Конституция Франции от 4 октября 1958 года

Конституция Французской Республики от 4 октября 1958 года
Правительство Республики в соответствии с Конституционным законом от 3 июня 1958 г. предложило,
французский народ принял,
Президент Республики промульгирует Конституционный закон, содержание которого следует.

ПРЕАМБУЛА

Французский народ торжественно провозглашает свою приверженность Правам Человека и принципам национального суверенитета, как они были определены Декларацией 1789 г., подтвержденной и дополненной преамбулой Конституции 1946 г.
Исходя из этих принципов и принципа свободного самоопределения народов, Республика предлагает тем заморским территориям, которые желают присоединиться к ней, новые институты, основанные на общем идеа-ле свободы, равенства и братства и призванные служить их демократическому развитию.
Статья 1
Франция является неделимой, светской, социальной, демократической Республикой. Она обеспечивает ра-венство перед законом всех граждан без различия происхождения, расы или религии. Она уважает все вероис-поведания.

к оглавлению ↑

Раздел I О СУВЕРЕНИТЕТЕ

Статья 2
Язык Республики — французский.
Национальная эмблема — трехцветный флаг: синий, белый, красный.
Национальный гимн — «Марсельеза».
Девиз Республики — «Свобода, Равенство, Братство».
Ее принцип — правление народа, народом и для народа.
Статья 3
Национальный суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его через своих представителей и путем референдума.
Никакая часть народа, и никакая отдельная личность не могут присвоить себе его осуществление.
В соответствии с установлениями Конституции выборы могут быть прямыми или косвенными. Они всегда являются всеобщими, равными и тайными.
В соответствии с условиями, определяемыми законом, избирателями являются все совершеннолетние французские граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими и политическими правами.
Статья 4
Политические партии и группировки способствуют выражению мнений в ходе выборов. Они создаются и осуществляют свою деятельность свободно. Они должны соблюдать принципы национального суверенитета и демократии.

