Интернет-сайт как средство поддержки райисполкомов

Готовые курсовые работы.

Готовые курсовые работы.

Официальный интернет-сайт как средство поддержки райисполкомов.

Готовая курсовая работа по Информационному праву Республики Беларусь. Скачать бесплатно.
Год: 2011; Объем работы: 48 стр.; Страна: Республика Беларусь.

Заказать курсовую работу по Информационному праву можно здесь.

ВВЕДЕНИЕ

Получить информацию о человеке, обществе, государстве, о событиях, происходивших (либо происходящих) в разное время и в различных частях мира, можно только опираясь на соответствующие источники.
В начале XXI века очевидным стал процесс становления новой информационной культуры, связанной во многом с бурным развитием глобальной сети Интернет .
Сеть Интернет – колоссальный по своим масштабам всемирный информационный ресурс, который растет каждый день со все более увеличивающейся скоростью. Поэтому важнейшие проблемы работы с Интернет-ресурсами – это столкновение с большим объемом лишней информации, внешняя закрытость собственно научных источников и качество предоставляемой в Интернете информации.
По причине глобальной информатизации общества любое государство, в том числе и Республика Беларусь, рано или поздно осознает необходимость уделять больше внимание именно такому источнику информации, как Интернет.
При этом, если ранее в большинстве государств не имелось зааконодательных баз, регулирующих вопросы использования сети Интернет, то в настоящее время такие базы не только созданы, но и находятся в непрерывном развитии.
Республика Беларусь также приуспела в решении данного вопроса, создав собственную национальную нормативную базу. Что в свою очередь способствовало развитию нового способа взаимодействия государственных органов с физическими и юридическими лицами – с использованием сети Интернет.
Такая деятельность выражается, прежде всего, в создании официальных сайтов государственных органов, в том числе и сайтов районных исполнительных комитетов.
Роль и функции районного исполнительного комитета, как главного органа исполнительной и распорядительной власти на местах, влечет за собой повышение роли их официальных сайтов.
Вопросы функционирования официальных сайтов, а в особенности, сайтов райисполкомов, на сегодняшний день характеризуются малой изученностью (особенно отечественными исследователями).
Таким образом, большое значение официальных сайтов в обеспечении деятельности райисполкомов и малая изученность этого вопроса предполагают особую актуальность данной тематики.
Именно по этой причине тема: «Официальный интернет-сайт как средство поддержки райисполкомов» была выбрана автором в качестве предмета курсового исследования.
Целью настоящего исследования является теоретический и практический анализ официального интернет-сайта как средства поддержки райисполкомов.
Реализация поставленной цели обусловила решение следующих взаимосвязанных задач:
— рассмотреть правовую сущность райисполкома;
— изучить компетенцию райисполкома;
— рассмотреть деятельность государственных органов в сфере информационных отношений;
— изучить основные требования к официальным сайтам государственных органов Республики Беларусь;
— путем проведения анализа установить выполняются ли райисполкомами требования законодательства при создании и наполнении своих информационных сайтов.
Теоретической основой работы послужили труды отечественных и российских авторов: 1) по общим вопросам использования сети Интернет — Мягкова Г.П., Недашковской Н.И., Недашковского Л.Ф. , 2) вопросы определения статуса и функций органов местного управления и самоуправления — В.Н.Кривеля , 3) по определению роли органов местного управления и самоуправления в Республике Беларусь — А.В. Ясинской-Казаченко и др.
В процессе исследования были использованы следующие общенаучные методы: диалектический метод, принцип историзма, системный подход, системный анализ, сравнительный метод, метод дедукции. В работе применялись также частные методы исследования, а именно: системно-функциональный, сравнительно-правовой, исторический, логический, социологический, структурный, институциональный и др.
При подготовке курсовой работы использовался нормативно-правовой материал (положения Конституции Республики Беларусь, иных нормативных правовых актов Республики Беларусь), а также общетеоретическая и специальная литература. Достаточно широко были использованы интернет-источники.
Курсовая работа состоит из следующих структурных частей: введения, основной части (состоящей из трех глав), заключения, списка использованных источников, 1 приложения.
Объем работы составляет — 47 листов; использовано 36 источников.

к оглавлению ↑

ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ РАЙИСПОЛКОМА

1.1 Понятие и сущность райисполкома

В соответствии со статьей 117 Конституции Республики Беларусь гражданами осуществляется местное управление, в том числе, и через исполнительные и распорядительные органы.
Понятие местного управления раскрывается через статью 2 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (далее – Закон о местном управлении и самоуправлении)
Местное управление – форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов (далее – исполнительные и распорядительные органы) для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан.
Система органов местного управления состоит из трех территориальных уровней: областного, базового и первичного и включает областные, городские, районные, поселковые и сельские исполнительные комитеты (далее – исполкомы) и местные администрации районов в городах (далее, если не указано иное, – местные администрации).
Районный исполнительный комитет (райисполком) является:
— органом местного управления базового территориального уровня;
— вышестоящим исполкомом по отношению к исполнительным и распорядительным органам первичного территориального уровня (т.е., поселковые, сельские исполкомы).
Деятельность райисполкома, как и исполнительных комитетов других территориальных уровней, строится на следующих принципах:
— законность;
— социальная справедливость;
— защита прав и законных интересов граждан;
— сочетание общегосударственных и местных интересов, участие органов местного управления и самоуправления в решении вопросов, затрагивающих права и законные интересы граждан;
— единство и целостность системы местного управления и самоуправления;
— взаимодействие органов местного управления и самоуправления;
— разграничение компетенции органов местного управления и самоуправления;
— гласность и учет общественного мнения, постоянное информирование граждан о принимаемых решениях по важнейшим вопросам местного значения;
— ответственность органов местного управления за законность и обоснованность принимаемых решений;
— обязательность исполнения на соответствующей территории решений исполнительных и распорядительных органов, принятых в пределах их компетенции;
— недопущение ограничения полномочий органов местного управления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
Райисполком является государственным органом и осуществляют свои полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными актами законодательства.
Райисполком является исполнительным и распорядительным органом на территории города и (или) района, подотчетен и подконтролен Президенту Республики Беларусь и областному исполкому, а также подотчетен соответствующему Совету по вопросам, отнесенным к компетенции этого Совета. Осуществляет координацию деятельности исполнительных и распорядительных органов первичного территориального уровня, оказывает им необходимую помощь, в том числе организационно-методическую, материальную, техническую, информационную. Райисполком является юридическим лицом, его структурные подразделения могут наделяться правами юридического лица в соответствии с законодательством.
В состав райисполкома входят председатель исполкома, его заместители, управляющий делами и другие члены исполкома (ст.38 Закона о местном управлении и самоуправлении).
Заседания райисполкома созываются и проводятся председателем райисполкома в соответствии с регламентом, утверждаемым райисполкомом, по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц и считаются правомочными, если в них принимает участие не менее двух третей членов от полного состава райисполкома.
В заседаниях райисполкома участвуют председатель райисполкома, его заместители, управляющий делами и другие члены исполнительного и распорядительного органа, также в установленном порядке могут присутствовать представители других государственных органов и иных организаций, органов территориального общественного самоуправления, а также граждане (ст.39 Закона о местном управлении и самоуправлении).
Райисполком в пределах своей компетенции принимает решения. Решения принимаются на его заседании простым большинством голосов от полного состава райисполкома тайным или открытым голосованием, в том числе поименным. Форма голосования определяется в порядке, установленном регламентом райисполкома.
Решения райисполкома по отдельным вопросам, не терпящим отлагательства, могут приниматься с письменного разрешения председателя исполкома путем опроса и визирования членами райисполкома проектов соответствующих решений.
Решения райисполкома подписываются председателем райисполкома и управляющим делами райисполкома. В необходимых случаях исполнительные и распорядительные органы могут принимать совместные решения по вопросам, входящим в их компетенцию.
Таким образом, райисполком играет ключевую исполнительно-распорядительную роль в системе органов государственной власти на уровне района.

