. С.71-73
10. Круглов, В.А. Административно-деликтное право / В.А. Круглов. – Мн.: Амалфея, 2006. – 338 с.
11. Сапега, Т.Н. Новации уголовного, административного и административно-процессуального законодательства, применяемого налоговыми органами/ Т.Н. Сапега // Налоги Беларуси. – 2010. — N 25. — С.14-17.
12. Овсейко, С. Основания привлечения к административной ответственности в соответствии с процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях/ С.Овсейко//Валютное регулирование и ВЭД. – 2008. — №1.- С. 43.

Сказать спасибо:

Вам понравиться