к оглавлению ↑

Раздел II ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ

Статья 5
Президент следит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функ-ционирование публичных властей, а также преемственность государства.
Он является гарантом национальной независимости, целостности территории, соблюдения международ-ных договоров.
Статья 6
Президент Республики избирается на семь лет прямым всеобщим голосованием.
Условия применения настоящей статьи устанавливаются органическим законом.
Президент Республики избирается абсолютным большинством поданных голосов. Если это большинство не собрано в первом туре, то в следующее за ним второе воскресенье проводится второй тур. В нем могут уча-ствовать только два кандидата, получившие наибольшее число голосов в первом туре с учетом случая, когда опережавший кандидат снял свою кандидатуру.
О выборах объявляет Правительство.
Выборы Президента проводятся не позднее чем за 20 и не ранее чем за 35 дней до истечения полномочий действующего Президента.
Если пост Президента по какой бы то ни было причине окажется вакантным или Конституционный совет по запросу Правительства абсолютным большинством голосов констатирует обстоятельства, препятствующие Президенту осуществлять свои функции, то они, за исключением случаев, предусмотренных статьями 11 и 12, временно возлагаются на председателя Сената, а если у него в свою очередь возникнут препятствия к их исполнению — на Правительство.
В случае вакансии или если препятствие, установленное Конституционным советом, необратимо, голосо-вание по выборам нового Президента проводится, за исключением обстоятельств, связанных с действием не-преодолимой силы, подтвержденных Конституционным советом, не ранее чем через 20 и не позднее чем через 30 дней после открытия вакансии или объявления о необратимости препятствия.
Если в течение семи дней, предшествующих дате прекращения выставления кандидатур, одно из лиц, пуб-лично заявивших по меньшей мере за 30 дней до этой даты о своем намерении быть кандидатом, скончается или у него возникнет препятствие, Конституционный совет может принять решение об отсрочке выборов.
Если до начала первого тура один из кандидатов скончается или у него возникнет препятствие, Конститу-ционный совет объявляет об отсрочке выборов.
В случае смерти или возникновения препятствия у одного из двух кандидатов, находившихся до этого в первом туре в наиболее благоприятном положении, Конституционный совет объявляет о проведении новых выборов; то же происходит в случае смерти или возникновения препятствия у одного из двух кандидатов, участвующих во втором туре.
Во всех случаях Конституционный совет запрашивается согласно правилам абзаца 2 статьи 61 или правилам выставления кандидатур, которые определены органическим законом, упомянутым в статье 6.
Конституционный совет может продлить сроки, предусмотренные в абзацах 3 и 5, однако голосование должно состояться не позднее чем через 35 дней после даты принятия его решения. Если применение данного положения приведет к переносу выборов на более позднюю дату, чем окончание мандата действующего Президента, последний остается на своем посту до провозглашения его преемника избранным.
Не могут применяться статьи 49 и 50, а также статья 89 Конституции, пока пост Президента вакантен или в период между принятием декларации о необратимости препятствия, возникшего у Президента Республики, и выборами его преемника.
Статья 8
Президент Республики назначает Премьер-министра. Он прекращает исполнение его функций по заявле-нию последнего об отставке Правительства.
По представлению Премьер-министра Президент назначает других членов Правительства и прекращает их полномочия.
Статья 9
Президент Республики председательствует в Совете министров.
Статья 10
Президент Республики промульгирует законы в течение 15 дней, следующих после передачи Правительст-ву окончательно принятого закона.
Он может до истечения этого срока потребовать от Парламента нового обсуждения закона или некоторых его статей. В этом новом обсуждении не может быть отказано.
Статья 11
Президент Республики по предложению Правительства во время сессии Парламента или по совместному предложению обеих палат Парламента, которое публикуется в Официальном вестнике, может передать на ре-ферендум любой законопроект об организации государственной власти, о реформах, касающихся экономиче-ской или социальной политики и публичных служб, им содействующих, или направленный на одобрение рати-фикации какого-либо договора, который, не вступая в противоречие с Конституцией, отразился бы на функ-ционировании институтов.
Когда законопроект одобрен референдумом, Президент Республики промульгирует закон в течение 15 дней после объявления результатов голосования.
Статья 12
Президент Республики может после консультации с Премьер-министром и председателями палат объявить о роспуске Национального собрания.
Всеобщие выборы проводятся не ранее чем через 20 и не позднее чем через 40 дней после роспуска.
Национальное собрание собирается по полному праву во второй четверг после выборов. Если это заседа-ние имеет место вне сроков очередной сессии, то сессия открывается по праву на срок — 15 дней.
Новый роспуск не может быть осуществлен в течение года, следующего за этими выборами.
Статья 13
Президент Республики подписывает ордонансы и декреты, принятые Советом министров.
Он назначает на гражданские и военные государственные должности.
Государственные советники, великий канцлер Почетного легиона, послы, чрезвычайные посланники, старшие советники Счетной палаты, префекты, представители Правительства в заморских территориях, генералы, ректоры академий, директора центральных ведомств назначаются Советом министров.
Органический закон определяет другие должности, назначение на которые проводится Советом минист-ров, а также условия, на основании которых право назначения, принадлежащее Президенту Республики, может быть им делегировано для осуществления от его имени.
Статья 14
Президент Республики аккредитует послов и чрезвычайных посланников в иностранных государствах; иностранные послы и чрезвычайные посланники аккредитуются при нем.
Статья 15
Президент Республики является главой вооруженных сил. Он председательствует в высших советах и ко-митетах национальной обороны.
Статья 16
Когда институты Республики, независимость нации, целостность ее территории оказываются под серьез-ной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование конституционных публичных органов пре-кращено, Президент Республики принимает меры, которые диктуются этими обстоятельствами, после офици-альной консультации с Премьер-министром, председателями палат, а также Конституционным советом.
Он информирует об этом нацию посланием.
Парламент собирается по полному праву.
Национальное собрание не может быть распущено в период осуществления чрезвычайных полномочий.
Статья 17
Президент Республики осуществляет право помилования.
Статья 18
Президент Республики сносится с обеими палатами Парламента посредством посланий, которые зачиты-ваются в палатах и не подлежат никакому обсуждению. В период между сессиями Парламент специально собирается по этому поводу.
Статья 19
Акты Президента Республики, кроме предусмотренных в статьях 8 (абзац первый), 11, 12, 16, 54, 56 и 61, контрассигнуются Премьер-министром и в случае необходимости ответственными министрами.

к оглавлению ↑

Раздел III ПРАВИТЕЛЬСТВО

Статья 20
Правительство определяет и проводит политику нации. В его распоряжении находится администрация и вооруженные силы. Оно ответственно перед Парламентом на условиях и в соответствии с процедурами, преду-смотренными статьями 49 и 50.
Статья 21
Премьер-министр руководит деятельностью Правительства. Он несет ответственность за национальную оборону. Он обеспечивает исполнение законов. С соблюдением статьи 13 он осуществляет регламентарную власть и назначает на гражданские и военные должности.
Он может делегировать некоторые свои полномочия министрам.
Он замещает в случае необходимости Президента Республики в качестве председателя на заседаниях советов и комитетов, предусмотренных статьей 15.
В исключительных случаях он может по специальному поручению замещать Президента в качестве пред-седателя на заседаниях Совета министров с определенной повесткой дня.
Акты Премьер-министра контрассигнуются в случае необходимости министрами, ответственными за их исполнение.
Статья 23
Функции члена Правительства несовместимы с осуществлением любого парламентского мандата, с любым профессиональным представительством общенационального характера, с любой государственной должностью или профессиональной деятельностью.
Органический закон устанавливает условия, на которых производится замещение обладателя такого ман-дата, поста или должности.
Замещение членов Парламента проводится в соответствии положениями статьи 25.