к оглавлению ↑

1.2 Компетенция райисполкома

Компетенция райисполкома составляет основу его деятельности. Выход райисполкома за рамки, установленной законодательством компетенции, влечет незаконность приятого решения, с сопутствующими последствиями .
Устанавливая компетенцию исполкома, законодатель ссылается на ряд полномочий, которыми наделяется исполком. Проанализировав статью 41 Закона о местном управлении и самоуправлении, можно говорить о том, что райисполкомы в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством, осуществляют следующие функции и полномочия:
— представляют интересы района во взаимоотношениях с другими государственными органами, иными организациями и гражданами;
— разрабатывают и вносят для утверждения в Советы проекты программ социально-экономического развития района, обеспечивают выполнение этих программ;
— разрабатывают и вносят для утверждения в Советы проекты региональных программ, концепций по вопросам жилищного строительства, благоустройства соответствующей территории, дорожного строительства, коммунально-бытового и социального обслуживания граждан, социальной поддержки детей, молодежи, ветеранов, инвалидов и пожилых людей, поддержки малого предпринимательства, здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, улучшения условий и охраны труда, обеспечения радиационной безопасности, охраны историко-культурного наследия и по другим вопросам местного значения, обеспечивают их выполнение.
По мнению В.Н.Кривеля (высказанному еще до принятия последней редакции Закона о местном управлении и самоуправлении) «компетенция райисполкомов на разработку и внесение в местные Советы проектов программ по вопросам коммунально-бытового и социального обслуживания граждан имеет большое значение» .
Далее, в соответствии со статьей 41 Закона о местном управлении и самоуправлении, райисполкомы:
— осуществляют составление проекта местного бюджета и готовят отчет о его исполнении;
— обеспечивают исполнение местного бюджета, поступление предусмотренных доходов и расходование бюджетных средств в соответствии с их целевым назначением;
— предоставляют по поручению Советов в порядке, определенном Президентом Республики Беларусь и законами, льготы по налогам, сборам (пошлинам), полностью уплачиваемым в местные бюджеты;
— распоряжаются коммунальной собственностью в порядке, установленном Советами, а также осуществляют контроль за ее использованием на территории района.
— распоряжаются природными ресурсами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов;
— принимают решения о создании, реорганизации и ликвидации организаций, имущество которых находится в коммунальной собственности;
— утверждают режим работы организаций, имущество которых находится в коммунальной собственности, согласовывают режим работы других организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории района, если иное не предусмотрено законодательными актами;
— вносят на рассмотрение соответствующих Советов и их органов предложения по всем вопросам местного значения и участвуют в рассмотрении этих предложений.
По поводу взаимоотношений райисполкома и Совета того же уровня Кривель Н.В. отмечает неоднозначность таких взаимоотношений . Вместе с тем, после принятия новой редакции Закона о местном управлении и самоуправлении компетенция и место в системе власти указанных органов стала более ясной.
Между тем, райисполкомы также:
— организуют обсуждение на территории района важных вопросов местного и республиканского значения;
— информируют граждан и организации о состоянии дел на соответствующей территории по вопросам местного значения;
— обеспечивают государственные минимальные социальные стандарты в области социальной поддержки и социального обслуживания, оплаты труда, пенсионного обеспечения и в других областях;
— организуют на территории района газоснабжение, электроснабжение, теплоснабжение, водоснабжение граждан, водоотведение, обеспечивают потребность населения в питьевой воде, снабжение граждан топливом;
— формируют товарные ресурсы для района в целях обеспечения бесперебойной торговли;
— принимают меры, направленные на развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, сферы услуг, малого и среднего предпринимательства, личных подсобных хозяйств;
— принимают решения о предоставлении земельных участков в пользование, аренду, пожизненное наследуемое владение, передаче их в собственность, а также об изъятии земельных участков;
— организуют работу по благоустройству, обеспечению надлежащего санитарного состояния, озеленению территорий населенных пунктов района;
— принимают меры по обеспечению охраны окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;
— обеспечивают разработку градостроительных проектов;
— содействуют свободному развитию культур национальных общностей, проживающих на территории района, осуществляют охрану и содействие в реализации прав граждан различных национальностей в сферах образования, информационного обеспечения и других сферах;
— решают вопросы демографической безопасности, улучшения социально-экономических условий жизнедеятельности семьи;
— решают вопросы размещения объектов строительства на территории района;
— обеспечивают развитие жилищного фонда и жилищного хозяйства, создают условия для обеспечения граждан жилыми помещениями, в том числе организуют строительство жилых помещений социального пользования, предоставляют такие помещения;
— создают условия для обеспечения граждан услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
— создают условия для предоставления транспортных услуг населению и организуют транспортное обслуживание граждан на территории района;
— создают условия для реализации гражданами права на образование;
— обеспечивают распространение культурных ценностей, проводят культурные мероприятия и осуществляют стимулирование культурной деятельности граждан, проводят мероприятия по охране историко-культурного наследия;
— проводят физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу с гражданами, содержат физкультурно-спортивные сооружения, находящиеся в коммунальной собственности, и осуществляют их ремонт, поддерживают достаточный уровень обеспеченности населенных пунктов физкультурно-спортивными сооружениями;
— обеспечивают санаторно-курортное лечение и оздоровление граждан;
— способствуют развитию профсоюзных, молодежных, детских, женских, ветеранских и иных общественных объединений;
— проводят мероприятия в области государственной молодежной политики;
— организуют строительство, реконструкцию, ремонт и содержание местных автомобильных дорог, управляют дорожной деятельностью, связанной с автомобильными дорогами необщего пользования;
— осуществляют контроль в областях жилищного строительства, благоустройства соответствующей территории, дорожного строительства, коммунально-бытового и социального обслуживания граждан, социальной поддержки детей, молодежи, ветеранов, инвалидов и пожилых людей, поддержки малого предпринимательства, здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, охраны труда, обеспечения радиационной безопасности, охраны историко-культурного наследия и в других областях, затрагивающих вопросы местного значения;
— принимают меры по защите прав потребителей, в том числе жилищно-коммунальных услуг (ст.41 Закона о местном управлении и самоуправлении .
По мнению Войцеховской С.В. именно «меры по защите прав потребителей, принимаемые райисполкомами, должны стать основным звеном системы такой защиты» .
Вышеуказанными полномочиями компетенция райисполкомов не ограничивается. Согласно Закона о местном управлении и самоуправлении райисполкомы также:
— совместно с правоохранительными органами осуществляют деятельность по охране общественного порядка;
— осуществляют деятельность по профилактике правонарушений;
— участвуют в борьбе с коррупцией, противодействии экстремизму, в том числе терроризму;
— участвуют в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполнении мероприятий по гражданской обороне, обеспечении пожарной, промышленной, ядерной и радиационной безопасности, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
— обеспечивают осуществление на территории района контроля за соблюдением законодательства, осуществляют разъяснение вопросов применения законодательства, относящихся к компетенции органов местного управления и самоуправления;
— проводят мероприятия, связанные с государственными праздниками, праздничными днями и памятными датами;
— выступают учредителями (участниками) организаций, имущество которых находится в частной собственности;
— выступают учредителями местных средств массовой информации;
— решают вопросы, связанные с охраной труда;
— участвуют в международном сотрудничестве.
Кроме того, согласно ст.43 Закона о местном управлении и самоуправлении райисполкомы также:
— содействуют занятости граждан, организуют оплачиваемые общественные работы, назначают и выплачивают пособия по безработице, решают иные вопросы в сфере занятости;
— обеспечивают предоставление льготных кредитов, субсидий гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;
— организуют библиотечное обслуживание граждан, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов;
— обеспечивают благоустройство и поддержание надлежащего санитарного состояния на соответствующей территории, в том числе в агрогородках, привлекают граждан и организации к осуществлению таких работ;
— организуют освещение улиц и установку указателей с названиями улиц и номерами домов;
— организуют работы по удалению коммунальных отходов;
— совершают действия, связанные с регистрацией актов гражданского состояния;
— обеспечивают безопасность дорожного движения;
— осуществляют государственную регистрацию и ликвидацию (прекращение деятельности) субъектов хозяйствования (только Брестский, Витебский, Гомельский, Гродненский, Могилевский городские исполкомы);
— выдают специальные разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов деятельности;
— вносят предложения об отстранении от работы руководителей расположенных на соответствующей территории государственных организаций, имущество которых не находится в коммунальной собственности этой административно-территориальной единицы, их нанимателям в случае невыполнения ими решений Совета, исполкома базового уровня либо Совета, исполкома областного уровня, принятых в пределах их компетенции, или других актов законодательства, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь;
— вносят предложения об освобождении от должностей руководителей расположенных на соответствующей территории организаций, имущество которых не находится в коммунальной собственности этой административно-территориальной единицы, в государственные органы, в подчинении (ведении) которых они находятся, или органы управления этих организаций в случае невыполнения ими решений Совета, исполкома базового уровня либо Совета, исполкома областного уровня, принятых в пределах их компетенции, или других актов законодательства;
— вносят в компетентные государственные органы предложения о привлечении к ответственности расположенных на соответствующей территории организаций, их должностных лиц и иных граждан, о возмещении вреда, причиненного их решениями, действиями (бездействием) интересам граждан, местному хозяйству, окружающей среде, в случае невыполнения ими решений Совета, исполкома базового уровня либо Совета, исполкома областного уровня, принятых в пределах их компетенции, или других актов законодательства;
— отменяют решения нижестоящих исполнительных и распорядительных органов, распоряжения их руководителей, если они не соответствуют решениям Совета, исполкома базового уровня либо Совета, исполкома областного уровня, принятым в пределах их компетенции, или другим актам законодательства;
Данный «перечень полномочий не является закрытым и в случаях, предусмотренных законодательством, райисполкомы могут осуществлять и иные полномочия» .
Таким образом, компетенция райисполкома достаточно обширна и распространяется практически на все сферы жизнедеятельности в пределах района. Для осуществления указанных полномочий райисполкому порой требуется донести информацию до населения и организаций других районов, области, республики, иностранных государств. В этом вопросе ключевую роль играет официальный сайт райисполкома, который, как и другие ресурсы национального сегмента сети Интернет, должен соответствовать определенным требованиям, предусмотренным законодательством. Именно требования к сайтам государственных органов и станут предметом исследования в следующей главе.