к оглавлению ↑

Раздел IV ПАРЛАМЕНТ

Статья 24
Парламент состоит из Национального собрания и Сената. Депутаты Национального собрания избираются прямым голосованием.
Сенат избирается путем косвенного голосования. Он обеспечивает представительство территориальных коллективов Республики. Французы, проживающие за пределами Франции, представлены в Сенате.
Статья 25
Органический закон устанавливает продолжительность полномочий каждой палаты, число ее членов, их вознаграждение, условия их избрания, режим неизбираемости и несовместимости.
Он устанавливает также условия, на которых замещаются вакантные места депутатов и сенаторов вплоть до полного или частичного обновления каждой палаты, членами которой они являются.
Статья 26
Член Парламента не может быть подвергнут преследованию, розыску, аресту, задержанию или суду за высказанное им мнение или голосование при исполнении своих функций.
Член Парламента может быть подвергнут в порядке уголовного или полицейского преследования аресту или иной превентивной либо ограничивающей свободу мере только с разрешения бюро палаты, в которой он состоит. Это разрешение не требуется в случае задержания с поличным на месте преступления или окончательного осуждения.
Заключение под стражу, превентивные или ограничивающие свободу меры либо преследование члена Парламента приостанавливаются в период сессии, если палата, в которой он состоит, того потребует.
Заинтересованная палата собирается по полному праву на дополнительные заседания для осуществления в случае необходимости мер, указанных в предыдущем абзаце.
Статья 27
Любой императивный мандат недействителен.
Право голосования члены Парламента осуществляют лично.
Органический закон может разрешить в виде исключения делегирование голоса. В этом случае никому не может быть передано более одного мандата.
Статья 28
Парламент собирается по праву на обычную сессию, которая начинается в первый рабочий день октября и заканчивается в последний день июня.
Число дней заседаний, которые каждая палата может проводить в течение сессии, не может превышать 120. Сессионные недели устанавливаются для каждой палаты.
Премьер-министр после консультации с председателем соответствующей палаты или большинством чле-нов каждой палаты может принять решение о дополнительных днях сессии.
Дни и часы заседаний определяются каждой палатой.
Статья 29
Парламент собирается на внеочередную сессию по требованию Премьер-министра или большинства чле-нов Национального собрания по определенной повестке дня.
Когда внеочередная сессия проводится по требованию членов Национального собрания, декрет о ее закрытии издается тотчас после того, как Парламент исчерпал повестку дня, для рассмотрения которой он был созван, но не позднее чем через 20 дней после его созыва.
Только Премьер-министр может потребовать созыва новой сессии до истечения месяца, следующего за изданием декрета о закрытии сессии.
За исключением случаев, когда Парламент собирается по полному праву, внеочередные сессии открыва-ются и закрываются декретом Президента Республики.
Статья 31
Члены Правительства имеют доступ в обе палаты. Они должны быть заслушаны, когда они того потребу-ют.
Они могут прибегнуть к помощи комиссаров Правительства.
Статья 32
Председатель Национального собрания избирается на срок легислатуры. Председатель Сената избирается после каждого частичного обновления этой палаты.
Статья 33
Заседания обеих палат являются публичными. Полный отчет о дебатах публикуется в Официальном вест-нике.
Каждая палата может заседать в качестве секретного комитета по требованию Премьер-министра или од-ной десятой части ее членов.