к оглавлению ↑

ГЛАВА 2 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К САЙТАМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ

2.1 Понятие информации. Деятельность государственных органов в сфере информационных отношений

Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды.
Государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы.
Пользование информацией может быть ограничено законодательством в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав (ст.34 Конституции Республики Беларусь) .
Исходя из смысла данной статьи Конституции гарантирование гражданам права на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, предполагает собой обязанность государственных органов по предоставлению такой информации (за исключением ограничений, предусмотренных законодательством).
Согласно ст.1 Закона Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» (далее – Закон об информации) информация – это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.
В зависимости от категории доступа информация делится на: общедоступную информацию; информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено.
К общедоступной информации относится информация, доступ к которой, распространение и (или) предоставление которой не ограничены. Не могут быть ограничены доступ к информации, распространение и (или) предоставление информации: о правах, свободах и законных интересах физических лиц, правах и законных интересах юридических лиц и о порядке реализации прав, свобод и законных интересов; о деятельности государственных органов, общественных объединений; о правовом статусе государственных органов, за исключением информации, доступ к которой ограничен законодательными актами Республики Беларусь; о чрезвычайных ситуациях, экологической, санитарно-эпидемиологической обстановке, гидрометеорологической и иной информации, отражающей состояние общественной безопасности; о состоянии здравоохранения, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства; о состоянии преступности, а также о фактах нарушения законности; о льготах и компенсациях, предоставляемых государством физическим и юридическим лицам; о размерах золотого запаса; об обобщенных показателях по внешней задолженности; о состоянии здоровья должностных лиц, занимающих должности, включенные в перечень высших государственных должностей Республики Беларусь; накапливаемой в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах государственных органов, физических и юридических лиц, созданных (предназначенных) для информационного обслуживания физических лиц.
К информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, относится: информация о частной жизни физического лица и персональные данные; сведения, составляющие государственные секреты; информация, составляющая коммерческую и профессиональную тайну; информация, содержащаяся в делах об административных правонарушениях, материалах и уголовных делах органов уголовного преследования и суда до завершения производства по делу; иная информация, доступ к которой ограничен законодательными актами Республики Беларусь. Правовой режим информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, определяется настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь (ст.17 Закона об информации).
Распространяемая и (или) предоставляемая информация должна содержать достоверные сведения о ее обладателе, а также о лице, распространяющем и (или) предоставляющем информацию, в форме и объеме, достаточных для идентификации таких лиц.
При использовании для предоставления информации технических средств, позволяющих ознакомить с информацией определенный круг лиц, обладатель информации и информационный посредник обязаны обеспечить пользователям информации возможность свободного отказа от получения предоставляемой таким способом информации.
Если обладателем информации либо информационным посредником или владельцем информационной сети получено уведомление о нежелании конкретного пользователя информации получать распространяемую и (или) предоставляемую информацию, они обязаны принять меры по предотвращению получения такой информации пользователем информации.
При распространении и (или) предоставлении информации по почте, сетям электросвязи лица, распространяющие и (или) предоставляющие информацию, обязаны соблюдать требования законодательства Республики Беларусь о почтовой связи, об электросвязи и о рекламе.
Предоставление общедоступной информации может осуществляться по запросу заинтересованного государственного органа, физического или юридического лица.
Запросы о получении общедоступной информации могут быть адресованы ее обладателям в форме: устного запроса; письменного запроса.
Предоставление заинтересованному государственному органу, физическому или юридическому лицу общедоступной информации по запросу может осуществляться посредством: устного изложения содержания запрашиваемой информации; ознакомления с документами, содержащими запрашиваемую информацию; предоставления копии документа, содержащего запрашиваемую информацию, или выписок из него; предоставления письменного ответа (справки), содержащего (содержащей) запрашиваемую информацию.
Распространение и (или) предоставление общедоступной информации о деятельности государственных органов могут осуществляться посредством ее:
— распространения в средствах массовой информации;
— размещения в государственном органе в общедоступных местах;
— размещения в информационных сетях;
— предоставления на основании запросов заинтересованных государственных органов, физических и юридических лиц;
— распространения и (или) предоставления иными способами.
Государственные органы обязаны посредством размещения в государственном органе в общедоступных местах распространять, а также могут иными способами распространять и (или) предоставлять следующую информацию: официальное наименование государственного органа; адрес места нахождения государственного органа, контактный телефон (факс); организационную структуру государственного органа (руководство, отделы (управления), контактные телефоны), за исключением информации, доступ к которой ограничен законодательными актами Республики Беларусь; режим работы государственного органа и время приема физических лиц; нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность государственного органа, за исключением информации, доступ к которой ограничен законодательными актами Республики Беларусь; официальное наименование, адрес места нахождения и режим работы вышестоящего государственного органа и время приема физических лиц в этом органе.
Кроме того, в информационных сетях государственные органы обязаны распространять и (или) предоставлять общедоступную информацию о нормативных правовых актах, в том числе технических нормативных правовых актах, принятых данным государственным органом, и иную информацию в соответствии с законодательством Республики Беларусь (ст.22 Закона об информации).
Таким образом, обязанность государственных органов по предоставлению и распространению информации о своей деятельности проистекает из гарантированного Конституцией права граждан на получение такой информации. Одним из способов предоставления и распространения информации служит размещение информации в информационных сетях. к оглавлению ↑