к оглавлению ↑

Раздел V ОБ ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ И ПАРЛАМЕНТОМ

Статья 34
Законы принимаются Парламентом.
Закон устанавливает нормы, относящиеся к:
— гражданским правам и основным гарантиям, предоставляемым гражданам для осуществления публич-ных свобод; обязанностям, касающимся граждан и их имущества, обусловленным задачами национальной обороны;
— гражданству, гражданскому состоянию и правоспособности, семейно-имущественным отношениям, наследованию и дарению;
— определению преступлений и деликтов, а также налагаемых за них наказаний; уголовному судопроиз-водству, амнистии; созданию новых судебных инстанций и статусу магистратов;
— источникам, ставкам и условиям взимания всякого рода налогов; порядку денежной эмиссии.
Закон устанавливает также нормы, касающиеся:
— порядка выборов в палаты Парламента и органы местного самоуправления;
— установления категорий публичных учреждений;
— основных гарантий, предоставляемых гражданским государственным служащим и военнослужащим;
— национализации предприятий и передачи собственности предприятий публичного сектора в частный.
Закон определяет основные принципы:
— общей организации национальной обороны;
— свободного управления местных коллективов, их компетенции и доходов;
— образования;
— трудового права, профсоюзного права и социального обеспечения.
Финансовые законы определяют доходы и расходы государства с соблюдением условий и оговорок, пре-дусматриваемых органическим законом.
Программные законы определяют цели экономической и социальной деятельности государства. Положе-ния настоящей статьи могут быть уточнены и дополнены органическим законом.
Статья 35
Объявление войны разрешается Парламентом.
Статья 36
Осадное положение вводится декретом Совета министров. Продолжение его на срок свыше 12 дней может быть разрешено только Парламентом.
Статья 37
Вопросы, не входящие в сферу законодательства, носят регламентарный характер.
Законодательные акты, изданные по этим вопросам, могут быть изменены декретами, принятыми после заключения Государственного совета. Те из этих актов, которые будут приняты после вступления в силу на-стоящей Конституции, могут быть изменены декретом только после установления Конституционным советом их регламентарного характера на основании содержания предыдущего абзаца.
Статья 38
Правительство может для выполнения свой программы просить Парламент о разрешении в течение огра-ниченного срока осуществлять путем ордонансов меры, которые обычно относятся к области законодательства.
Ордонансы принимаются Советом министров после заключения Государственного совета. Они вступают в силу после их опубликования, но теряют силу, если законопроект об их утверждении не внесен в Парламент до истечения срока, установленного законом о делегировании полномочий.
По истечении срока, упомянутого в первом абзаце настоящей статьи, ордонансы по вопросам, входящим в законодательную сферу, могут быть изменены только законом.
Статья 39
Законодательная инициатива принадлежит одновременно Премьер-министру и членам Парламента.
Законопроекты обсуждаются в Совете министров после заключения Государственного совета и вносятся в бюро одной из палат. Финансовые законопроекты вносятся в первую очередь в Национальное собрание.
Статья 42
Обсуждение законопроектов в палате, в которую они внесены, ведется по тексту, представленному Прави-тельством.
Текст, принятый одной палатой, другая палата обсуждает в том виде, в каком он ей передан.
Статья 43
Законопроекты и законодательные предложения по требованию Правительства или палаты, в которую они внесены, могут передаваться на рассмотрение специально создаваемых по этому поводу комиссий.
Проекты и предложения, в отношении которых такое требование не было выдвинуто, — в одну из постоян-ных комиссий, число которых ограничено шестью в каждой палате.
Статья 44
Члены Парламента и Правительства имеют право вносить поправки. После начала дебатов Правительство может выступить против рассмотрения любой поправки, которая предварительно не рассматривалась в комиссии.
По требованию Правительства палата, рассматривающая законопроект, должна в ходе одного голосования принять решение по всему обсуждаемому тексту или его части, оставляя только те поправки, которые предложены или приняты Правительством.
Статья 45
Любой законопроект или законодательное предложение последовательно рассматривается в обеих палатах Парламента для принятия идентичного текста.
Если в результате разногласий между двумя палатами законопроект или законодательное предложение не были приняты после двух чтений в каждой палате или если после одного чтения в каждой из них Правительст-во заявит о необходимости срочного рассмотрения, Премьер-министр вправе созвать заседание смешанной па-ритетной комиссии, обязанной предложить новый текст по спорным вопросам.
Текст, подготовленный смешанной комиссией, может быть представлен Правительством на одобрение обеих палат. Ни одна поправка не может быть принята без согласия Правительства.
Если смешанной комиссии не удается принять согласованный текст или этот текст не будет принят на ус-ловиях, предусмотренных предыдущим абзацем, Правительство может после нового чтения в Национальном собрании и Сенате потребовать от Национального собрания принять окончательное решение. В этом случае Национальное собрание может возвратиться либо к тексту, выработанному смешанной комиссией, либо к по-следнему принятому им тексту, измененному в случае необходимости одной или несколькими поправками, принятыми Сенатом.
Статья 46
Законы, которым Конституция придает характер органических, принимаются и изменяются на следующих условиях.
Законопроект или законодательное предложение ставятся на обсуждение и голосование правомочной па-латы только по истечении 15-дневного срока после внесения.
Применяется процедура, предусмотренная статьей 45. Однако при отсутствии согласия между обеими па-латами законопроект может быть принят Национальным собранием в последнем чтении только абсолютным большинством его членов.
Органические законы, касающиеся Сената, должны быть приняты в одинаковой редакции обеими палата-ми.
Органические законы могут быть промульгированы только после объявления Конституционным советом об их соответствии Конституции.
Статья 47
Парламент принимает проекты финансовых законов согласно условиям, предусмотренным органическим законом.
Если Национальное собрание не приняло решение по проекту в первом чтении в течение 40 дней после его внесения, Правительство передает проект на рассмотрение Сената, который должен принять решение в 15- дневный срок. Затем применяется процедура, предусмотренная статьей 45.
Если Парламент не принял решение в течение 70-дневного срока, положения проекта могут быть введены в действие ордонансом.
Сроки, предусмотренные настоящей статьей, приостанавливаются, если Парламент не заседает.
Счетная палата помогает Парламенту и Правительству контролировать исполнение финансовых законов.
Статья 48
Независимо от применения трех последних абзацев статьи 28, повестка дня заседаний палат включает в приоритетном порядке и последовательности, установленной Правительством, обсуждение законопроектов, внесенных Правительством, и законодательных предложений, одобренных им.
Статья 49
Премьер-министр после обсуждения в Совете министров ставит перед Национальным собранием вопрос об ответственности Правительства в связи с его программой или общеполитической декларацией.
Национальное собрание выражает недоверие Правительству путем голосования резолюции порицания. Такая резолюция допустима, если она подписана по меньшей мере десятой частью членов Национального соб-рания. Голосование проводится только через 48 часов после ее внесения. Подсчитываются только голоса, по-данные за резолюцию порицания, которая может быть принята лишь большинством голосов членов, состав-ляющих Собрание. Однако в предусмотренном предыдущим абзацем случае депутат не может подписывать более трех резолюций порицания в течение обычной сессии и более одной — в течение внеочередной сессии.
Премьер-министр может после обсуждения в Совете министров поставить перед Национальным собрани-ем вопрос об ответственности Правительства в связи с голосованием по конкретному проекту. В этом случае проект считается принятым, если не будет внесена в последующие двадцать четыре часа и принята согласно условиям, предусмотренным в предыдущем абзаце, резолюция порицания. Премьер-министр имеет право про-сить Сенат об одобрении общеполитической декларации.
Статья 50
Если Национальное собрание примет резолюцию порицания или если оно не одобрит программу или об-щеполитическую декларацию Правительства, то Премьер-министр должен вручить Президенту Республики заявление об отставке Правительства.
Статья 51
Закрытие обычной сессии или внеочередных сессий откладывается по праву, чтобы позволить в случае необходимости применение статьи 49. С этой же целью по праву проводятся дополнительные заседания.