2.2 Требования к официальным интернет-сайтам государственных органов

Основным документом, регулирующим вопросы использования сети Интернет в Беларуси, стал Указ Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2010 г. № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет» (далее – Указ).
Исходя из положений Указа (п.1) государственные органы и организации (в том числе и райисполкомы) обязаны:
— размещать информацию о своей деятельности в глобальной компьютерной сети Интернет на своих официальных сайтах либо на соответствующих страницах официальных сайтов вышестоящих исполкомов;
— обеспечивать создание, функционирование и систематическое обновление интернет-сайтов с использованием информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента сети Интернет, размещенных на территории Республики Беларусь и зарегистрированных с учетом требований пункта 3 Указа;
— регулярно проводить анализ посещаемости их интернет-сайтов и принимать меры по реализации предложений граждан, направленных на совершенствование функционирования этих сайтов.
Интернет-сайты государственных органов и организаций формируются на русском и (или) белорусском языках, а при необходимости также на одном или нескольких иностранных языках. Государственные организации, осуществляющие экспорт продукции за пределы Республики Беларусь, дополнительно обеспечивают формирование языковой версии своих интернет-сайтов на одном или нескольких иностранных языках.
Главные страницы интернет-сайтов государственных органов и организаций должны непосредственно либо в виде отдельных рубрик содержать:
— общую информацию о государственном органе и организации (о руководстве, структуре, режиме работы, задачах и функциях, почтовом адресе, адресе электронной почты, номерах телефонов справочных служб этого органа (организации), территориальных подразделениях и др.);
— о работе с обращениями граждан и юридических лиц;
— об осуществлении административных процедур в отношении граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
о товарах (работах, услугах), производимых (выполняемых, оказываемых) государственной организацией;
— иную информацию, определяемую Президентом Республики Беларусь либо Советом Министров Республики Беларусь или размещаемую по решению руководителя государственного органа и организации (п.п.1.4 п.1 Указа).
Не подлежит размещению на интернет-сайтах государственных органов и организаций информация, распространение и (или) предоставление которой ограничено в соответствии с настоящим Указом и иными законодательными актами.
Доступ к информации, размещенной на интернет-сайтах государственных органов и организаций в соответствии с требованиями подпункта 1.4 пункта 1 Указа, является свободным. Государственные органы и организации не вправе взимать плату за доступ к данной информации (п.п.1.6 п.1 Указа).
Требования к содержанию интернет-сайтов государственных органов и организаций, а также порядок их функционирования определяются Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Администрацией Президента Республики Беларусь (п.п.1.7 п.1 Указа).
Согласно требованиям п.3 Указа интернет-сайты подлежат обязательной государственной регистрации, которая осуществляется по заявительному принципу Министерством связи и информатизации либо уполномоченной им организацией на основании соответствующего обращения поставщиков интернет-услуг.
Кроме того, размещение в сети Интернет литературных, научных, музыкальных, фотографических, аудиовизуальных произведений, произведений изобразительного искусства, иных объектов авторского права и смежных прав, пользующихся правовой охраной на территории Республики Беларусь, осуществляется с согласия их правообладателей (если иное не определено законодательными актами) и при условии соблюдения иных требований законодательства об авторском праве и смежных правах.
Размещение и распространение в сети Интернет информационных сообщений и (или) материалов, заимствованных с информационного ресурса информационного агентства, иного средства массовой информации, распространяемого через сеть Интернет, осуществляются с использованием адресации (гиперссылки) на первоисточник информации и (или) средство массовой информации, ранее распространившее эти информационные сообщения и (или) материалы, если обладателем таких сообщений и (или) материалов не установлены иные условия их распространения (п.9 Указа).
Положения Указа, в отношении содержания интернет-сайтов государственных органов и организаций, в том числе райисполкомов, конкретизированы в Положении о порядке функционирования интернет-сайтов государственных органов и организаций, утвержденном Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 29 апреля 2010 г. № 645 (далее – Положение).
Согласно Положения целями создания и функционирования интернет-сайтов государственных органов и организаций являются:
— предоставление официальной информации о деятельности государственных органов и организаций;
— своевременное обеспечение граждан и юридических лиц полной и достоверной информацией;
— осуществление взаимосвязи между информационными ресурсами государственных органов и организаций;
— содействие гражданам Республики Беларусь в реализации их прав и законных интересов (п.2 Положения).
Информация на интернет-сайтах государственных органов и организаций размещается с учетом следующих требований:
— актуальность, оперативность, достоверность и целостность;
— четкость структуризации, распределение данных по тематическим рубрикам (разделам, подразделам);
— многовариантность представления информации с использованием различных телекоммуникационных средств, технопрограммных решений и различного уровня доступа к ней;
— представление информации на государственных языках Республики Беларусь, а при необходимости также на одном или нескольких иностранных языках.
Доступ к информации, размещенной на интернет-сайтах государственных органов и организаций, является свободным и бесплатным (п.3 Положения).
Не подлежит размещению на интернет-сайтах государственных органов и организаций информация, содержащая сведения, составляющие государственные секреты Республики Беларусь, либо иные охраняемые в соответствии с законодательством сведения и (или) имеющая соответствующие ограничительные грифы.
Состав размещаемой на интернет-сайте информации должен отражать специфику деятельности государственного органа и организации. Информация должна обладать необходимой глубиной содержания и регулярно обновляться (не реже одного раза в неделю), а информация о новостях – также датироваться. Информация в виде текста размещается на интернет-сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста.
Структура интернет-сайта включает в себя главную страницу, страницы нижнего уровня, а также рубрики (разделы, подразделы).
Структура интернет-сайта должна обеспечивать оптимальное размещение различных видов информации, простоту навигации и доступа пользователей с различным уровнем образования и технической подготовки к содержанию рубрик (разделов, подразделов) интернет-сайта, а также единство дизайна всех страниц.
Для сложных по структуре интернет-сайтов, содержащих значительный объем разнородной информации, на главной странице обеспечивается возможность осуществления поиска информации на интернет-сайте с помощью средств навигации (путем последовательного перехода по ссылкам, начиная с главной страницы интернет-сайта).
На главной странице интернет-сайта непосредственно либо в виде отдельных рубрик размещается информация:
1) о государственном органе и организации:
официальное наименование и структура государственного органа и организации, почтовый адрес, адрес электронной почты;
номера телефонов справочных служб;
режим работы государственного органа и организации;
сведения о задачах и функциях государственного органа и организации, их структурных подразделений, а также тексты нормативных правовых актов (извлечения из них), определяющих эти задачи и функции;