к оглавлению ↑

Раздел VI О МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРАХ И СОГЛАШЕНИЯХ

Статья 51-1
Республика может заключать с европейскими государствами, которые связаны идентичными обязательст-вами в области права убежища и защиты прав человека и основных свобод, соглашения, определяющие их правомочия при рассмотрении просьб о предоставлении убежища.
Если рассмотрение просьбы не входит в их компетенцию в силу этих соглашений, власти Республики все-гда имеют право на предоставление убежища любому иностранцу, преследуемому за свою деятельность в пользу свободы, или тому, кто обращается за защитой к Франции по иным мотивам.
Статья 52
Президент Республики ведет переговоры о заключении договоров и ратифицирует их.
Его информируют обо всех переговорах относительно заключения кого-либо международного соглаше-ния, не подлежащего ратификации.
Статья 53
Мирные договоры, торговые договоры, договоры или соглашения, относящиеся к международным органи-зациям, договоры, касающиеся финансов государства, изменяющие положения законодательного характера, относящиеся к статусу личности, уступке, обмену или присоединению территории, могут быть ратифицирова-ны или одобрены только на основании закона. Они вступают в силу только после ратификации или одобрения. Любая уступка, обмен, присоединение территории недействительны без согласия заинтересованного населения.
Статья 54
Если Конституционный совет, запрошенный Президентом Республики, Премьер-министром или председа-телем одной из палат, заявит, что международное обязательство содержит положение, противоречащее Конституции, то разрешение на его ратификацию или одобрение может быть дано только после пересмотра Конституции.
Статья 55
Договоры или соглашения, должным образом ратифицированные или одобренные, с момента их опубли-кования имеют силу, превышающую силу внутренних законов, при условии применения такого договора дру-гой стороной.

к оглавлению ↑

Раздел VII КОНСТИТУЦИОННЫЙ СОВЕТ

Конституционный совет состоит из девяти членов, полномочия которых длятся девять лет и не подлежат возобновлению.
Конституционный совет обновляется на одну треть каждые три года. Три его члена назначаются Прези-дентом Республики, три — председателем Национального собрания, три — председателем Сената.
Кроме девяти членов, указанных выше, в Конституционный совет пожизненно входят бывшие Президенты Республики.
Председатель назначается Президентом Республики. Его голос считается решающим в случае разделения голосов поровну.
Статья 57
Функции члена Конституционного совета несовместимы с функциями министра или члена Парламента. Другие случаи несовместимости устанавливаются органическим законом.
Статья 58
Конституционный совет следит за правильностью избрания Президента Республики.
Он рассматривает протесты и объявляет результаты голосования.
Статья 59
Конституционный совет выносит решение о правильности избрания депутатов и сенаторов, если результаты их выборов оспариваются.
Статья 60
Конституционный совет осуществляет надзор за правильностью проведения референдума и объявляет его результаты.
Статья 61
Органические законы до их промульгации и регламенты палат Парламента до их применения должны быть представлены в Конституционный совет, который высказывается об их соответствии Конституции.
С этой целью законы до их промульгации могут быть переданы в Конституционный совет Президентом Республики, Премьер-министром, Председателем Национального собрания, председателем Сената, шестьюде-сятью депутатами или шестьюдесятью сенаторами.
В случаях, предусмотренных двумя предыдущими абзацами, Конституционный совет должен вынести ре-шение в месячный срок. Однако по требованию Правительства, в случае срочности вопроса, этот срок сокращается до восьми дней.
В этих случаях обращение в Конституционный совет приостанавливает течение срока промульгации.
Статья 62
Положение, объявленное неконституционным, не может быть ни промульгировано, ни применено.
Решения Конституционного совета не подлежат обжалованию. Они обязательны для публичных властей и для всех административных и судебных органов.
Статья 63
Органический закон определяет порядок организации и деятельности Конституционного совета, процеду-ру, соблюдаемую им, в частности сроки обращения в него с протестами. к оглавлению ↑

Раздел VIII О СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

Статья 64
Президент Республики является гарантом независимости судебной власти.
Ему помогает Высший совет магистратуры.
Статус магистратов устанавливается законом.
Судьи несменяемы.
Статья 65
Высший совет магистратуры возглавляет Президент Республики. Министр юстиции является по праву ви-це-председателем. Он может замещать Президента Республики.
Высший совет магистратуры включает одно присутствие, компетентное в отношении судей, и другое — в отношении должностных лиц прокуратуры.
Присутствие, компетентное в отношении судей, включает, помимо Президента Республики и министра юстиции, пять членов суда и одного чиновника прокуратуры, одного генерального советника, назначаемого Государственным советом, и три лица, не входящие ни в Парламент, ни в судебные органы, назначаемые соот-ветственно Президентом Республики, председателем Национального собрания и председателем Сената.
Присутствие, компетентное в отношении должностных лиц прокуратуры, включает, помимо Президента Республики и министра юстиции, пять чиновников прокуратуры и одного члена суда, генерального советника, назначаемого Государственным советом, и три лица, упомянутые в предыдущем абзаце.
Присутствие Высшего совета магистратуры, компетентное в отношении судей, вносит предложения о на-значении судей Кассационного суда, первого председателя Апелляционного суда и председателей судов выс-шей инстанции. Другие судьи назначаются по его заключению.
Оно выносит решения в качестве дисциплинарного совета в отношении судей. В этом случае председа-тельствует первый председатель Кассационного суда.
Присутствие Высшего совета магистратуры, компетентное в отношении должностных лиц прокуратуры, дает свое заключение о назначении должностных лиц прокуратуры, за исключением чиновников, назначаемых Советом министров.
Оно дает свое заключение по дисциплинарным санкциям в отношении должностных лиц прокуратуры. В этом случае председательствует Генеральный прокурор при Кассационном суде.
Органический закон определяет условия применения настоящей статьи.
Статья 66
Никто не может быть произвольно лишен свободы. Судебная власть как хранительница личной свободы обеспечивает соблюдение этого принципа в соответствии с условиями, предусмотренными законом.

к оглавлению ↑

Раздел IX ВЫСОКАЯ ПАЛАТА ПРАВОСУДИЯ

Статья 67
Учреждается Высокая палата правосудия.
Она состоит из членов, избираемых в равном количестве Национальным собранием и Сенатом из их со-става после каждого полного или частичного обновления этих палат. Она избирает председателя из числа своих членов.
Органический закон определяет состав Высокой палаты правосудия, порядок ее деятельности, а также применяемую в ней судебную процедуру.
Статья 68
Президент Республики несет ответственность за действия, совершенные им при исполнении своих обязан-ностей, только в случае государственной измены. Обвинение ему может быть предъявлено только обеими пала-тами, принявшими открытым голосованием идентичное решение абсолютным большинством голосов своих членов; судит Президента Высокая палата правосудия.

к оглавлению ↑

Раздел Х ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЧЛЕНОВ ПРАВИТЕЛЬСТВА

Статья 68-1
Члены Правительства несут ответственность за действия, совершенные ими при исполнении своих обя-занностей, квалифицируемые в момент их совершения как преступления или деликты.
Они подлежат суду Палаты правосудия Республики.
Палата правосудия Республики выносит свои решения в соответствии с законодательством, устанавли-вающим наказание за совершенные преступления и деликты.
Статья 68-2
Палата правосудия Республики состоит из пятнадцати судей: двенадцати парламентариев, избираемых в равном количестве Национальным Собранием и Сенатом из их состава после каждого полного или частичного обновления этих палат, и трех судей Кассационного суда, один из которых председательствует в Палате правосудия Республики.
Любое лицо, пострадавшее от преступления или деликта, совершенного членом Правительства при осуществлении им своих обязанностей, может обратиться с ходатайством в комиссию по жалобам.
Эта комиссия принимает решение либо о возбуждении судебной процедуры, либо передает жалобу Гене-ральному прокурору при Кассационном суде для последующего представления дела на рассмотрение в Палату правосудия Республики.
Генеральный прокурор при Кассационном суде может также официально обратиться по поводу соответствующего заключения комиссии по жалобам в Палату правосудия Республики.
Органический закон определяет условия применения настоящей статьи.
Статья 68-3
Положения настоящего раздела применяются к деяниям, совершенным до его вступления в силу.

к оглавлению ↑

Раздел XI ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ СОВЕТ

Экономический и социальный совет по запросу Правительства дает заключение на проекты законов, ордонансов или декретов, а также на законодательные предложения, представленные на его рассмотрение.
Статья 70
Экономический совет может также консультировать Правительство по любой проблеме экономического или социального характера.
Статья 71
Состав Экономического и социального совета и порядок его деятельности устанавливаются органическим законом.