перечень территориальных органов, подчиненных (входящих в состав) организаций государственного органа и обособленных подразделений организации, сведения о задачах и функциях, а также их почтовые адреса, адреса интернет-сайтов и электронной почты, номера телефонов справочных служб;
сведения о руководителе государственного органа и организации (должность, фамилия, собственное имя, отчество, номер служебного телефона);
2) о работе с обращениями граждан и юридических лиц:
порядок, время и место приема граждан, в том числе представителей юридических лиц;
порядок рассмотрения обращений граждан и юридических лиц;
номера телефонов «горячих линий», телефонов доверия и справочных служб;
наименование, место нахождения и режим работы вышестоящего государственного органа и организации;
3) об осуществлении административных процедур в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей:
наименования административных процедур;
исчерпывающие перечни документов и (или) сведений, представляемых для осуществления административных процедур;
формы (бланки) документов, необходимых для обращения за осуществлением административных процедур, порядок их заполнения и представления;
сроки осуществления административных процедур;
сроки действия справок или других документов, выдаваемых при осуществлении административных процедур;
размер платы, взимаемой при осуществлении административных процедур, а также реквизиты банковских счетов для внесения такой платы;
время приема, место нахождения, номер служебного телефона, фамилия, собственное имя, отчество, должность работника (работников) государственного органа и организации, осуществляющего (осуществляющих) прием заявлений об осуществлении административных процедур;
наименование, место нахождения и режим работы вышестоящего государственного органа и организации;
4) о товарах (работах, услугах), производимых (выполняемых, оказываемых) организацией:
перечень товаров (работ, услуг);
цены (тарифы) на товары (работы, услуги);
5) о новостях государственного органа и организации;
6) о формах обратной связи;
7) иная информация, определяемая Президентом Республики Беларусь либо Советом Министров Республики Беларусь или размещаемая по решению руководителя государственного органа и организации (п.7 Положения).
Требования к разработке, безопасности, средствам защиты информации, размещению и организации доступа к интернет-сайту, управлению и его техническому сопровождению определяются техническими нормативными правовыми актами.
Государственные органы регистрируют доменные имена в зонах GOV.BY и MIL.BY, организации – в зоне BY.
Государственные органы и организации на интернет-сайтах обеспечивают возможность быстрого перехода для пользователей на Интернет-портал Президента Республики Беларусь, Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь или интернет-сайт вышестоящего государственного органа и организации (п.10 Положения).
Формирование, ведение и обеспечение функционирования интернет-сайтов государственных органов и организаций осуществляются определенными руководителем государственного органа и организации структурными подразделениями (работниками), ответственными за формирование, размещение и обновление информации, размещаемой на интернет-сайте.
Полагаем, что в рамках настоящей главы необходимо рассмотреть и законодательно закрепленные технические вопросы, касающиеся сайтов государственных органов.
В этом нам поможет предстандарт СТБ П 2105-2010 «Информационные технологии. Интернет-сайты государственных органов и организаций. Требования» , утвержденный и введенный в действие постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 2 сентября 2010 г. № 52 .
Предстандарт устанавливает требования к структуре, дизайну, содержанию, размещению интернет-сайтов государственных органов и организаций, а также требования по защите информации для центров обработки данных, осуществляющих услуги хостинга для интернет-сайтов государственных органов и организаций. Предстандарт предназначен для применения при разработке, сопровождении, эксплуатации и размещении интернет-сайтов государственных органов и организаций.
К государственным органам и организациям документ относит:
Республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы (соответственно, и райисполкомы), иные государственные органы и государственные организации, а также хозяйственные общества, в отношении которых Республика Беларусь либо административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах), может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами (п.3.4. Предстандарта).
В соответствии с п.5.1 Предстандарта интернет-сайт должен соответствовать спецификациям и рекомендациям W3C. Информация, размещенная на интернет-сайте, должна быть доступна для пользователей, независимо от уровня их образования и технической подготовки. Дизайн интернет-сайтов должен разрабатываться с учетом рекомендаций W3C WAI WCAG.
Для обеспечения первоочередной загрузки важнейших элементов на странице интернет-сайта и их доступности необходимо размещать основные навигационные ссылки в верхней части каждой страницы интернет-сайта. Выбранный и определенный порядок навигации должен соблюдаться на каждой странице интернет-сайта.
Вся информация, размещенная на интернет-сайте, должна быть доступна посетителю через ссылку или пункт меню. Каждая гиперссылка должна быть рабочей и приводить пользователя к ожидаемому им ресурсу. Количество переходов по элементам навигации для доступа к запрашиваемой информации не должно превышать пяти. Навигационные элементы должны выделяться на фоне остальных элементов интернет-сайта. В случае, если дается гиперссылка на внешний сайт, рекомендуется, чтобы оповещение об этом пользователя осуществлялось заранее, при этом страницы, на которые ссылаются должны открываться в новом окне браузера (п.5.2 Предстандарта).
При размещении на странице интернет-сайта большого объема текстовой информации необходимо использовать внутренние ссылки (якоря) на различные разделы страницы. В свою очередь, в каждом разделе страницы должна быть ссылка «Вернуться в начало», позволяющая пользователю вернуться к началу страницы.
Достаточно подробно в Предстандарте описаны требования к механизму поиска для интернет-сайта. Кратко остановимся на некоторых из них: «Форма поиска либо ссылка на нее должна быть доступна на каждой странице интернет-сайта. Поле для ввода поискового запроса должно обеспечивать ввод не менее 20 символов» (п.5.3 Предстандарта).
Все страницы интернет-сайта должны иметь единый дизайн. Файлы графической информации, размещаемой на страницах интернет-сайта, должны храниться в единственном экземпляре в форматах, рекомендованных W3C для использования в сети Интернет и обеспечивающих наименьший объем передаваемых пользователю данных при допустимом уровне качества.
Необходимо отметить, что для обеспечения актуальности размещаемой на интернет-сайте информации Предстандарт требует от государственных органов и организаций разработки и утверждения процедуры эксплуатации и сопровождения интернет-сайта.
Сама же процедура согласно Предстандарта иметь статус документа, регламентирующего деятельность государственных органов и организаций, и соответствующую идентификацию, а также должна содержать указанные в Предстандарте обязательные сведения (определять терминологию, порядок сбора сведений и т.д.).
Также Предстандарт содержит положения о продвижении и поисковой оптимизации интернет-сайтов, организационных мероприятиях по обеспечению безопасности информации
Предстандарт вступил в силу с 01.01.2011, а срок его действия 01.01.2013.
Таким образом, законодательство установило достаточно жесткие требования в отношении содержания интернет-сайтов государственных органов, в том числе и райисполкомов. Данные требования призваны, по нашему мнению, способствовать единообразию, характерному для системы государственных органов Беларуси. Как выполняются положения, закрепленные в законодательстве, райисполкомами рассмотрим в рамках следующей главы.

к оглавлению ↑

ГЛАВА 3 АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННЫХ САЙТОВ РАЙИСПОЛКОМОВ

Ввиду особой роли райисполкомов, о которой автор упоминал ранее, актуальным является вопрос о выполнении райисполкомами требований в отношении своих информационных сайтов. Чтобы найти ответ автором проведен анализ официальных сайтов райисполкомов Минской области.
Прежде чем перейти к непосредственным результатам анализа сайтов райисполкомов, необходимо дать краткую характеристику Минской области и ее административному делению, а также примененной методике анализа.
Минская область – центральная, самая большая по территории область Республики Беларусь, граничит со всеми областями республики. Площадь – 39,9 тыс. квадратных километров, наибольшая протяженность с севера на юг – 315 км, с востока на запад – 240 км. Занимаемая площадь (с Минском) составляет 19,4% площади Беларуси .
Административное деление области представлено 22 районами, 1 городом областного подчинения, 2 городами районного подчинения 19 поселками городского типа, 5212 сельскими населенными пунктами.
Представительная власть: областной Совет депутатов – 1, районные Советы депутатов – 22, городской Совет депутатов – 1; городские Советы депутатов городов районного подчинения – 2, поселковые Советы депутатов – 9, сельские Советы депутатов – 270.
Исполнительная власть: областной исполнительный комитет – 1, районные и городской исполнительные комитеты – 23, исполнительные комитеты городов районного подчинения – 2, поселковые и сельские исполнительные комитеты – 279 .
С целью более глубокого анализа исследовались все 22 официальных сайта райисполкомов Минской области: Березинский, Борисовский, Вилейский, Воложинский, Дзержинский, Клецкий, Копыльский, Крупский, Логойский, Любанский, Минский Молодечненский, Мядельский, Несвижский, Пуховичский, Слуцкий, Смолевичский, Солигорский, Стародорожский, Столбцовский, Узденский, Червенский.
Исследованию были подвергнуты главным образом вопросы соответствия указанных сайтов необходимым требованиям.
Исследование проводилось путем выставления баллов за соответствие (либо несоответствие) требованиям к содержанию:
0 – соответствует;
1 – одно нарушение;
2 – два (и более) нарушения.
Критериями оценки служили следующие требования:
— актуальность;
— достоверность;
— возможность копировать текст;
— изложение информации на государственном языке;
— наличие поиска по сайту;
— выполнение требований п.7 Положения;
— выполнение требований п.10 Положения;
— наличие гиперссылок на первоисточники;
— не более пяти переходов до искомой информации;
— наличие нерабочих ссылок.
Технические же моменты (возможности оптимизации кода сайта, возможности продвижения сайта и т.д.) анализу не подвергались ввиду того, что находятся за пределами данного курсового исследования.
Результаты анализа приведены в Таблице 1 (ПРИЛОЖЕНИЕ А).
Проведенный анализ показал, что в целом требования, предъявляемые к содержанию официальных сайтов государственных органов, райисполкомами выполняются. Однако есть и некоторые нарушения:
1. По официальному сайту Березинского райисполкома :
— отсутствуют сведения о задачах и функциях государственного органа, тексты нормативных правовых актов (извлечения из них), определяющие эти задачи и функции, ограничиваются только работой с обращениями граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также по системе «Одно окно» (п.7 Положения);
— содержится недостоверная информация: в рубрике «Актуальная информация» имеется ссылка на материал «Олимпийские дни молодежи», в котором указано, что «18 января (суббота) 2012 г. пройдут зональные…».
2. По официальному сайту Борисовского райисполкома :
— отсутствуют сведения о задачах и функциях государственного органа, тексты нормативных правовых актов (извлечения из них), определяющие эти задачи и функции, ограничиваются только работой с обращениями граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также по системе «Одно окно» (п.7 Положения).
3. По официальному сайту Вилейского райисполкома :
— отсутствуют сведения о задачах и функциях государственного органа, тексты нормативных правовых актов (извлечения из них), определяющие эти задачи и функции, ограничиваются только работой с обращениями граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также по системе «Одно окно» (п.7 Положения);
— на странице «Актуальная информация» имеется ссылка «Прямая линия», при переходе по которой имеется информация «7.02.2012г. с 10-00 до 12-00 управление по труду, занятости и социальной защите Вилейского райисполкома проводит «Прямую линию» для жителей г. Вилейка и Вилейского района», что уже не актуально.
4. По официальному сайту Червенского райисполкома :
— отсутствуют сведения о задачах и функциях государственного органа, тексты нормативных правовых актов (извлечения из них), определяющие эти задачи и функции, ограничиваются только работой с обращениями граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также по системе «Одно окно» (п.7 Положения);
— при использовании ссылок и переходе посредством их на другие сайты страница открывается в том же окне (например, ссылки Cайт Червенской ЦРБ, Указ Президента Республики Беларусь 26.04.2010 № 200 на странице «Здравоохранение» (http://www.cherven.minsk-region.by/ru/social/zdravooxr)), чем нарушается требование п.5.2 Предстандарта, согласно которого в случае, если дается гиперссылка на внешний сайт, страницы, на которые ссылаются должны открываться в новом окне браузера.
Анализ сайтов остальных 18 райисполкомов показал, что сайты имеют одно нарушение: на них отсутствуют сведения о задачах и функциях государственного органа, тексты нормативных правовых актов (извлечения из них), определяющие эти задачи и функции, ограничиваются только работой с обращениями граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также по системе «Одно окно». Других нарушений по заданным критериям выявлено не было.
Между тем, аналогичное исследование автором было проведено 30 декабря 2011. Оно проводилось в отношении 5-ти сайтов райисполкомов Минской области: Дзержинского, Столбцовского, Борисовского, Мядельского, Несвижского. Проведенный в ходе исследования анализ показал:
1. По официальному сайту Дзержинского райисполкома :
— отсутствуют сведения о задачах и функциях государственного органа, тексты нормативных правовых актов (извлечения из них), определяющие эти задачи и функции, ограничиваются только работой с обращениями граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также по системе «Одно окно» (п.7 Положения).
2. По официальному сайту Столбцовского райисполкома :
— содержится неактуальная информация: во вкладке «Вакансии» имеется информация «К сведению безработных и незанятого населения», в которой указано «СПЕШИТЕ! В августе-сентябре 2011года формируются группы для обучения по следующим специальностям:……»; в рубрике «Актуальная информация» имеется ссылка на материал «Зимняя сказка в «Сосновом бору», в которой содержится «Ждем Вас с 10 по 25 декабря 2011г.»