к оглавлению ↑

Раздел XII О МЕСТНЫХ КОЛЛЕКТИВАХ

Статья 72
Местными коллективами Республики являются коммуны, департаменты, заморские территории. Любой иной местный коллектив создается законом.
Эти коллективы свободно управляются выборными советами на условиях, предусмотренных законом.
Представители Правительства в департаментах и территориях отвечают за национальные интересы, административный контроль и соблюдение законов.
Статья 74
Заморские территории имеют свою особую организацию, учитывающую их собственные интересы в соче-тании с интересами Республики целом. Эта организация определяется и изменяется законом после консульта-ций с заинтересованным территориальным представительным органом.
Статья 75
Граждане Республики, не имеющие гражданского статуса по общему праву, закрепленному в статье 34, сохраняют свой личный статус до пор, пока они от него не откажутся.
Раздел XIV О СОГЛАШЕНИЯХ ОБ ОБЪЕДИНЕНИИ
Статья 88
Республика может заключать соглашения с государствами, которые желают объединиться с ней с целью развития их цивилизации.

к оглавлению ↑

Раздел XV О ЕВРОПЕЙСКИХ СООБЩЕСТВАХ И ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ

Статья 88-1
Республика принимает участие в Европейских Сообществах и Еврейском Союзе, учрежденных свободным выбором государств в силу заключенных ими договоров, для совместной реализации некоторых своих полно-мочий.
Статья 88-2
На основе взаимности и в порядке, предусмотренном договором о Европейском Союзе, подписанным 7 февраля 1992 г., Франция соглашается с передачей необходимых полномочий институтам Европейского эконо-мического и валютного союза, а также с установлением правил, касающихся пересечения внешних границ го-сударств — членов Европейского Сообщества.
Статья 88-3
На основе взаимности и в порядке, предусмотренном договором о Европейском Союзе, подписанным 7 февраля 1992 г., право голосовать и быть избранным на муниципальных выборах может быть предоставлено только гражданам Союза, проживающим во Франции. Эти граждане не могут ни осуществлять функции мэра или его заместителя, ни участвовать в назначении коллегий по избранию сенаторов и выборах сенаторов. Органический закон, одновременно голосуемый обеими палатами, определяет условия применения настоящей статьи.
Статья 88-4
Предложения актов Сообществ, содержащие предписания законодательного характера, с момента их подачи в Совет Сообществ передаются Правительством на рассмотрение Национального собрания и Сената.
Резолюции обеих палат принимаются в соответствии с их регламентами на основании настоящей статьи во время сессий и в перерывах между ними.

к оглавлению ↑

Раздел XVI О ПЕРЕСМОТРЕ КОНСТИТУЦИИ

Инициатива пересмотра Конституции принадлежит Президенту Республики, действующему по предложе-нию Премьер-министра, и членам Парламента.
Проект или предложение пересмотра Конституции должны быть приняты в идентичной редакции обеими палатами. Пересмотр является окончательным после одобрения его референдумом.
Однако проект пересмотра Конституции не выносится на референдум, если Президент Республики решает передать его на рассмотрение Парламента, созываемого в качестве Конгресса; в этом случае проект пересмотра считается одобренным, если соберет три пятых поданных голосов. В качестве бюро Конгресса выступает бюро Национального собрания. Никакая процедура пересмотра Конституции не может быть начата или продолжена при посягательстве на целостность территории.
Республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра.

к оглавлению ↑

ПРЕАМБУЛА КОНСТИТУЦИИ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 1946 г.

На другой день после победы, одержанной свободными народами над режимами, которые пытались пора-ботить и унизить человеческую личность, французский народ провозглашает, что всякий человек без различия расы, религии и вероисповедания обладает неотъемлемыми и священными правами. Он торжественно под-тверждает права и свободы человека и гражданина, освященные Декларацией прав 1789 года, и основные принципы, признанные законами Республики.
Он провозглашает, кроме того, как особо необходимые в наше время следующие экономические, поли-тические и социальные принципы:
Закон гарантирует женщине во всех областях равные права с мужчиной.
Всякий человек, преследуемый за свою деятельность в пользу свободы, имеет право убежища на террито-рии Республики.
Каждый обязан работать и имеет право на получение занятия. Никто не может в своей работе или в своих занятиях быть притесняем по причине своего происхождения, своих взглядов или своего вероисповедания.
Каждый человек может защищать свои права и свои интересы с помощью профсоюзной организации и присоединяться к профсоюзу по своему выбору.
Право стачек осуществляется в рамках законов, которые его регламентируют.
Каждый трудящийся через посредство своих делегатов принимает участие в коллективном определении условий работы, так же как и в руководстве предприятием.
Всякое имущество, всякое предприятие, эксплуатация которого имеет или приобретает национальное общественное значение или характер фактической монополии, должно стать собственностью общества.
Нация обеспечивает личности и семье необходимые условия для их развития.
Она гарантирует всем, в частности ребенку, матери и престарелым труженикам, охрану здоровья, матери-альное обеспечение, отдых и досуг. Всякое человеческое существо, которое по возрасту, физическому или ум-ственному состоянию, экономическому положению неспособно работать, имеет право получить от общества средства, необходимые для своего существования.
Нация провозглашает солидарность и равенство всех французов перед бременем, вытекающим из нацио-нальных бедствий.
Нация гарантирует равный доступ детям и взрослым к образованию, приобретению профессии и культуре. Организация общественного бесплатного и светского образования всех ступеней является долгом государства. Французская Республика, верная своим традициям, сообразуется с нормами международного публичного права. Она не предпримет никакой войны с целью завоевания и никогда не употребит свои силы против свободы какого-либо народа.
При условии взаимности Франция согласна на ограничения суверенитета, необходимые для организации и защиты мира.
Франция образует с заморскими народами Союз, основанный и равенстве прав и обязанностей, без расо-вых и религиозных различий.
Французский Союз состоит из наций и народов, которые объединяют или координируют свои ресурсы и свои усилия для того, чтобы развить цивилизацию каждого, увеличить свое благосостояние и обеспечить безо-пасность.
Верная традиционной миссии, Франция намерена привести народы, руководство которыми она взяла на себя, к свободному самоуправлению и демократическому руководству своими собственными делами; отвергая всякую систему колонизации, основанную на произволе, Франция гарантирует всем свободный доступ к обще-ственным должностям и индивидуальное или коллективное осуществление провозглашенных или подтвер-жденных выше прав и свобод.