— по сведениям о задачах и функциях государственного органа также, как и у сайта Дзержинского райисполкома.
3. По официальному сайту Борисовского райисполкома :
— по сведениям о задачах и функциях государственного органа также, как и у сайта Дзержинского райисполкома;
— не соблюдены требования о четкости структуры сайта и простате навигации.
4. По официальному сайту Мядельского райисполкома :
— по сведениям о задачах и функциях государственного органа также, как и у сайта Дзержинского райисполкома;
— содержится неактуальная информация: в рубрике «Актуальная информация» имеется ссылка на материал «Парад Дедов Морозов», в которой содержится «23 декабря 2011 года в г.Мядель на площади Шаранговича в 13.00 состоится районный смотр-конкурс “Парад Дедов Морозов”».
5. По официальному сайту Несвижского райисполкома :
— по сведениям о задачах и функциях государственного органа также, как и у сайта Дзержинского райисполкома.
Результаты проведенного анализа сайтов райисполкомов Минской области дают основания утверждать о том, что нарушения действующего законодательства, имеющиеся на данных сайтах можно разделить на две группы:
1. Долговременные. К ним можно отнести отсутствие сведений о задачах и функциях государственного органа, тексты нормативных правовых актов (извлечения из них), определяющие эти задачи и функции, ограничиваются только работой с обращениями граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также по системе «Одно окно». Тем самым нарушается п.7 Положения.
2. Кратковременные. К ним можно отнести неактуальность и недостоверность некоторой информации (сайты Столбцовского, Вилейского, Березинского и Мядельского райисполкомов). Если данные нарушения имели место в один момент, то через короткий промежуток времени их устранили.
По нашему мнению, данные нарушения имеют место в связи с ненадлежащим отношением ответственных работников к своим обязанностям, отсутствия внимания на сайты руководителей райисполкомов и соответствующего контроля со стороны проверяющих органов.
Однако, несмотря на указанные нарушения, по большинству показателей (как показывает Таблица 1- ПРИЛОЖЕНИЕ А) сайты райисполкомов соответствуют требованиям законодательства. А выявленные нарушения (несоответствия) носят, по мнению автора, формальный характер и по существу не влияют ни на количество посетителей, ни на качество работы райисполкомов.
Кроме того, надо признать, что сайты райисполкомов содержат в себе большой информационный массив, о чем говорит количество каталогов, подкаталогов и файлов у исследованных сайтов. Как упоминалось ранее, роль официального сайта райисполкома обусловлена особо значимой ролью самого исполкома. При этом, если полномочия райисполкома затрагивают практически все сферы жизнедеятельности на территории района, то официальный сайт отражает не только все направления деятельности исполкома, но и служит своеобразным форпостом между районом и внешним миром. Что, несомненно, способствует выдвижению интернет-сайтов райисполкомов на ведущие позиции среди источников получения информации, а также формированию у них статуса незаменимого средства поддержки райисполкомов.
Таким образом, сайты райисполкомов в целом соответствуют требованиям законодательства, однако имеются некоторые нарушения (долговременные и кратковременные), которые также устранимы при наличии надлежащего отношения ответственных работников к своим обязанностям и внимания к сайтам руководителей райисполкомов, также контроля со стороны проверяющих органов.

к оглавлению ↑

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью данной курсовой работы являлся теоретический и практический анализ официального интернет-сайта как средства поддержки райисполкомов.
Процесс достижения поставленной цели предусматривал решение следующих задач: рассмотреть правовую сущность и компетенцию райисполкома; рассмотреть деятельность государственных органов в сфере информационных отношений; изучить основные требования к официальным сайтам государственных органов Республики Беларусь; путем проведения анализа установить выполняются ли райисполкомами требования законодательства при создании и наполнении своих информационных сайтов.
Решение указанных задач при выполнении работы позволяет сделать следующие выводы:
Райисполком играет ключевую исполнительно-распорядительную роль в системе органов государственной власти на уровне района. Его компетенция достаточно обширна и распространяется практически на все сферы жизнедеятельности в пределах района.
Обязанность государственных органов по предоставлению и распространению информации о своей деятельности проистекает из гарантированного Конституцией права граждан на получение такой информации. Одним из способов предоставления и распространения информации служит размещение информации в информационных сетях, в том числе и посредством создания и наполнения интернет-сайтов.
Целями создания и функционирования интернет-сайтов государственных органов и организаций являются: предоставление официальной информации о деятельности государственных органов и организаций; своевременное обеспечение граждан и юридических лиц полной и достоверной информацией; осуществление взаимосвязи между информационными ресурсами государственных органов и организаций; содействие гражданам Республики Беларусь в реализации их прав и законных интересов.
Законодательство установило достаточно жесткие требования в отношении содержания интернет-сайтов государственных органов, в том числе и райисполкомов.
Так, информация на интернет-сайтах государственных органов и организаций размещается с учетом: актуальности, оперативности, достоверности и целостности, четкости структуризации, а также целого ряда других требований.
Анализ сайтов 22 райисполкомов Минской области позволяет сделать вывод о том, что по большинству показателей сайты райисполкомов соответствуют требованиям законодательства. Вместе с тем, имеются и нарушения. Результаты проведенного анализа сайтов дают основания для деления выявленных нарушений на две группы: долговременные и кратковременные.
Однако, выявленные нарушения (несоответствия) носят, по мнению автора, формальный характер и по существу не влияют ни на количество посетителей, ни на качество работы райисполкомов.
Также необходимо отметить, что сайты райисполкомов содержат в себе большой информационный массив, что, несомненно, способствует выдвижению интернет-сайтов райисполкомов на ведущие позиции среди источников получения информации.
Таким образом, по результатам проведенного исследования можно обоснованно утверждать, что роль информационных сайтов как средства поддержки райисполкомов безусловно велика и базируется не только на требованиях законодательства, но и на требованиях объективной действительности, обусловленной уровнем информатизации общества в настоящее время.

к оглавлению ↑

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые источники Республики Беларусь
1. Конституция Республики Беларусь 1994г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2011.
2. О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет: Указ Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2010 г. № 60 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2011.
3. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-З // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2011.
4. Об информации, информатизации и защите информации: Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 455-З// Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2011.
5. Положение о порядке функционирования интернет-сайтов государственных органов и организаций, утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь «О некоторых вопросах интернет-сайтов государственных органов и организаций и признании утратившим силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 11 февраля 2006 г. № 192» 29 апреля 2010 г. № 645// Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2011.
6. Об утверждении, введении в действие, изменении и отмене технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации: Постановление Госстандарта Республики Беларусь от 2 сентября 2010 г. № 52 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2012.
7. СТБ П 2105-2010 «Информационные технологии. Интернет-сайты государственных органов и организаций. Требования», утвержден и введен в действие Постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 2 сентября 2010 г. № 52 // Национальный фонд технических нормативных правовых актов Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Минск, 2012.

Литературные источники
8. Войцеховская, С.В. Действующее законодательство о защите прав потребителей / С.В. Войцеховская // Библиотечка журнала Юрист. – 2009. – №1. – С.4-17.
9. Жарова А.К. Международные правовые концепции борьбы с распространением вредной информации // Бизнес-информатика. 2010. № 04. С. 46-53.
10. Конституционное право. Учеб. Пособие/ Д.М. Демичев. – Мн.: Выш. шк., 2004. – 351с.
11. Конституционное право: экспресс курс/ В.Н.Кривель. – Мн.: Соврем. шк., 2008. – 168с.
12. Мягков Г.П., Недашковская Н.И., Недашковский Л.Ф. Пространство сети Интернет для исследователей: информационно-справочные ресурсы, научные центры, коммуникация, источники: учебно-методическое пособие для историков. – Казань: Изд-во Института истории АН РТ, 2008. – 56 с.
13. Ясинская-Казаченко, А.В. Конституционное право Республики Беларусь. – Мн.: Амалфея, 2008. – 408с.

Ресурсы удаленного доступа
14. Административно-территориальное деление. Население// Официальный сайт Минского областного исполнительного комитета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minsk-region.gov.by/index.aspx?id=14 — 2011.
15. Географическое положение. Территория // Официальный сайт Минского областного исполнительного комитета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minsk-region.gov.by/index.aspx?id=14 — 2011.
16. Официальный сайт Березинского районного исполнительного комитета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.berezino.minsk-region.gov.by/ — Дата доступа: 12.02.2012.
17. Официальный сайт Борисовского районного исполнительного комитета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.borisov.minsk-region.by/ru/- Дата доступа: 12.02.2012.
18. Официальный сайт Вилейского районного исполнительного комитета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vileyka.minsk-region.by/ru- Дата доступа: 12.02.2012.
19. Официальный сайт Воложинского районного исполнительного комитета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.volozhin.gov.by — Дата доступа: 12.02.2012.
20. Официальный сайт Дзержинского районного исполнительного комитета[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dzerzhinsk.minsk-region.by/ru — Дата доступа: 12.02.2012.
21. Официальный сайт Клецкого районного исполнительного комитета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kletsk.minsk-region.by/- Дата доступа: 12.02.2012.
22. Официальный сайт Копыльского районного исполнительного комитета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kopyl.minsk-region.by/- Дата доступа: 12.02.2012.
23. Официальный сайт Крупского районного исполнительного комитета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.krupki.gov.by/ — Дата доступа: 12.02.2012.
24. Официальный сайт Логойского районного исполнительного комитета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.logoysk.gov.by/- Дата доступа: 12.02.2012.
25. Официальный сайт Любанского районного исполнительного комитета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lyuban.minsk-region.by/- Дата доступа: 12.02.2012.
26. Официальный сайт Минского районного исполнительного комитета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mrik.gov.by/- Дата доступа: 12.02.2012.
27. Официальный сайт Молодечненского районного исполнительного комитета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.molodechno.minsk-region.by/ru/- Дата доступа: 12.02.2012.
28. Официальный сайт Мядельского районного исполнительного комитета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.myadel.minsk-region.by/- Дата доступа: 12.02.2012.
Официальный сайт Несвижского районного исполнительного комитета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nesvizh.minsk-region.by/ — Дата доступа: 12.02.2012.
29. Официальный сайт Пуховичского районного исполнительного комитета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pukhovichi.minsk-region.by/- Дата доступа: 12.02.2012.
30. Официальный сайт Слуцкого районного исполнительного комитета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.slutsk.minsk-region.by/- Дата доступа: 12.02.2012.
31. Официальный сайт Смолевичского районного исполнительного комитета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.smolevichi.minsk-region.by/- Дата доступа: 12.02.2012.
32. Официальный сайт Солигорского районного исполнительного комитета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.soligorsk.by/- Дата доступа: 12.02.2012.
33. Официальный сайт Стародорожского районного исполнительного комитета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.staryedorogi.minsk-region.by/- Дата доступа: 12.02.2012.
34. Официальный сайт Столбцовского районного исполнительного комитета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.stolbtsy.minsk-region.by/ — Дата доступа: 12.02.2012.
35. Официальный сайт Узденского районного исполнительного комитета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.uzda.minsk-region.by/- Дата доступа: 12.02.2012.
36. Официальный сайт Червенского районного исполнительного комитета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cherven.minsk-region.by/- Дата доступа: 12.02.2012.

к оглавлению ↑

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ А
Таблица 1
Актуальность, целостность Достоверность Возможность копировать текст Представление информации на двух госуд. и одном иностранном языках Наличие поиска по сайту Выполнение требований п.7 Положения Выполнение требований п.10 Положения Наличие гиперссылок на первоисточники Не более пяти переходов до искомой информации Наличие нерабочих ссылок
Березинский 0 1 0 0 0 1 0 0 0 0
Борисовский 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0
Вилейский 1 0 0 0 0 1 0 0 0 0
Воложинский 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0
Дзержинский 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0
Клецкий 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0
Копыльский 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0
Крупский 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0
Логойский 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0
Любанский 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0
Минский 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0
Молодечненский 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0
Мядельский 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0
Несвижский 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0
Пуховичский 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0
Слуцкий 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0
Смолевичский 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0
Солигорский 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0
Стародорожский 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0
Столбцовский 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0
Узденский 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0
Червенский 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0

Сказать спасибо:

Вам понравиться