к оглавлению ↑

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

принята Национальным Собранием 26 августа 1789 г.
Представители французского народа, образовав Национальное Собрание и полагая, что лишь невежество, забвение прав человека и пренебрежение к ним являются единственными причинами общественных бедствий и пороков правительства, приняли решение изложить в торжественной декларации естественные, неотъемлемые и священные права человека, чтобы такая декларация, неизменно пребывая перед взорами всех членов общественного союза, постоянно напоминала им их права и обязанности; чтобы действия законодательной и исполнительной власти при возможном сопоставлении в любой момент с целями каждого политического учреждения встречали большее уважение; чтобы притязания граждан, основанные отныне на простых и непререкаемых началах, устремлялись к соблюдению конституции и всеобщему благополучию. Вследствие этого Национальное Собрание провозглашает и утверждает перед лицом высшего существа и его благоволения следующие права человека и гражданина:
1. Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Общественные отличия могут основы-ваться лишь на соображениях общей пользы.
2. Цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав че-ловека. Таковы свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.
3. Источник суверенитета зиждется по существу в нации. Никакая корпорация, ни один индивид не могут располагать властью, которая не исходит явно из этого источника.
4. Свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому. Таким образом, осуществ-ление естественных прав каждого человека встречает лишь те границы, которые обеспечивают прочим членам общества пользование теми же самыми правами. Границы эти могут быть определены только законом.
5. Закон может воспрещать лишь деяния, вредные для общества. Все же, что не воспрещено законом, то дозволено, и никто не может быть принужден к действию, не предписываемому законом.
6. Закон есть выражение общей воли. Все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его образовании. Он должен быть равным для всех как в тех случаях, когда он оказывает свое покровительство, так и в тех, когда он карает. Всем гражданам ввиду их равенства перед законом открыт в равной мере доступ ко всем общественным должностям, местам и службам сообразно их способностям и без каких-либо иных различий, кроме обусловленных их добродетелями и способностями.
7. Никто не может повергнуться обвинению, задержанию или заключению иначе как в случаях, преду-смотренных законом. Тот, кто испросит, издаст произвольный приказ, приведет его в исполнение или прикажет его выполнить, подлежит наказанию; каждый гражданин, вызванный (органами власти) или задержанный в си-лу закона, должен беспрекословно повиноваться; в случае сопротивления он подлежит ответственности.
8. Закон может установить наказания, лишь строго и бесспорно необходимые. Никто не может быть наказан иначе как в силу закона, надлежаще примененного, изданного и обнародованного до совершения правонарушения.
9. Так как каждый предполагается невиновным, пока не установлено обратное, то в случае задержания лица всякая излишняя строгость, не вызванная необходимостью в целях обеспечения его задержания, должна сурово караться законом.
10. Никто не должен испытывать стеснений в выражении своих мнений, даже религиозных, поскольку это выражение не нарушает общественного порядка, установленного законом.
11. Свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека; каждый гражда-нин поэтому может писать и печатать свободно, под угрозой ответственности лишь за злоупотребление этой свободой в случаях, предусмотренных законом.
12. Обеспечение прав человека и гражданина влечет необходимость применения вооруженной силы; эта сила, следовательно установлена в интересах всех, а не в частных интересах тех, кому она вверена.
13. На содержание вооруженной силы и на расходы по содержанию администрации необходимы общие взносы; они должны распределяться равномерно между всеми гражданами сообразно их состоянию.
14. Все граждане имеют право устанавливать сами или через своих представителей необходимость госу-дарственного обложения, свободно давать согласие на его взимание, следить за его расходованием и опреде-лять его долевой размер, основание, порядок и продолжительность взимания.
15. Общество имеет право требовать отчета у каждого должностного лица по вверенной ему части управ-ления.
16. Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции.
17. Так как собственность есть право неприкосновенное и священное, то никто не может быть лишен ее иначе, как в случае установленной законом несомненной общественной необходимости и при условии справедливого и предварительного возмещения.

Сказать спасибо:

Вам понравиться